logo
УМК ОДКБ

1.Банковская система: общее понятие, организационная структура

Первые банки, по мнению ряда ученых, возникли в Италии (Венеция, Генуя), в 14-15 веках, в условиях мануфактурной стадии капитализма. Появление банка было вызвано необходимостью дальнейшего развития кредитных отношений, требуемого со стороны капиталистических предприятий. Также существует мнение, что банки возникли в более ранний период – при феодализме. Отмечается, что уже в античном и феодальном хозяйстве существовала потребность в функции банка как посредника платежа. Следовательно, точных сведений о том, когда возникли банки, какие операции они выполняли и, что явилось побудительной силой их возникновения в истории, нет. Однако принято считать, что термин «банк» происходит от итальянского слова «banco» и означает «стол». Предшественниками современных банков были средневековые менялы – представители денежно-торгового капитала. «Банко-столы» устанавливались на площадях, где велась оживленная торговля товарами. Менялы принимали денежные вклады у купцов и специализировались на обмене денег различных стран. В последствии, когда первые банкиры поняли, что накапливаемые денежные средства непроизводительны в своем бездействии, появились зачатки элементарных кредитных отношений. Стали выдаваться ссуды на существующие в то время цели, а залогом возврата тогда служили дома, корабли, товары, драгоценности и даже люди (рабы).

Вместе с кредитными операциями древних банков постепенно получили развитие и расчеты по обслуживанию вкладчиков. Расчеты производились с помощью так называемого «трансферита», то есть переноса денежных средств с одной таблицы на другую. Каждый вкладчик в банке имел свою таблицу с обозначением своего имени. Если клиенты, как их теперь принято называть, сдали на сохранение свои свободные деньги в банк, то им уже не нужно было лично платить по тому или иному требованию; все платежи за них выполнял банкир, у которого находился вклад. Денежные средства с таблицы одного вкладчика переносились на таблицу другого, образуя простейшие формы безналичных расчетов. Удобства, создаваемые банками, не могли не привлечь внимание деловых людей. Постепенно банковская клиентура расширялась. Банки стали выступать посредниками в торговых сделках, выполнять работы доверителей по составлению договоров между клиентами и т. д.

Деятельность современных банковских учреждении более многообразна. В своем развитии банки пришли к укрупнению своей роли на всех экономических уровнях хозяйствования. Сегодня банки занимаются различными видами деятельности и выполняют ряд важнейших задач, поставленных перед ними государством. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляется финансирование народного хозяйства, регулирование экономики, купля-продажа ценных бумаг и т. д. Современные кредитные учреждения не только ведут кредитование своих клиентов и выполняют посреднические функции, но и занимаются консультированием, ведением статистики, страхованием, принимают участие в обсуждении законодательных и народнохозяйственных программ, а также имеют свои подсобные предприятия.

Современный банк– юридическое лицо, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, в основу которых положены привлечение денежных средств в депозиты (вклады) и их размещение в активные операции от своего имени и за свой счет. Современная банковская деятельность связана с мобилизацией, движением и распределением ссудных капиталов. По своей сути банк является, прежде всего, предприятием, производящим особый, специфический продукт. Однако банк отличается от традиционных форм предприятий по ряду принципиальных позиций.

Банк как специфическое предприятие производит продукт, существенно отличающийся от продукта сферы материального производства. Он производит не просто товар, а товар особого рода в виде денег, платежных средств. Помимо данного продукта банки предоставляют также различного рода услуги преимущественно денежного характера. Основным продуктом банка в сфере услуг (в отличие от промышленного предприятия) является не производство вещей, предметов потребления, а предоставление кредита. Особенность банковского кредита заключается в том, что он предоставляется не как некая сумма денег, а как капитал. Это означает, что предоставленные взаймы денежные средства не просто должны совершать круговращение в хозяйстве заемщика, но и возвратиться к своей исходной юридической точке с приращением в виде ссудного процента как части вновь созданной стоимости. Банк отличается от промышленного предприятия и характером своего эмитирования. Он не только выпускает акции и другие ценные бумаги, но и совершает операции по учету и хранению ценных бумаг других эмитентов. В банке работает особый персонал – преимущественно служащие, занятые не физическим трудом, а обработкой информации, организацией учета, проведением денежных операций и т. д.

Банк является юридическим лицом, которое занимается банковской деятельностью, направленной на извлечение прибыли.

Сущность банковской деятельности проявляется в таких важнейших функциях банка как аккумулирование средств, трансформация ресурсов и посредничество в платежах.

