logo
ЛЕКЦИИ Страхование 2010 ВВ ФиК

3. Страховая услуга как товар, его характеристика

Страховая защита – услуга, предоставляемая страховыми организациями. Как любой товар, страховая услуга имеет потребительную стоимость и стоимость.

Потребительная стоимость страховой услуги заключается в обеспечении страховой защиты. Страховая защита заключается в снятии риска со страхователя. При наступлении страхового события страховая защита материализуется в форме страхового возмещения либо страхового обеспечения.

Стоимость страховой услуги (цена) выражается в страховом взносе (премии), которую страхователь уплачивает страховщику.

Страховая премия (или страховой взнос) – это плата страхователя страховщику за предоставление страховой услуги, состоящей в принятии на себя страховщиком риска и обязательства по возмещению страхователю ущерба в случае его реализации.

СМ. Статья 11 ФЗ. Страховая премия (страховые взносы) и страховой тариф

  1. Страховая премия (страховые взносы) уплачивается страхователем в валюте РФ, за исключением случаев, предусмотренных валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.

  2. Страховой тариф – ставка страховой премии с единицы страховой суммы с учетом объекта страхования и характера страхового риска.

Конкретный размер страхового тарифа определяется договором добровольного страхования по соглашению сторон.

Страховые тарифы по видам обязательного страхования устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.

Страховая премия устанавливается при подписании договора страхования и остается неизменной в течение срока его действия. Премия рассчитывается относительно базы, в качестве которой выступает страховая сумма по договору. Отношение величины страховой премии к страховой сумме называется страховым тарифом:

Страховой тариф определяется в процентах (в расчете на 100 денежных единиц страховой суммы) либо в промилле (в расчете на 1000 денежных единиц страховой суммы).

Величина страховой премии должна быть достаточной, чтобы:

Цена страховой услуги может колебаться под влиянием следующих факторов:

Страховой рынок характеризуется более жесткой конкуренцией, так как страховые услуги менее разнообразны, чем обычные товары. В традиционных видах страхования конкуренция развивается по следующим направлениям:

Чем выше уровень конкуренции на страховом рынке, тем эффективнее деятельность страховых компаний с точки зрения страхователей и тем ниже уровень страховых тарифов.