3.3 Управление финансами
Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и соответственно предполагает организацию некоторой схемы управления. В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное формирование процесса какой-либо деятельности или целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.
Управление финансами - составная часть общей системы управления социально-экономическими процессами в обществе, действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики. В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений. В качестве субъектов управления в государственных, муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), называемые финансовым аппаратом, а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.
Взаимоотношения государства в области финансовых отношений с хозяйствующими субъектами и домохозяйствами опосредуются через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, регулирование финансового рынка, систему государственной поддержки, систему пенсионного обеспечения, механизма регулирования доходов работающего населения и т.п. Эти взаимоотношения перераспределения ВВП косвенный (опосредованный) характер.
Наряду с косвенными методами регулирования финансов государство использует и методы прямого административного воздействия на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов посредством:
- лицензирования предпринимательской деятельности, установления квот на производство некоторых товаров, установления предельных цен по ограниченной номенклатуре товаров и услуг;
- финансового дотирования и субсидирования производства и реализации отдельных видов товаров и услуг;
- применение государственной монополии и акцизного налогообложения на отдельные виды товаров;
- проведение системы мер социальных гарантий и финансовой защиты в отношении малообеспеченных слоев населения;
- установления льгот по налогам и различным платежам в бюджет и внебюджетные фонды для конкретных налогоплательщиков;
- применения финансовых санкций в отношении нарушителей финансовой дисциплины.
Непосредственное государственное управление финансами осуществляется лишь в отношении государственных финансов. В России, как и во всех экономически развитых странах, управление государственными финансами регулируется финансовым законодательством через высшие законодательные органы. Это относится к утверждению государственного бюджета и отчету о его исполнении, введению или отмене отдельных видов налогов, утверждению предельного размера государственного долга и т.д.
Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так, в США - это Конгресс, в Великобритании - Парламент, в Германии - Бундестаг, во Франции - Национальное Собрание.
В России главным властными структурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включают следующие органы:
- профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;
- Счетная палата РФ;
- Министерство финансов РФ и его органы на местах;
- Центральный банк РФ;
- Министерство РФ по налогам и сборам;
- Федеральная служба налоговой полиции РФ;
- Государственный таможенный комитет РФ;
- Федеральная комиссия по ценным бумагам;
- исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Высшим органом управления финансами в Российской Федерации является Президент РФ. Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и освобождения от должности министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального банка РФ. Управление финансами в Российской Федерации осуществляют высшие законодательные органы власти - Федеральное Собрание РФ (профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации). Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и других обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
На Министерство финансов РФ возложены следующие задачи:
- разработка и реализация единой государственной финансовой политики;
- составление проекта и исполнение федерального бюджета;
- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов;
- обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию финансового рынка.
Основными подразделениями Министерства финансов являются: бюджетный департамент; отраслевые департаменты финансирования промышленности, строительства, транспортных систем и связи, оборонного комплекса и др.; департамент иностранных кредитов и внешнего долга; департамент налоговых реформ; департамент государственных ценных бумаг и финансового рынка; департамент государственного финансового контроля и аудита; главное управление Федерального казначейства.
Основными задачами органов Федерального казначейства являются:
- организация, осуществление и контроль исполнения бюджета РФ;
- управление доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы;
- финансовое исполнение государственных внебюджетных фондов;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
- управление совместно с Банком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
- представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету, а также о состоянии бюджетной системы РФ в целом.
Счетная палата является органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и ему подотчетным. Основными задачами Счетной палаты являются:
- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению;
- определение эффективности целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
- регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей. Территориальные инспекции Министерство РФ по налогам и сборам обязаны:
- осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства по вопросам правильного исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
- вести учет и проводить проверки налогоплательщиков;
- ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
- осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и пеней;
- регистрировать юридических лиц.
Федеральная служба налоговой полиции нацелена на выполнение функций по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями.
Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного комитета относятся:
- проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенным органом;
- проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами;
- приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства;
- взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяется его высшим руководством и зависит от размеров предприятия и его видов деятельности. Крупные компании имеют хорошо структурированный штат финансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компаниях является и вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросы развития компании, связанные с капитальными вложениями, ценообразованием, политикой выплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политики финансирования и др.
В небольших предприятиях функции финансового менеджера, как правило, выполняет главный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачи финансового менеджера многогранны. Главной его задачей является поиск и нахождение путей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособности предприятия в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временно свободных денежных средств.