Банковская деятельность отражает специфику, которой обладает банк, а именно:

– функционирует исключительно в сфере обращения;

– производит банковский продукт, отличный от продукта сферы материального производства (деньги, платежные средства);

– выступает посредником в организации кредитных отношений при привлечении средств кредиторов и их размещении от своего имени;

– является посредником при перемещении денежных средств от покупателей к продавцам, от плательщиков к получателям при проведении расчетов по счетам, в том числе и за счет кредита.

Результат деятельности банка есть банковский продукт, который создается трудом персонала банка, носит в основном нематериальный характер и отражается в безналичной форме путем записей по счетам. Банковский продукт создается с использованием банковских операций. В целом банковскую деятельность определяют как совокупность совершаемых банковских операций, направленных на получение прибыли.

Деятельность банка базируется на определенных принципах, закрепленных в банковском законодательстве. Основными принципами банковской деятельности, согласно Банковскому кодексу Республики Беларусь являются:

– обязательность получения лицензии на осуществление банковской деятельности;

– независимость банков в своей деятельности;

– разграничение ответственности между банками и государством;

– обязательность соблюдения установленных Национальным банком нормативов безопасного функционирования;

– обеспечение физическим и юридическим лицам права выбора банка;

– обеспечение банковской тайны по операциям, счетам и вкладам клиентов;

– обеспечение возврата денежных средств вкладчикам банков.

В соответствии с принципами банковской деятельности, банк является организацией, самостоятельной в своей деятельности, и вмешательство государства или государственных органов в эту деятельность допускается лишь в определенных законодательством случаях. Вместе с тем банковская деятельность подлежит государственному регулированию, заключающемуся в государственной регистрации банков, лицензировании, установлении нормативов безопасного функционирования, запретов и ограничений, а также надзоре за деятельностью банков. Государство возлагает на банк контроль по кассовым операциям клиентов и функции агента валютного контроля.

Банк в отношениях с клиентами придерживается следующих правил:

– взаимная заинтересованность;

– платность;

– договорная форма отношений.

Взаимоотношения банка и клиентов строятся на основе банковского законодательства, которое регулирует отношения, возникающие при осуществлении банковской деятельности, и устанавливает права, обязанности и ответственность субъектов и участников банковских правоотношений. Субъектами банковских правоотношений являются Национальный банк, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. Участниками банковских правоотношений могут быть Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, а также юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица.

К актам банковского законодательства относятся:

1. Законодательные акты Республики Беларусь.

2. Распоряжения Президента Республики Беларусь, которые носят нормативный характер.

3. Постановления Правительства Республики Беларусь.

4. Нормативно правовые акты Национального банка Республики Беларусь.

5. Нормативные правовые акты, принимаемые Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь или республиканскими органами государственного управления на основании и для исполнения законодательных актов Республики Беларусь.

Особое место в системе банковского законодательства занимают нормативно правовые акты Национального банка, которые регламентируют в форме инструкций, правил и положений порядок проведения банковских операций. Издание новых и наиболее сложных для понимания нормативно правовых актов Национальный банк сопровождает соответствующим комментарием для применения.

На базе банковского законодательства каждый банк разрабатывает собственную систему локальных правовых актов, регламентирующих порядок проведения различных банковских операций с учетом особенностей структуры управления и принятия решений в данном банке, порядка учета, стратегии и других факторов.

Современные банки отдельного государства объединяются в банковскую систему страны. Для этого необходимо выполнение нескольких соответствующих требований:

• банк должен обладать такими свойствами, которые позволят ему быть органичной частью целого (иметь статус банка, лицензию на право совершения банковских операций), функционировать по общеустановленным правилам;

• подчинять свою деятельность общим и специфическим законам и юридическим нормам общества;

• быть способным к саморегулированию, развитию и совершенствованию;

• взаимодействовать с другими элементами банковской системы.

Таким образом, банковская система– совокупность различных видов банков и банковских институтов в их взаимосвязи, функционирующая в той или иной стране в определенный исторический период и подчиненная достижению общегосударственных целей. Банковская система является частью кредитной системы. Помимо нее в кредитную систему входят также специализированные финансово-кредитные учреждения (финансовые, страховые, инвестиционные компании; лизинговые фирмы; ломбарды и другие).

В зависимости от соподчиненности кредитных институтов и иерархической структуры можно выделить два основных типа построения банковских систем – одноуровневая и двухуровневая.

