logo search
УП_ВС_редакция_1

5.3. Клубы морского страхования p&I: страховая взаимопомощь судовладельцев

В процессе морского предприятия для одного судна может быть предусмотрено комплексное страхование, включающее:

Первый параграф Закона о морском страховании (принят в Великобритании в 1906 г.) гласит: «Договор морского страхования – договор, по которому страховщик обязуется возместить страхователю, в согласуемых в договоре порядке и мере, морские убытки, то есть убытки, связанные с торговым мореплаванием». Согласно сложившейся традиции, морское страхование включает страхование имущества (каско) и ответственности. Международный союз морского страхования выделяет четыре его подвида: страхование грузов, каско, энергетических морских рисков и страхование ответственности. В классификации Ллойда фигурируют вместо энергетических «специальные морские риски».

В мировой практике для осуществления страхования рисков судовладельцев созданы и успешно функционируют клубы взаимного страхования. Страхование ответственности судовладельца – особая отрасль страхования ответственности, предусматривающая создание системы страховой защиты всех участников торгового предприятия, связанных с эксплуатацией судов.

Примером широкого использования взаимного страхования ответственности судовладельцев является Англия, где этот вид страхования повсеместно осуществляют клубы взаимного страхования – так называемые «клубы защиты и возмещения», Protection & Indemniti Clubs, сокращенно P&I Clubs, или «Пи-энд-Ай клубы». Английские Пи-энд-Ай клубы лидируют на рынке страхования ответственности судовладельцев, и национальная принадлежность членов этих клубов далеко выходит за пределы Англии.

Большинство существующих ныне клубов P&I возникли в начале XX века. Всевозрастающая потребность в судах явилась следствием расширения торговых операций и перевозки пассажиров. Это привело к увеличению количества и емкости клубов. Большая часть мирового торгового флота застрахована в английских и скандинавских клубах, модель деятельности которых принята за основу для создания клубов страхования ответственности судовладельцев во всем мире.

Данные по финансовому положению, страховому портфелю и политике P&I Клубов убедительно свидетельствуют о достоинствах взаимного страхования применительно к морскому страхованию. Возможности международной группы клубов взаимного страхования ответственности судовладельцев, - тот потенциал, который предоставляет пул внутри группы, является уникальным.

Преимущество взаимного страхования в рамках клубов: страховое покрытие предоставляется на нелимитированной основе, т.е. клубы не ограничивают ответственность страхователя заранее оговоренной страховой суммой (или лимитом), кроме страхования экологических рисков.

При этом клубы исходят из того, что:

На практике наиболее катастрофичные убытки возникают по экологическим рискам. Поэтому возмещение этих убытков клубы ограничивают максимальной суммой в 500 млн. долл.

Рассмотрим особенности страхования в P&I клубе на примере компании, известной под названием UK P&I club. Данный клуб на сегодняшний день самый крупный в мире страховщик ответственности судовладельцев. Клуб, история которого насчитывает более 130 лет, покрывает страховой защитой свыше 100 млн. ед. тоннажа, что составляет более 1/5 всего мирового торгового флота. Членами клуба являются судовладельцы 80 стран. В течение ряда лет клуб имеет самый высокий рейтинг надежности.

Все клубы, как некоммерческие организации, имеют схожую структуру управления. Первый уровень управления (высший орган управления) общее собрание членов клуба. Количество членов клуба, согласно его уставу (и требованиям законодательства), не ограничено. Членство не может быть предметом уступок и передач. Членом может быть как физическое, так и юридическое лицо. Общее собрание считается полномочным при наличии пяти членов. По общему правилу каждый член клуба обладает одним голосом; исключения составляют крупные судовладельцы, количество голосов каждого из них зависит от количества заявленных на страхование судов.

Второй уровень управления – совет директоров – может состоять из не менее 10, но не более 35 членов клуба. Особые требования предъявляются к кандидату на должность директора: постоянно проживающее на территории местоположения клуба (юридический адрес) физическое лицо (может быть членом клуба), не достигшее возраста 70 лет, либо лицо, являющееся собственником (агентом, директором, иным наемным работником, занимающим высшую должность) компании, которая является собственником судна (судов), застрахованного в клубе (общим водоизмещением не менее 10000 т). Не может быть избран директором клуба менеджмент клуба.

Функция совета директоров – ведение дел клуба. Устав наделяет директоров правом в пределах своих полномочий брать кредиты, в том числе и под залог имущества и иных имущественных прав, принадлежащих клубу, а также выпускать в обращение облигации и иные ценные бумаги. Директор не вправе заниматься теми вопросами или голосовать по вопросам, в решении которых он лично заинтересован. При голосовании директор наделяется правом только одного голоса. Обязательный элемент деятельности клубов – проведение аудиторских проверок.

Постоянно действующим исполнительным органом UK P&I club, осуществляющим всю полноту власти как исполнительный орган, является компания Thomas Miller (Bermuda) Ltd. Этому исполнительному органу предоставлено право организации и координации работы всех звеньев клуба: агентств, представительств и корреспондентов в более чем 350 портах мира.