1.4.1. Центры прибыли
Центр прибыли (Profit Center) – это организационное подразделение страховой компании, по итогам деятельности которого рассчитывается собственный финансовый результат.
Различают истинные и неистинные центры прибыли. Истинные центры прибыли возникают при выделении важнейших подразделении страховой компании, таких как отдел сбыта, страховые отделы, отдел урегулирования убытков, административно хозяйственный отдел, в самостоятельные хозяйственные единицы вне собственно страховой компании и образовании, таким образом, «пред приятии в предприятии». Неистинные центры прибыли возникают в том случае, когда отдельные подразделения страховых компании выделяются в самостоятельные, так называемые стратегические хозяйственные единицы, но не образуют при этом отдельных предприятий. Как истинные, так и неистинные центры прибыли характеризуются помимо организационного вычленения структурных единиц возможностью отнесения на них переменных и важнейших постоянных затрат. Кроме того, они самостоятельно осуществляют расчет финансового результата своей хозяйственной деятельности и обладают широкими полномочиями по принятию решении, в частности, касающихся уровня затрат. Оценка результатов хозяйственной деятельности осуществляется по методу учета затрат с помощью показателя покрытия затрат.
Деятельность центров прибыли характеризуется следующими чертами:
центрам прибыли устанавливаются общие рамки деятельности, которые продиктованы основной хозяйственной целью предприятия;
центры прибыли представляют собой ясно выделенные подразделения предприятия;
вся ответственность за достижение целей хозяйственной деятельности центра прибыли сосредоточена в одних руках;
существует четкое разграничение полномочий в отношениях со страховой компанией;
возможность однозначного отнесения переменных и важнейших постоянных затрат на центры прибыли;
центры прибыли самостоятельно используют рычаги воздействия на уровень затрат;
возможность однозначного отнесения прибыли;
центры прибыли могут самостоятельно воздействовать на хозяйственный результат;
использование финансовых рычагов для повышения мотивации сотрудников, например, участие сотрудников в прибыли, использование премиальных систем;
наличие в центрах прибыли собственного контроллинга;
расчет собственного финансового результата по методу учета затрат с помощью показателя покрытия затрат.
По сравнению с традиционной организационной структурой создание центров прибыли дает следующие преимущества:
способствует ориентации деятельности не на достижение определенного оборота, а на конечный финансовый результат за счет более активного вовлечения в хозяйственные процессы децентрализованных подразделении, являющихся источником затрат, например агентств;
в большей степени мотивирует снижать уровень затрат и добиваться более высоких результатов, поскольку эта форма организации деятельности предоставляет большую свободу в принятии решений, повышает ответственность сотрудников, стимулирует развитие самостоятельности и инициативы;
дает возможность хозяйственным подразделениям самостоятельно направлять и регулировать свою деятельность, проявлять большую гибкость при сбыте своих продуктов и заключении новых договоров;
обеспечивает возможность быстрого реагирования на потребности рынка и изменение финансовых результатов;
способствует введению новых схем выплат комиссионных вознаграждении, ориентированных на финансовый результат;
позволяет обходиться без излишне разветвленной внутренней структуры.
В ряде случаев создание центров прибыли может быть сопряжено с некоторыми проблемами. Так, сложности могут возникнуть:
при несовпадении целей страховой компании и центра прибыли. Если для страховой компании как единицы управления основная цель хозяйственной деятельности состоит в увеличении прибыли путем снижения убыточности, то для центра прибыли, предположим, страхового агентства, как самого мелкого объекта управления, цель хозяйственной деятельности состоит в увеличении объема продаж и, соответственно, суммы получаемых комиссионных. В результате этого вместо селекции рисков на первое место в деятельности центров прибыли выдвигается показатель объема продаж,
если используется традиционная система выплаты комиссионных вознаграждений, ориентированная только на объем продаж, следует иметь в виду, что главной задачей для центра прибыли является увеличение собственного финансового результата, а не финансового результата всей страховой компании. Поэтому в рамках страховой компании необходима модификация системы выплаты комиссионных вознаграждении страховым агентствам и агентам, работающим со страховой компанией по трудовому договору, с учетом их личных интересов и в соответствии с целями всей страховой компании. При достижении положительных результатов агентства должны получать часть прибыли страховой компании, а в случае наступления убытков их часть должна быть перенесена на центры прибыли через систему санкций. При этом основная задача состоит в оценке деятельности наименьших единиц управления, каковыми являются центры прибыли, по показателю покрытия затрат и отражении этих результатов в соответствующей системе оплаты труда,
при отсутствии необходимых рамочных условии, определяющих организацию рабочих процессов, формирование целевых групп клиентов, организационно правовую форму центра,
если руководство страховой компании не оказывает необходимой поддержки центру прибыли в сфере продаж путем проведения соответствующих маркетинговых мероприятии и в целом в конкурентной борьбе,
при использовании неправильных критериев оценки хозяйственной деятельности центров прибыли,
если руководство страховой компании слишком поздно начинает реагировать на ошибки в работе центров прибыли. Как правило, это бывает связано с плохой организацией контроллинга,
если руководство страховой компании слишком часто вмешивается в работу центров прибыли, особенно по вопросам принятия рисков на страхование и определения размеров страховых премии,
если центру прибыли задаются нереальные для достижения плановые показатели и т.д.