На банковскую систему воздействуют:

степень развития рыночных отношений (чем она выше, тем большая часть национального богатства вовлекается в рыночный оборот);

развитие денежных отношений в стране - объем денежного оборота, виды денег и других финансовых активов;

темпы экономического роста, уровнем концентрации капитала в производстве;

степень жесткости государственного регулирования банковской системы. Отсутствие законодательных ограничений на проведение любых банковских операций на финансовых рынках позволяет банкам универсализировать свою деятельность, предоставлять клиентам полный набор современных услуг и развивать банковскую систему;

развитие информационных технологий.

Макроэкономическая роль банковской системы заключается в том, что она:

предоставляет общественному хозяйству расчетно-платежные средства;

обеспечивает взаимосвязь экономических субъектов и непрерывность воспроизводства посредством проведения расчетных, кредитных и других банковских операций;

аккумулирует свободные денежные для инвестирования в развитие экономики;

воздействует на величину и направление денежных потоков в стране в соответствии с целями развития производства.

воздействует на темпы экономического роста.

В странах с неразвитым рынком ценных бумаг значительная часть кратко- и долгосрочных кредитных ресурсов сосредоточивается в банках. Здесь государство часто оказывает банкам существенную поддержку и контролирует их деятельность, в таких странах высока доля государственных банков. Это было характерно для ряда континентальных стран Западной Европы и Японии вплоть до середины 1990-х гг.

В странах, где существует высокоразвитый фондовый рынок значительная часть инвестиционных ресурсов, в том числе сбережений населения, направляется в производство на основе операций с ценными бумагами. А банковская система аккумулирует и перераспределяет главным образом краткосрочные ресурсы, ее роль в долгосрочном кредитовании экономики незначительна. При этом для банков существовали законодательные ограничения по операциям на финансовых рынках. Такой тип банковской системы характерен для США и Великобритании.

В последнее десятилетие ограничения утратили силу. Однако в качестве источника финансирования предприятия все чаще используют не банковские кредиты, а эмиссию ценных бумаг- акций и облигаций. Банки, в свою очередь, широко проводят различные операции с ценными бумагами, в том числе занимаются секьюризацией своих активов (то есть трансформацией банковских кредитов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на рынке). Банковский кредит перестает быть основным источником финансирования предприятий. В связи с этим происходит изменение роли банковской системы в кредитовании экономики, она все больше интегрируется в систему финансовых рынков (фондового, валютного и др.). Интеграция финансовых рынков ставит страны с недостаточно развитым рынком ценных бумаг в неравные конкурентные позиции со странами, где функционируют мощные финансовые центры.

К одноуровневой банковской системе можно отнести банковскую систему, функционировавшую в командно-административной экономике — здесь действовал практически один банк-монополист, выполнявший функции центрального банка и расчетно-кредитное обслуживание экономических субъектов через свою филиальную сеть.

Двухуровневая банковская система включает центральный банк, который образует первый, верхний уровень системы, и коммерческие банки, которые составляют второй, нижний уровень.

Хотя банки второго уровня юридически не подчинены центральному банку, он законодательно наделен полномочиями по контролю и надзору за их деятельностью, ее регулированию.

Центральный банк осуществляет свою деятельность на макроэкономическом уровне. Его клиентами являются коммерческие банки и правительственные структуры. Центральный банк не всегда находится в государственной собственности, но осуществляет свои функции, руководствуясь только общенациональными, государственными интересами. Проводимая им денежно-кредитная политика является одной из важнейших составляющих государственного регулирования экономики.

Центральные банки могут быть организованы в форме унитарных государственных банков (Великобритания, Франция, ФРГ, РФ и т.д.), акционерных банков (Швейцария, Япония и др.), в виде системы независимых банков, в совокупности выполняющих функции центрального банка (США). Банки второго уровня в одних странах небольшие (например, в США, Японии), в других их количество невелико и это крупные банки (Канада, ФРГ и др.); для одних стран характерно преобладание универсальных банков (ФРГ, Турция и т.д.), для других – специализированных.

Одной из проблем развития национальных банковских систем в современных условиях глобализации является проблема участия в них иностранного капитала. В ряде стран его доля в совокупных активах достигает 70—80 % (например, в Венгрии, Польше). Снятие ограничений на деятельность нерезидентов в банковской сфере усилит конкуренцию на внутреннем рынке банковских услуг и поспособствует распространению новых банковских технологий, расширению спектра услуг. С другой стороны, большинство национальных банков не в состоянии конкурировать с иностранными банками.