- 1 Деньги. Денежное обращение. Денежная система
- 1.1 Этапы развития денег и эволюция их форм
- 1.2 Виды денег
- 1.3 Денежная система. Виды денежных систем
- 1.3.1 Понятие денежной системы и ее виды
- 1.3.2 Современные денежные системы и их элементы
- 1.3.3 Денежная система Российской Федерации
- 1.4 Денежное обращение
- 1.4.2 Денежная масса и скорость обращения денег
- 1.4.3 Денежный оборот на предприятии
- 1.5 Денежные реформы
- 1.5.1 Понятие денежной реформы и ее формы
- 1.5.2 Денежные реформы в России
- 1.6 Инфляция
- 1.7 Контрольные вопросы
- 1.8 Задания для практических занятий
- 1.9 Задания для самостоятельной работы
- 1 Какое определение из указанных ниже соответствует понятию “цена”:
- 2 Укажите, что относится к активным операциям коммерческих банков:
- 3. Отметьте, в каком случае деньги выполняют функцию меры стоимости:
- 1.10 Учебные тесты
- 2.1.2 Основные принципы кредита
- 2.1.3 Виды кредита
- 2. Кредит в зависимости от способов его обеспеченности:
- 3. Кредит в зависимости от целей и субъектов кредитования:
- 2.2 Банковская система и ее организация
- 2.2.1 Банковская система. Уровни банковской системы
- 2.2.2 Центральный банк рф: цели и функции
- 2.2.3 Операции Центрального банка рф
- 2.2.4 Денежно-кредитная политика и ее инструменты
- 2. Нормы обязательных резервов коммерческих банков, депонируемых в цб рф.
- В млн.Долл.
- 2.2.5 Банки и их виды. Функции банков
- 2.2.6 Операции коммерческих банков
- 2.3 Контрольные вопросы
- 2.4 Задания для практических занятий
- 2.5 Задания для самостоятельной работы
- 2.6 Учебные тесты
- 3.1.2 Функции финансов
- 3.1.3 Финансовые рынки и их виды
- 3.1.4 Финансовая система
- 3.2 Финансовая политика
- 3.3 Управление финансами
- 3.4 Финансовый контроль
- 3.4.1 Сущность и формы финансового контроля
- 3.4.2 Методы финансового контроля
- 3.5 Контрольные вопросы
- 3.6 План семинарских занятий
- 3.7 Учебные тесты
- 4.2 Бюджетная система рф
- 4.2.1 Уровни бюджетной системы
- 4.2.2 Принципы функционирования бюджетной системы рф
- 4.2.3 Бюджетная классификация
- 4.3 Бюджетный процесс
- 4 Этап - отчет об исполнении бюджета.
- 4.4 Межбюджетные отношения
- 4.5 Доходы и расходы бюджетов
- 4.6 Сбалансированность бюджетов
- 4.7 Контрольные вопросы
- 4.8 Задания для практических занятий
- 4.9 Задания для самостоятельной работы
- 2 Субвенция– это:
- 3 Бюджетное устройство:
- 4 Бюджетный процесс:
- 4.10 Учебные тесты
- 5.1.2 Пенсионный фонд рф
- 5.1.3 Фонд социального страхования рф
- 5.1.4 Фонды обязательного медицинского страхования
- 5.2 Государственный кредит
- 5.2.1 Сущность государственного кредита и его функции
- 5.2.2 Государственный долг
- 5.2.3 Управление государственным долгом
- 5.3 Контрольные вопросы
- 5.4 Задания для практических занятий
- 5.5 Задания для самостоятельной работы
- 5.6 Учебные тесты
- 6.2 Участники страховых отношений (интересов)
- 6.3 Классификации видов страхования
- 6.4 Финансовые аспекты страховой деятельности
- 6.5 Контрольные вопросы
- 6.6 Задания для практических занятий
- 6.8 Учебные тесты
- 7.2 Финансовые ресурсы предприятия
- 7.3 Основные направления вложений финансовых ресурсов предприятия
- 7.3.1 Внеоборотные активы
- 7.3.2 Оборотные активы
- 7.4 Формирование финансовых результатов деятельности предприятия
- 7.4.1 Доходы и расходы предприятия
- 7.4.2 Затраты на производство и реализацию продукции предприятия
- 7.4.3 Экономическая сущность и показатели прибыли
- 7.4.4 Анализ безубыточности
- 7.4.5 Рентабельность предприятия
- 7.5 Оценка финансового состояния предприятия
- 4) Анализ деловой активности и эффективности использования капитала.
- 7.6 Контрольные вопросы
- 7.7 Задания для практических занятий
- 7.8 Задания для самостоятельной работы
- 7.9 Учебные тесты
- 8 Экономическая интерпретация показателя рентабельности активов такова:
- 9 Переменные затраты с ростом объема выпуска продукции:
- 8 Международные финансы
- 8.1 Понятие и структура международных финансов
- 8.2 Валютные отношения и валютная система
- 8.3 Эволюция мировой валютной системы
- 8.4 Валютная система Российской Федерации
- 8. 5 Международные и региональные финансовые организации
- 8.5.1 Международный валютный фонд
- 8.5.2 Группа Всемирного банка
- 8.6 Контрольные вопросы
- 8.6 Задания для самостоятельной работы
- 8.7 Задания для практических занятий
- 8.8 Учебные тесты