5.3. Клубы морского страхования p&I: страховая взаимопомощь судовладельцев
В процессе морского предприятия для одного судна может быть предусмотрено комплексное страхование, включающее:
страхование груза;
страхование корпуса, машин и механизмов;
страхование фрахтователей;
страхование ответственности судовладельца и т.д.
Первый параграф Закона о морском страховании (принят в Великобритании в 1906 г.) гласит: «Договор морского страхования – договор, по которому страховщик обязуется возместить страхователю, в согласуемых в договоре порядке и мере, морские убытки, то есть убытки, связанные с торговым мореплаванием». Согласно сложившейся традиции, морское страхование включает страхование имущества (каско) и ответственности. Международный союз морского страхования выделяет четыре его подвида: страхование грузов, каско, энергетических морских рисков и страхование ответственности. В классификации Ллойда фигурируют вместо энергетических «специальные морские риски».
В мировой практике для осуществления страхования рисков судовладельцев созданы и успешно функционируют клубы взаимного страхования. Страхование ответственности судовладельца – особая отрасль страхования ответственности, предусматривающая создание системы страховой защиты всех участников торгового предприятия, связанных с эксплуатацией судов.
Примером широкого использования взаимного страхования ответственности судовладельцев является Англия, где этот вид страхования повсеместно осуществляют клубы взаимного страхования – так называемые «клубы защиты и возмещения», Protection & Indemniti Clubs, сокращенно P&I Clubs, или «Пи-энд-Ай клубы». Английские Пи-энд-Ай клубы лидируют на рынке страхования ответственности судовладельцев, и национальная принадлежность членов этих клубов далеко выходит за пределы Англии.
Большинство существующих ныне клубов P&I возникли в начале XX века. Всевозрастающая потребность в судах явилась следствием расширения торговых операций и перевозки пассажиров. Это привело к увеличению количества и емкости клубов. Большая часть мирового торгового флота застрахована в английских и скандинавских клубах, модель деятельности которых принята за основу для создания клубов страхования ответственности судовладельцев во всем мире.
Данные по финансовому положению, страховому портфелю и политике P&I Клубов убедительно свидетельствуют о достоинствах взаимного страхования применительно к морскому страхованию. Возможности международной группы клубов взаимного страхования ответственности судовладельцев, - тот потенциал, который предоставляет пул внутри группы, является уникальным.
Преимущество взаимного страхования в рамках клубов: страховое покрытие предоставляется на нелимитированной основе, т.е. клубы не ограничивают ответственность страхователя заранее оговоренной страховой суммой (или лимитом), кроме страхования экологических рисков.
При этом клубы исходят из того, что:
набор рисков, принимаемых на страхование, не может повлечь за собой убытка, требующего неограниченного покрытия;
однако даже если катастрофический убыток возникнет, клуб не понесет крупных убытков по следующим причинам:
нелимитированная ответственность защищена договором перестрахования, что учтено в ставке премии;
при наступлении такого убытка клуб распределит оплату между всеми членами, взимая дополнительный катастрофический взнос.
На практике наиболее катастрофичные убытки возникают по экологическим рискам. Поэтому возмещение этих убытков клубы ограничивают максимальной суммой в 500 млн. долл.
Рассмотрим особенности страхования в P&I клубе на примере компании, известной под названием UK P&I club. Данный клуб на сегодняшний день самый крупный в мире страховщик ответственности судовладельцев. Клуб, история которого насчитывает более 130 лет, покрывает страховой защитой свыше 100 млн. ед. тоннажа, что составляет более 1/5 всего мирового торгового флота. Членами клуба являются судовладельцы 80 стран. В течение ряда лет клуб имеет самый высокий рейтинг надежности.
Все клубы, как некоммерческие организации, имеют схожую структуру управления. Первый уровень управления (высший орган управления) общее собрание членов клуба. Количество членов клуба, согласно его уставу (и требованиям законодательства), не ограничено. Членство не может быть предметом уступок и передач. Членом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Общее собрание считается полномочным при наличии пяти членов. По общему правилу каждый член клуба обладает одним голосом; исключения составляют крупные судовладельцы, количество голосов каждого из них зависит от количества заявленных на страхование судов.
Второй уровень управления – совет директоров – может состоять из не менее 10, но не более 35 членов клуба. Особые требования предъявляются к кандидату на должность директора: постоянно проживающее на территории местоположения клуба (юридический адрес) физическое лицо (может быть членом клуба), не достигшее возраста 70 лет, либо лицо, являющееся собственником (агентом, директором, иным наемным работником, занимающим высшую должность) компании, которая является собственником судна (судов), застрахованного в клубе (общим водоизмещением не менее 10000 т). Не может быть избран директором клуба менеджмент клуба.
Функция совета директоров – ведение дел клуба. Устав наделяет директоров правом в пределах своих полномочий брать кредиты, в том числе и под залог имущества и иных имущественных прав, принадлежащих клубу, а также выпускать в обращение облигации и иные ценные бумаги. Директор не вправе заниматься теми вопросами или голосовать по вопросам, в решении которых он лично заинтересован. При голосовании директор наделяется правом только одного голоса. Обязательный элемент деятельности клубов – проведение аудиторских проверок.
Постоянно действующим исполнительным органом UK P&I club, осуществляющим всю полноту власти как исполнительный орган, является компания Thomas Miller (Bermuda) Ltd. Этому исполнительному органу предоставлено право организации и координации работы всех звеньев клуба: агентств, представительств и корреспондентов в более чем 350 портах мира.