Сегодня в большинстве стран мира реализованы двухуровневые системы. О каких двух уровнях в данном случае идет речь? Все просто: есть центральный банк («главный» банк страны) и прочие банки, которые принято называть коммерческими, деловыми и т.д. Центральный банк занимает особое место в экономике страны и имеет отличные от коммер­ческих банков цели. Если главная цель любого коммерческого банка - это получение прибыли, то центральный банк преследует совершенно другие интересы. Он регулирует и контролирует деятельность коммерческих банков, определяет порядок регистрации и лицензирования банковской деятельности, предоставляет банкам кредитные ресурсы, то есть действует в интересах государства. Кроме того, центральный банк является эмиссионным* центром, то есть он осуществляет выпуск денег и регулирует денежное обращение.Но так было не всегда. На ранних этапах развития банковского дела центральных банков не существовало. Все банки были равны и все выполняли одинаковые функции, в том числе - эмиссионную. Со временем проявились недостатки таких взаимоотношений. Например, эмитированные разными банками деньги не могли пользоваться равным доверием населения. Чаще всего они принимались в расчетах лишь на ограниченной территории и не всегда могли быть обменены на другие денежные знаки.Во-вторых, когда банков стало много, появилась необходимость в институте, который будет заниматься регулированием их деятельности и определять «правила игры» в банковской сфере. Так и появились центральные банки. В одних странах они возникли на основе крупных коммерческих банков, в других – были образованы государством. Первый путь появления центральных банков называется эволюционным, второй -революционным. Революционный путь характерен для стран, которые с опозданием вступили на рыночный путь развития.

Одноуровневая система – предполагает преобладание горизонтальных связей между банками, а так же универсализацию операций банков и их функций. В рамках ОБС все кредитные учреждения, включая ЦБ, находятся на одной иерархической ступени, выполняя аналогичные функции по кредитно- расчетному обслуживанию клиентов. Подобный принцип построения характерен для стран со слабо развитой экономической структурой. Двухуровневая – включает верхний и нижний уровни (центральный банк и коммерческие банки). Двухуровневая БС основывается на построении взаимоотношений между банками по вертикали и горизонтали. Взаимоотношения по вертикали – это отношения подчинения между центральным банком как руководящим, управляющим центром и низовыми звеньями (коммерческими банками). Взаимоотношения по горизонтали - это отношения равноправного партнерства между различными низовыми звеньями.

Также экономическая теория и банковская практика выделяют рыночную и централизованную (распределительную) банковские системы.

Таблица 1.1 –Различия между рыночной и централизованной банковскими системами

Централизованная

Рыночная

1.Государство является единственным собственником на банки.

1.Многообразие форм собственности на банки.

2.Монополия государства на формирование банков.

2.Любые юридические и физические лица могут образовать свой банк.

3.Одноуровневая

3.Двухуровневая

4.Политика единого банка

4.Политика множества банков

5.Государство отвечает по обязательствам банков

5.Государство не отвечает по обязательствам банков

6.Кредитные и эмиссионные операции сосредоточены в одном банке

6.Эмиссионные операции сосредоточены только в центральном банке; операции по кредитованию предприятий и физических лиц выполняют только коммерческие банки.

Особое место в кредитно-банковской системе современных стран занимает центральный банк. Он является её главным звеном, обеспечивающим проведение денежно-кредитной политики, а также выполняющим другие важнейшие государственные функции.

Статус центрального банка. Во всех странах, имеющих банковские системы, центральные банки имеют ряд общих черт, характеризующих их статус как главного банка страны.

Во-первых, центральный банк - это эмиссионный центр, осуществляющий выпуск в обращение банкнот и регулирующий безналичную эмиссию денежных обязательств коммерческих банков.

Во-вторых, центральный банк - это единственный банк, обладающий абсолютной ликвидностью на рынке национальной валюты, (т.к. являясь эмиссионным центром, он априори не может стать банкротом по обязательствам в национальных деньгах). Это позволяет центральному банку выступать в роли «кредитора последней инстанции» для коммерческих банков (т.е. предоставляя кредиты, не допускать их банкротства).

В-третьих, центральный банк представляет общегосударственные интересы, заключающиеся в обеспечении стабильности денежного оборота, надежности и устойчивости национальных денег. В отличие от коммерческих банков получение прибыли не является основной целью деятельности центрального банка.

Помимо этого, центральные банки, как правило, выступают в роли банкира и финансового агента правительства: размещают на своих счетах бюджетные средства, осуществляют расчеты по поручению правительства, кредитуют государственные программы, размещают государственные облигационные займы и пр. Таким образом, в современной экономике центральные банки наделены основными полномочиями по регулированию деятельности коммерческих банков и денежно-кредитной сферы в целом.

