logo
SHPOR2

15. Методы оценки делового риска и репутации потенциального заемщика.

Деловой риск - это риск, связанный с тем, что кругооборот фондов заемщика может не завершиться в срок и с предполагаемым эффектом. Факторами делового риска являются различные причины, приводящие к прерывности или задержке кругооборота фондов на отдельных стадиях.

Факторы делового риска можно сгруппировать по стадиям кругооборота.

1 стадия - создание запасов:

-количество поставщиков и их надежность;

-мощность и качество складских помещений;

-соответствие способа транспортировки характеру груза;

-доступность цен на сырье и его транспортировку для заемщика;

-количество посредников между покупателем и производителем сырья и других материальных ценностей;

-отдаленность поставщика;

-экономические факторы;

-мода на закупаемое сырье и другие ценности;

-факторы валютного риска;

-опасность ввода ограничений на вывоз и ввоз импортного сырья.

II стадия - стадия производства:

• наличие и квалификация рабочей силы;

• возраст и мощность оборудования;

• загруженность оборудования;

• состояние производственных помещений.

3 стадия - стадия сбыта:

-количество покупателей и их платежеспособность;

-диверсифицированность дебиторов;

-степень защиты от неплатежей покупателей;

-принадлежность заемщика к базовой отрасли по характеру кредитуемой готовой продукции;

-степень конкуренции в отрасли;

-влияние на цену кредитуемой готовой продукции общественных традиций и предпочтений, политической ситуации;

-наличие проблем перепроизводства на рынке данной продукции;

-демографические факторы;

-факторы валютного риска;

-возможность ввода ограничений на вывоз из страны и ввоз в другую страну экспортной продукции.

Кроме того, факторы риска на стадии сбыта могут комбинироваться из факторов первой и второй стадии. Поэтому деловой риск на стадии сбыта считается более высоким, чем на стадии создания запасов или производства.

В условиях экономической нестабильности анализ делового риска в момент выдачи ссуды существенно дополняет оценку кредитоспособности клиента на основе финансовых коэффициентов, которые рассчитываются на основе средних фактических данных истекших отчетных периодов.

Также необходимо оценить репутацию заемщика. Один из возможных методов ее оценки- метод кредитного скоринга. Каждый банк самостоятельно разрабатывает свою модель кредитного скоринга, исходя из особенностей банка и его клиентов, банковского закон-ва и нац. традиций страны. Выделяется группа факторов, позволяющих с достаточной степенью достоверности определить кредитный риск при выдаче кредита клиенту ( например, пол, возраст, профессия, фин. показ-ли и т.д.) и каждому фактору присваивается свой коэффициент, далееподсчитываются баллы, которые сравниваются с критериальными значениями. Метод скоринга позволяет провести Экспрессс-анализ заявки на кредит в присутствии клиента.

Репутация заемщика изучается весьма тщательно, при этом очень важным является изучение кредитной истории клиента, т.е. прошлого опыта работы с ссудной задолженностью. Устанавливаются факты или их отсутствие неплатежей по ссудам, протеста векселей и т.д.

Аналогичная модель оценки делового риска применяется и на основе других критериев. Баллы проставляются по каждому критерию и суммируются. Чем больше сумма баллов, тем меньше риск и больше вероятность завершения сделки с прогнозируемым эффектом, что позволит заемщику в срок погасить свои долговые обязательства.