- Взаимное страхование
- Оглавление
- Введение
- Тема 1. Развитие взаимного страхования в мировой страховой системе
- Страховая взаимопомощь – первичная форма организации страховой защиты. Этапы развития взаимного страхования
- 1. 2. Становление и развитие отечественного взаимного страхования
- 1. 3. Роль взаимного страхования и необходимость его развития в современной экономике
- Тема 2. Социально-экономическая сущность взаимного страхования. Классификации взаимного страхования
- 2.1. Экономическая сущность и принципы взаимного страхования
- Принципы взаимного страхования
- 6. Территориальная принадлежность юридических и физических лиц, являющихся участниками овс, к определенному региону.
- Экономические принципы взаимного страхования
- 10. Бесприбыльный (некоммерческий) характер страховых операций.
- 2.2. Классификации взаимного страхования
- 2.3. Место взаимного страхования в национальной страховой системе
- 2.4. Преимущества и слабые стороны взаимного страхования
- Тема 3. Организация взаимного страхования
- 3.1. Государственное регулирование взаимного страхования в России
- Лицензирование деятельности овс
- 3.2. Особенности создания и деятельности овс как уставной организации (в соответствии с Законом «о взаимном страховании»)
- Особенности организации овс
- Особенности осуществления страхования обществом взаимного страхования
- 3.3. Организационные формы взаимного страхования в дореволюционной России
- 3.4. Зарубежный опыт организации взаимного страхования Организационно-правовые формы взаимного страхования и их ассоциации
- Принципы организации и деятельности такафул-компаний
- Практика страхового надзора за деятельностью овс в странах Европейского Союза
- Тема 4. Экономика взаимного страхования (основы финансовой деятельности)
- 4.1. Особенности формирования ресурсов (имущества) овс
- 4.2. Страховые резервы овс и резерв предупредительных мероприятий
- 4.3. Особенности формирования цены при взаимном страховании
- 4.4. Обеспечение платежеспособности и финансовой устойчивости овс
- 4.5. Экономика взаимного страхования в дореволюционной России: финансовое обеспечение деятельности
- 4.6. Перестраховочная защита в деятельности обществ взаимного страхования
- Механизм обеспечения финансовой устойчивости овс в дореволюционной российской практике взаимного страхования
- Зарубежный опыт взаимного перестрахования
- 4.7. Экономическая эффективность взаимного страхования
- Условия экономической эффективности взаимного страхования
- Эффективность деятельности овс по видам страхования
- Тема 5. Основные виды страховой защиты участников взаимного страхования
- 5.1. Страхование сельскохозяйственных рисков
- Сельскохозяйственное страхование в обществах взаимного страхования Канады
- Сельскохозяйственное страхование в дореволюционной России
- Методические рекомендации по организации страховой защиты сельскохозяйственных фермерских организаций в современной России
- 5.2. Взаимное страхование от огня
- Экономические и организационные особенности проведения взаимного страхования строений от пожара в современной России
- Система страхования от огня в дореволюционной России
- 5.3. Клубы морского страхования p&I: страховая взаимопомощь судовладельцев
- Практика морского страхования в современных Клубах взаимного страхования
- 5.4. Взаимное страхование гражданской ответственности застройщиков
- Особенности создания общества взаимного страхования гражданской ответственности застройщиков
- 5.5. Личное взаимное страхование: зарубежный исторический опыт и современная практика деятельности овс
- Тема 6. Тенденции развития взаимного страхования в россии и за рубежом
- 6.1. Деятельность овс на современном страховом рынке России
- 6.2. Перспективные сферы деятельности овс и виды взаимного страхования
- Экономическая модель взаимного страхования профессиональной ответственности нотариусов
- Взаимное страхование в сфере услуг по управлению
- Взаимное страхование участников космической деятельности
- Страхование ответственности судовладельцев
- Модель российского p&I Клуба
- Взаимное страхование как защита малого и среднего бизнеса
- 6.3. Развитие взаимного страхования как направление противодействия монополизации страхового рынка
- 6.4. Современные тенденции развития взаимного страхования на мировом страховом рынке
- Международные союзы овс
- Исламское страхование – такафул
- Акционирование овс
- Возможности использования взаимного страхования и кэптивного страхования
- Основные выводы
- Российская федерация федеральный закон о взаимном страховании
- Практические рекомендации (алгоритм, схема) по формированию и использованию финансовых ресурсов овс
- Определение минимального размера фонда при взаимном страховании
- Программа презентации овс Взаимное страхование в сфере частной охранной деятельности
- Варианты перестраховочной защиты при осуществлении взаимного страхования
- Меры и рекомендации по обеспечению условий успешного развития обязательного взаимного страхования строений от пожара в современной России.
- 1. Общие положения
- 2. Цель, предмет, виды деятельности
- 3. Члены общества. Условия и порядок приема
- 4. Права и обязанности, ответственность членов общества
- 5. Порядок управления деятельностью общества.
- 6. Правление, председатель правления, директор
- 7. Директор общества
- 8. Ревизионная комиссия (ревизор) общества
- 9. Имущество общества
- 10. Учет и отчетность, документация
- 11. Реорганизация и ликвидация
- 12. Сведения о филиалах и представительствах
- Список рекомендуемой литературы Основная литература
- Дополнительная литература
- Интернет-ресурсы
- Взаимное страхование
- 664003, Иркутск, ул. Ленина, 11.