Капитал центральных банков может принадлежать как государству, так и частным акционерам, причем это может быть как унитарная, так и смешанная форма собственности. В большинстве стран капитал центрального банка полностью принадлежит государству. Однако, вне зависимости от того, являются ли собственниками центрального банка частные капиталы (например, ФРС, Швейцарский национальный банк), или государство, цели, задачи и функции центрального банка всегда определяются интересами общества. Статус центрального банка, его цели, задачи, а также выполняемые функции, как правило, закреплены законодательно (законы о центральном банке, устав центрального банка и пр.).

Место и роль центрального банка в функционировании экономики, взаимосвязь с прочими составляющими общеэкономической политики государства проявляется через выполняемые им функции. Реализация центральным банком своих функций позволяет ему обеспечить достижение своих главных целей деятельности – поддержание стабильности национальной валюты, ликвидности и надежности банковской и платежной систем.

Среди всего многообразие функций, выполняемых центральным банком, выделяют основные функции, направленные на достижение целей деятельности центрального банка, и дополнительные, способствующие этому процессу. Основные функции, характерные для центрального банка как основного звена двухуровневой банковской системы, как правило, делят на регулирующие и обслуживающие.

К регулирующим функциям относят, прежде всего, функции, связанные с реализацией денежно-кредитной политики:

Контрольные функции включают в себя:

К обслуживающим функциям относят:

Дополнительные функции, способствуя реализации основных целей центрального банка, также являются важнейшей составляющей его деятельности. К ним относят функции проведения аналитических и статистических исследований, изготовление банкнот, поддержание корреспондентских отношений с международными финансово-кредитными организациями, а также другие функции, необходимые для успешного достижения целей деятельности центрального банка.

  1. Современная банковская система Республики Беларусь

Современная банковская система Республики Беларусь сложилась в результате различных преобразований, проведенных в рамках банковской реформы. Наиболее крупные преобразования связаны с вступлением в силу Законов РБ «О национальном банке РБ» и «О банках и банковской деятельности в РБ». С принятием этих законов Верховный Совет РБ объявил собственностью республики Белорусский республиканский банк Госбанка СССР и 5 государственных специализированных банков, а созданные коммерческие банки продолжали функционировать в прежнем режиме. В развитии банковской системы, как и экономики Республики Беларусь в целом, выделяют 2 этапа:

- первый этап (1991- 1995гг) - этап глубокого экономического кризиса и формирования 2-х уровневой банковской системы;

- второй этап (с 1996 года и по настоящее время) - этап, в течение которого начали создаваться предпосылки макроэкономической и финансовой стабилизации и укрепления банковской системы.

Современная банковская система Республики Беларусь представляет собой двухуровневую структуру, деятельность которой регламентируется законодательно - Конституцией РБ, Законами РБ и другими правовыми актами.

Первый уровень банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным Банком РБ, который является центральным банком, в функции которого входят вопросы государственной регистрации иных

банков и небанковских кредитных организаций, выдачи им лицензий, регулирование их деятельности, а также в целом регулирование в республиканских масштабах вопросов денежного обращения, в том числе, эмиссии, а также вопросов кредитования.

Начиная с 1992 года, с момент вступления Республики Беларусь ; в Международный валютный фонд, Национальный банк осуществляет взаимодействие и с представителями этой финансовой организации. В свою очередь, с 1996 года Национальный банк Республики Беларусь включён в Группу банковского надзора (регион - Центральная и Восточная Европа) или В8СЕЕ Огоир. С этого периода представители Национального банка РБ сотрудничают с международными органами банковского надзора и принимают участие в работе по сбору информации по данному вопросу, а также налаживают контакты с банковскими организациями других государств.

На втором уровне банковской системы Республики Беларусь находятся разнообразные коммерческие банки. По состоянию на 1 января 2014 года в РБ действует 31коммерческий банк. Среди них есть банки со100-процентным белорусским капиталом (например, ОАО «АСБ «Беларусбанк»), банки с долей иностранного капитала (ЗАО «Минский транзитный банк», ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) и т.д.) и иностранные банки (например, ЗАО «БелСвиссБанк», ЗАО «АКБ «Белросбанк», ОАО «Банк Москва-Минск»). В уставных фондах белорусских банков участвует капитал из России, Австрии, Чехии, Кипра, Швейцарии, Казахстана, Украины, США, Ливии и многих других стран.

Нужно, однако, сказать, что достаточно долгое время отечественный банковский сектор характеризовался низкой долей иностранных инвестиций. Например, в начале 2000 года в стране функционировал только один банк со 100-процентным иностранным капиталом и два банка с долей иностранного капитала, превышающей 50 процентов.

Одна из особенностей белорусской банковской системы - существование системообразующих банков.