Центры прибыли могут быть организованы
по видам страхования
по группам клиентов
по каналам продаж
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Тема 1. Экономическая сущность и классификация страхования
- 1. Экономическая необходимость, сущность, функции страхования
- 2. Способы формирования страховых фондов
- 3. Классификация страхования
- Тема 2: страховой риск
- Сущность, содержание, виды рисков
- Способы оценки степени риска
- 3. Процесс управления риском в страховании
- Тема 3: юридические основы страховых отношений. Договор страхования
- Правовая база страховой деятельности в рф
- Организационно-правовые основы деятельности страховых компаний
- 3. Государственный надзор за деятельностью субъектов страхового дела
- 4. Лицензирование страховой деятельности
- Договор страхования
- Тема 4: страховой рынок
- Особенности страхового рынка
- 2. Участники страхового рынка. Страховые посредники
- 3. Страховая услуга как товар, его характеристика
- Структура страховой премии
- Страховой тариф (брутто-ставка)
- Доля нагрузки в Расходы страховщика Процент Доля прибыли
- Брутто-ставке Сумма брутто-премий комиссионных в брутто-ставке
- 6. Системы страхового обеспечения
- 7. Современное состояние страхового рынка России
- Тема 5: Организационные и финансовые основы деятельности страховой компании
- Организационная структура страховой компании
- 1.1. Структурная организация по страховым продуктам
- 1.2. Структурная организация по функциональному принципу
- 1.3. Структурная организация по группам клиентов
- 1.4. Новые формы страховой деятельности
- 1.4.1. Центры прибыли
- A. Организация по видам страхования
- Б. Организация по группам клиентов
- B. Организация по каналам продаж
- 1.4.2. Телефонные центры
- 1.4.3. Аутсорсинг
- Особенности финансов страховой организации
- 2. Доходы, расходы , прибыль страховщика
- 3. Формирование страховых резервов страховой компании
- Раздел 2 Порядка Требования к составу страховых резервов (по страхованию жизни)
- 3. Финансовая устойчивость страховой компании
- Финансовой устойчивости страховщиков
- Тема 6: Страховая компания и ее инвестиционная деятельность
- Раздел II. Виды активов, принимаемых
- Тема 7: страхование имушества юридических и физических лиц
- Сущность и виды имущественного страхования
- 2. Страховая сумма и возмещение ущерба в страховании имущества
- Тема 8: Страхование ответственности
- 1. Особенности страхования ответственности
- 2. Виды страхования ответственности
- Тема 9: Личное страхование
- Сущность и виды личного страхования
- Особенности страхования жизни
- Особенности страхования от несчастных случаев
- Особенности обязательного медицинского страхования
- Особенности добровольного медицинского страхования
- Тема 10: Перестрахование
- Первичное страхование, сострахование и перестрахование
- Сущность, механизм, участники перестрахования
- Формы договоров перестрахования
- Пропорциональное и непропорциональное перестрахование
- Тема 11: Мировое страховое хозяйство
- 1. Страховой рынок сша
- 2. Страховой рынок Великобритании
- 3. Тенденции, перспективы и проблемы взаимодействия российских и иностранных страховщиков
- 4. Страхование внешнеэкономических рисков
- Другие методы.
- Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)
- Экономическая необходимость, сущность, функции страхования.
- Способы формирования страховых фондов.
- Классификация страхования.
- Литература