logo search
УП_ВС_редакция_1

Методические рекомендации по организации страховой защиты сельскохозяйственных фермерских организаций в современной России

Во-первых, учитывая протяженность Российской Федерации, ее географические размеры, территориальный аспект становится одним из определяющих факторов при организации взаимного страхования в России. По аналогии с земским страхованием, территориальная принадлежность сельских товаропроизводителей к определенному региону, учитывая масштабы страны, желательный признак при организации ОВС. В противном случае возникают сложности как в организационном плане (специфика ОВС требует коллегиальности в вопросах управления), так и при проведении страховых мероприятий, в том числе предупредительных.

Во-вторых, как и в случае земского страхования, такое ОВС сельскохозяйственных рисков в регионе должно быть единственным. Это связано с тем, что количество членов данного общества должно быть достаточно большим, так как большинство российских сельскохозяйственных предприятий находятся в сложном финансово-экономическом положении. Поэтому участие их в данном обществе не должно быть обременительно в финансовом плане. Областной (в отдельных случаях республиканский) уровень региона в этом плане оптимальный. Кроме того, сами сельскохозяйственные производители региона в большинстве случаев известны друг другу, что обеспечивает высокий уровень доверия. Доверительные отношения придают большую гибкость в разных аспектах деятельности ОВС.

В-третьих, управление делами общества, как и в земских страховых учреждениях, должно осуществлять правление из трех человек, избираемых на три года на общем собрании членов ОВС. Получивший наибольшее число избирательных баллов должен стать председателем в правлении. Обновление в правлении необходимо производить раз в год, чтобы перевыбирался один из членов правления, таким образом, чтобы в течение трех лет состав правления обновлялся бы полностью.

В-четвертых, в состав управления страховым обществом должен входить наблюдательный комитет (ревизионная комиссия), в который должны входить представители исполнительной и законодательной власти региона. Для непосредственного ведения дел предусмотрен штат служащих, их количество должно определяться финансовыми возможностями.

В-пятых, ОВС должно проводить страхование посевов в четком соответствии с действующей нормативно-правовой базой, позволяющей компенсировать сельскохозяйственным товаропроизводителям страховые платежи за счет федерального бюджета.

В-шестых, учитывая опыт канадской системы взаимного страхования, необходимо создать второй уровень управления – Ассоциацию сельскохозяйственных ОВС. На данную структуру должны быть возложены задачи:

К сожалению, по аспектам международного сотрудничества, касающихся проблем взаимного страхования, Россия имеет очень слабые позиции.

В связи с отсутствием в настоящее время структур, занимающихся взаимным страхованием сельскохозяйственных рисков, в международные ассоциации, объединяющие сельскохозяйственные ОВС, входят коммерческие страховщики, но с правом либо совещательного, либо наблюдательного голоса. Так, в ICMIF (International Cooperative and Mutual Insurance Federation) – международную взаимную федерацию кооперативов и обществ взаимного страхования, представляющую интересы сельскохозяйственного сектора, от Росси входят:

В-седьмых, в создаваемой российской системе взаимного страхования одной из самых насущных проблем, требующих решения в области сельскохозяйственного страхования, является проблема перестрахования. В настоящее время нет надежного перестрахования сельскохозяйственных рисков между коммерческими страховщиками внутри государства, а западные перестраховщики крайне неохотно идут на принятие в перестрахование российских сельскохозяйственных рисков.

В Законе «О взаимном страховании» заложена возможность создания перестраховочного ОВС. Но как дореволюционный опыт взаимного страхования в России, так и современный зарубежный опыт показывает, что эффективнее всего здесь действуют либо перестраховочная взаимная ассоциация, либо перестраховочный взаимный союз. Они действуют либо в единственном (числе), либо в очень ограниченном количестве. О множестве перестраховочных ОВС, как в случае с коммерческими перестраховщиками, говорить не приходится, и связано это с вопросами создания таких организаций.

В качестве своеобразного «опытного региона» для организации областного ОВС можно использовать Московскую область. Это позволит минимизировать возможные недочеты и недостатки и даст возможность приобрести необходимый опыт.

Членами данного общества должны стать на добровольной основе хозяйства сельских товаропроизводителей региона.

Из страховых премий образуется взаимный фонд, покрываются убытки по страхованию урожая, производятся необходимые расходы по страховым операциям. Величина взаимного капитала будет определять размер страхового взноса в последующем году. При достижении взаимным фондом определенной величины размер страхового взноса понижается.

Если в каком-либо последующем году собранных премий окажется недостаточно для покрытия убытков, а также расходов по страховым операциям, то недостающая сумма будет возмещена из взаимного фонда. Если же для этой цели не хватит и запасного резерва, то страхователи будут удовлетворены распределением всех страховых убытков. Финансовые средства можно использовать как инвестиционный ресурс для развития экономики районов области и для развития агропромышленного комплекса.

Так же, как и при земском взаимном страховании, с учетом мнения местных органов власти, часть средств можно направлять на финансирование предупредительных мероприятий.

В перспективе, взаимное страхование можно распространить и на другие сферы агропромышленного комплекса: страхование животных; страхование построек, зданий, сооружений; страхование многолетних насаждений и т.д.