Системообразующие банки - это группа банков, которые стали одними изпервых коммерческих банков в республике.

На сегодняшний день в группу системообразующих банков входят: ОАО «Белагропромбанк», ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «БПС-Банк», Приорбанк ОАО, ОАО «Белвнешэкономбанк» и ОАО «Белинвестбанк».

Не по всем показателям данные банки занимают лидирующие позиции, тем не менее, именно им принадлежит более 80 процентов всего банковского рынка страны. .

Также все белорусские банки можно подразделить на крупные, средние и мелкие.

Крупные банки - это группа банков, доля активов которых превышает 5% от совокупных активов всего банковского сектора. Исходя из этого - к крупным банкам в нашей республике относятся системообразующие банки.

Средние банки - доля активов, которых больше 5% от активов всех банков, которые не вошли в группу крупных банков. То есть если взять активы по всей системе, отбросить активы крупных банков, то активы каждого из средних банков будут занимать двадцатую долю от оставшейся части. К ним относятся, например, такие банки, как ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО «Минский транзитный банк», ЗАО АКБ «Белросбанк», ОАО «Банк Москва-Минск» и т.д.;

Небольшие (мелкие) банки - это все оставшиеся банки, которые не вошли в первые две группы. Группу мелких банков образуют ЗАО «Абсолютбанк», ОАО «Белорусский народный банк», ОАО Банк «Франсабанк», ЗАО «Идея банк» и др.

Практически все белорусские банки являются акционерными обществами - открытого или закрытого типа. (АСБ «Беларусбанк», БелАПБ банк, Белинвестбанк – 100% держатель акциц государство; БПС–Сбербанк – 93% акции сбербанка России; Приорбанк -88% RZB австрийский банк).

Все банки в республике относятся к универсальным, хотя в названиях некоторых из них прослеживается отраслевая принадлежность (ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС- Сбербанк», раньше – «Белпромстройбанк»). Но, не смотря на свое название, эти банки обслуживают не только предприятия конкретной отрасли, но и активно работают с предприятиями других отраслей, а также предоставляют широкий перечень услуг населению. Все это позволяет говорить о них, как об универсальных банках.

Тем не менее, ряд белорусских банков ориентирован на конкретную целевую аудиторию: например, ЗАО «Дельта Банк», ОАО «Хоум Кредит Банк» больше внимания уделяют розничным банковским услугам, они изначально ориентированы больше на выдачу потребительских кредитов, а ЗАО «Белорусский Банк Малого Бизнеса» создавался для обслуживания малых предприятий и индивидуальных предпринимателей, с которыми, он преимущественно и работает.

Все головные отделения банков находятся в Минске, но большая частьбелорусских банков имеют филиалы (или отделения) и предлагают своиуслуги клиентам не только в столице, но во многих городах и селах.

Филиал банка - это его территориально обособленное подразделение. Филиал не является отдельным юридическим лицом, но имеет самостоятельный баланс. Он действует' от имени создавшего его банка и может осуществлять все или только часть банковских операций. Такие подразделения банк создает, чтобы территориально расширить свою деятельность, круг клиентов и повысить доступность своих услуг и их качества. Самой широкой филиальной сетью в Республике Беларусь располагают ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «БПС-Сбербанк», ОАО «Белинвестбанк» и ОАО «Белвнешэкономбанк».

Кроме филиалов, которые имеют собственный баланс, существуют и другие подразделения банка, самостоятельного баланса не имеющие. Цели их создания такие же, как и в случае с филиалами: расширение сфер^.1 деятельности, повышение доступности и качества обслуживания. К таким подразделениям относят, например, центры банковских услуг (ЦБУ), рассчетно-кассовые центры (РКЦ), обменные пункты и др.

Широкую сеть таких подразделений в первую очередь имеют банки, активноразвивающие розничные банковские услуги.

Кроме того, банки, которые ориентированы на потребительское кредитование, зачастую открывают так называемые удаленные рабочие места (УРМы, удаленные офисы). УРМ является решением главной проблемы для таких банков - без лишних финансовых вливаний в открытие большого офиса - быть как можно ближе к потенциальному клиенту, чтобы в случае необходимости оперативно «продать» ему кредит. Именно поэтому банки создают УРМы, располагая их в крупных торговых центрах, предприятиях торговли и сервиса и т.д.

Помимо филиалов банки могут открывать представительства. Представительство - это обособленное подразделение банка, которое представляет интересы банка и осуществляет их защиту на территории другой страны. Обычно открытие представительства предшествует приходу иностранного банка на рынок страны.

