logo search
УМК ОДКБ

2. Расходы коммерческого банка

Расход - уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода (в форме уменьшения активов или увеличения обязательств), которое ведет к уменьшению собственного капитала банка, не связанному с его распределением между акционерами (собственниками), за исключением результатов переоценки активов и обязательств (основных средств, незавершенного строительства и неустановленного оборудования, нематериальных активов, ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи, отдельных инструментов хеджирования, прочих статей бухгалтерского баланса), которые согласно законодательству признаются в бухгалтерском учете непосредственно в собственном капитале.

Расходы банков в зависимости от видов операций, характера и экономической сущности расходов классифицируются следующим образом:

процентные расходы;

комиссионные расходы;

прочие банковские расходы;

операционные расходы;

отчисления в резервы;

долги, списанные с баланса;

налог на прибыль (доходы), расходы (доходы) по отложенному налогу на прибыль.

К процентным расходам относятсярасходы от осуществления пассивных операций, связанных с привлечением денежных средств, драгоценных металлов и драгоценных камней, расходы по выпущенным ценным бумагам.

К комиссионным расходам относятсярасходы, сборы, понесенные (уплаченные) при осуществлении банковских операций, за принятые работы, полученные услуги, в том числе посреднические услуги по договорам комиссии, поручения, агентским договорам и другим аналогичным договорам.

К прочим банковским расходамотносятся расходы, возникшие в результате исполнения обязательств по договорам или в соответствии с требованиями законодательства, связанные с изменением справедливой стоимости (переоценкой) активов и обязательств (ценных бумаг, производных финансовых инструментов, иностранной валюты, драгоценных металлов и драгоценных камней). Прочие банковские расходы также включают в себя расходы по операциям с производными финансовыми инструментами, ценными бумагами, иностранной валютой, драгоценными металлами и драгоценными камнями, по консультационным, информационным, аудиторским, маркетинговым и прочим полученным услугам, доставке документов, перевозке и инкассации, а также расходы по страхованию банковских операций и иные банковские расходы.

К операционным расходамотносятся расходы, связанные с обеспечением хозяйственной деятельности, формированием и восстановлением ремонтного фонда, резервов предстоящих расходов по ремонту основных средств, резервов на оплату отпусков. Операционные расходы также включают в себя расходы по выбытию имущества, по операциям с долгосрочными финансовыми вложениями в уставные фонды юридических лиц, расходы на содержание персонала, амортизационные отчисления, платежи в бюджет, расходы по эксплуатации земельных участков, зданий и сооружений, прочих основных средств и материалов, неустойки (штрафы, пени) и иные операционные расходы.

К отчислениям в резервы относятся расходы, связанные с формированием резервов в соответствии с законодательством и (или) локальными нормативными правовыми актами Национального банка, банков, регламентирующими порядок создания и использования резервов.

К долгам, списанным с баланса, относятся расходы в виде списания активов, которые отнесены к безнадежным долгам в соответствии с законодательством и (или) локальными нормативными правовыми актами банков и по которым не созданы соответствующие резервы.

К отчислениям в бюджет и налогу на прибыль(доходы) относятся расходы по платежам в бюджет, которые определяются в соответствии с законодательством.

Расход признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

  1. расход производится (возникает) в соответствии с договором, требованиями законодательства или обычаями делового оборота;

  2. сумма расхода может быть надежно определена;

  3. существует вероятность выплаты.