Так банк изучает экономическую ситуацию, проводит маркетинговые исследования, рекламирует свои услуги среди потенциальных клиентов. Ш территории Республики Беларусь на настоящий момент действует у представительств, среди которых, например, Commerzbank AG (Германия); АО банк SNORAS (Литва), АО "Rietumu Banka» (Латвия), АО "Тгasta komercbanka" (Латвия), ЗАО «ЮниКредит Банк» (Российская Федерация).,ОАО «Российский сельскохозяйственный банк», ЗАО «Республиканский банк» (РФ)

Одновременно представительствами за рубежом располагают и некоторые белорусские банки:ОАО «Белагропромбанк» имеет представительство вМилане, ОАО «АСБ Беларусбанк» - в Китае, Германии, РФ, Польше.

Хотя белорусские банки и являются универсальными кредитными институтами, однако при этом белорусская банковская система не однородна. Одни банки отдают предпочтение розничным банковским услугам, другие - обслуживанию юридических лиц, занимаются реализацией государственных программ. Все это дает клиенту возможность выбора того банка, который сможет наиболее полно удовлетворить его потребности в банковском обслуживании. По даннымпроведенных исследований, большинство респондентов обслуживаются в АСБ «Беларубанк». В возрастной категории от 41 года ивыше наблюдается исключительное предпочтение этому банку(100 процентов), а в категории 18- 25 лет - всего половина (50 процентов). Клиенты, выбирая банк для обслуживания, в первую очередь обращаютвнимание на его надежность, размер процентов по вкладам и территориальную близость. После этого их интересует культураобслуживания, известность банка, а так же срок существования и размертарифов за обслуживание, спектр услуг и др.

Перспективы развития банковской системы Республики Беларусь.

В Программе развития банковского сектора экономики и основных направлениях денежно-кредитной политики Республики Беларусь определены основные цели и задачи развития.

Основными целями развития банковского сектора являются повышение устойчивости и эффективности его функционирования, а также рост потенциала и совершенствование состава банковских услуг.

Задачи:

доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов, вкладчиков посредством усиления защиты их интересов;

повышение эффективности механизмов аккумулирования денежных средств населения, субъектов хозяйствования и их трансформации в кредиты и инвестиции;

увеличение объемов инвестиционного кредитования экономики в соответствии с государственными программами;

расширение состава и улучшение качества предоставляемых услуг, соответствующих международным стандартам банковской деятельности;

повышение эффективности государственного регулирующего воздействия на параметры развития банковского сектора;

интеграция в мировую банковскую систему.

В рамках поставленных целей и задач будет совершенствоваться практика привлечения внешних государственных займов через банки-агенты.

Государство повысит потенциал в АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк», ОАО «Белинвестбанк» за счет внесения дополнительных вкладов в уставные фонды свободных денежных средств, размещения в банках финансовых средств как центральных, так и местных органов государственного управления, предоставления необходимых государственных гарантий, завершения разработки и реализации соответствующих долгосрочных программ развития.

Совершенствование структур банковского сектора будет направлено на дальнейшее развитие универсальных банков, предоставляющих комплексное обслуживание всего сектора клиентов с учетом развития банковских услуг, соответствующих уровню развитых стран.

На снижение рисков банковского сектора повлияет создание кредитных бюро, инвестиционных агентств, развитие и укрепление сектора небанковских кредитно-финансовых организаций. В целях снижения уровня отдельных видов операционно­го риска путем передачи риска или его части третьей стороне возможно использование аутсорсинга. Аутсорсинг – это привлечение сторонней организации (поставщика услуг) для выполнения отдельных видов работ.

Структурное преобразование банков планируется за счет создания дочерних банков, иностранных банков или их участия в капитале белорусских банков. Это позволит привлечь иностранные инвестиции в банковский сектор.

Будет осуществлен переход на международные стандарты финансовой отчетности с одновременным усилением роли Национального банка в области методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в банках Республики Беларусь.

Одним из направлений развития банковского сектора является работа в области предотвращения отмывания доходов, полученных незаконным путем, и финансирования терроризма. С этой целью усиливается организация контроля за выполнением требований законодательства; проводится организационная работа, связанная с защитой передачи информации; координируется взаимодействие с центральными банками иностранных государств.

Определенную роль государство отводит созданию конкуренции среди банков независимо от формы собственности, участия иностранных инвесторов в капитале банков. Этому будет способствовать полный переход к конкурсному размещению среди банков заявок на осуществление кредитования государственных программ.

Будут выработаны единая процентная и тарифная политика, исключающая дифференциацию в предоставлении банкам льгот и преференций по гарантированию сохранности вкладов, расчету экономических нормативов, налогообложению, и другие меры пресечения проявлений монополизации.

Собственный капитал банков будет поддерживаться на уровне, достаточном для принимаемых ими рисков. Рост объемов прибыли, в свою очередь, предполагается обеспечить за счет роста объемов проведения банковских операций, а также оптимизации банками структуры доходов и расходов.

Привлечению средств иностранных клиентов будут способствовать присвоение Республике Беларусь суверенного кредитного рейтинга и корпоративных рейтингов ведущим предприятиям и банкам; развитие фондового рынка.

Будет формироваться система долгосрочных сбережений населения, включая создание специальных целевых фондов для финансирования конкретных инвестиционных проектов и программ.

Увеличение объемов депозитов субъектов хозяйствования будет обеспечиваться за счет роста объема продаж и прибыли, снижения налоговой нагрузки на предприятия.

Будет проводиться работа банков:

с проблемными активами и по снижению расходов на создание резервов,

росту доходности активов,

уменьшению недополученных доходов по просроченным процентам,

снижению доли активов, не приносящих доход, при одновременном понижении уровня рисков по проводимым операциям.

Прерогативой будет управление кредитным риском и риском ликвидности, а также валютным, процентным, фондовым рисками.

Основным направлением развития банковского надзора будет ограничение рисков:

дальнейшая оптимизация пруденциальной отчетности, максимальное ее приближение к внутрибанковской управленческой отчетности;

совершенствование системы раннего предупреждения проблемных ситуаций;

повышение роли профессионального суждения специалистов Национального банка при оценке финансового состояния и перспектив функционирования банков;

внедрение консолидированного надзора, повышение внимания к деятельности связанных с банком лиц, способных оказывать существенное влияние на деятельность, риски и финансовое состояние банков;

внедрение надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов на основе консолидированной отчетности;

повышение требований к прозрачности структуры собственности банков, выявление и оценка их реальных собственников;

повышение требований к деловой репутации руководителей и крупных учредителей банков;

установление требований к бизнес-планам создаваемых банков на стадии их открытия.

Расширение доступности кредитов экономике:

на макроуровне – снижение инфляции и процентных ставок на финансовом рынке, обеспечение относительной стабильности белорусского рубля;

на микроуровне – предприятия обязаны обеспечить эффективное использование кредитных ресурсов;

на уровне банков содействие банков предприятиям в разработке бизнес-планов их развития, реализуемых с кредитной поддержкой банков.

Формирование рынка розничных банковских услуг направлено на развитие:

потребительского кредитования совместно с предприятиями торговли;

оптимизацию филиальной сети;

обслуживаниеклиентов через сеть мини-отделений;

использование передвижных операционных касс;

сокращение времени обслуживания клиентов с использованием принципа «одно окно.

Развитие национальной платежной системы и безналичных расчетов осуществляется в соответствии с принципами Комитета по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов (Базель, Швейцария).

Получат развитие электронные платежные инструменты, инфраструктура программных средств межбанковских расчетов, повысится пропускная способность межбанковских расчетов при минимизации всех видов рисков.

Показатели национального банковского сектора будут приближаться к показателям банковских систем стран с развитой рыночной экономикой.

  1. Национальный банк Республики Беларусь, его функции и задачи

Становление Национального банка Республики Беларусь как центрального банка – первого уровня отечественной банковской системы - связано с принятием в декабре 1990 г. законов «О Национальном банке Республики Беларусь» и «О банках и банковской деятельности в Республике Беларусь». В результате на базе Белорусского республиканского банка Госбанка СССР был создан Национальный банк Республики Беларусь, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом, законами Республики Беларусь, правовыми актами Президента Республики Беларусь, а также Уставом Национального банка Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь действует исключительно в интересах Республики Беларусь и подотчетен только Президенту Республики Беларусь. Он является юридическим лицом и состоит из центрального аппарата, а так структурных подразделений и организации, находящихся как на территории республики, так и за ее пределами. Имущество Национального банка находится в собственности Республики Беларусь и закреплено за Национальным банком на праве оперативного управления: владения, пользования и распоряжения имуществом в соответствии с целями деятельности, Уставом Национального банка и банковским законодательством Республики Беларусь.

Национальный банк самостоятелен в своей деятельности в пределах полномочий, предоставляемых ему законодательством Республики Беларусь.

Основные цели деятельности Национального банка:

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Важнейшие функцииНационального банка следующие:

Свои функции Национальный банк реализует через осуществление активных и пассивных банковских операций.