logo search
УП_ВС_редакция_1

Возможности использования взаимного страхования и кэптивного страхования

Кэптивное страхование можно рассматривать как экономический механизм оптимизации финансирования рисков группы субъектов предпринимательства, объединенных системой участия или договором о взаимодействии. Главная особенность данного процесса заключается в том, что собственниками такой страховой компании являются предприятия, объединенные в рамках одной финансово-промышленной группы, концерна или другого крупного хозяйствующего субъекта. Страховая компания становится кэптивной только в том случае, когда она начинает страховать имущественные интересы своих собственников или их дочерних предприятий.

Кэптивное страхование предпринимается хозяйствующими субъектами с целью повышения надежности страхования путем контроля за деятельностью страховщика, собственниками которого они являются. Данная цель может быть достигнута при использовании кэптивной компанией не только метода коммерческого страхования, но и метода взаимного страхования.

В условиях российской экономики использование метода взаимного страхования в качестве основы деятельности кэптивного страховщика позволит достичь именно тех целей, ради которых такой страховщик обычно создается:

Некоторые отечественные авторы считают, что за рубежом под кэптивным страхованием понимают деятельность страховых компаний, зарегистрированных в оффшорных зонах. Такое впечатление сложилось, вероятно, потому, что немало кэптивных страховщиков зарегистрировано в оффшорных зонах, так как там есть возможность минимизации расходов, связанных с открытием страховой компании и с налогообложением. Представление о количестве кэптивных страховых компаний, зарегистрированных в таких зонах, можно составить по данным таблицы 17.

Таблица 17

Размещение кэптивных страховых компаний (по данным за 2008 г.)

Место регистрации

Число кэптивных компаний

% от общего числа компаний, представленных в таблице

Бермуды

958

19.3%

Каймановы острова

765

15.4%

Вермонт

567

11.4%

Британские Виргинские острова

409

8.2%

О-в. Гернси

368

7.4%

Люксембург

262

5.3%

Барбадос

256

5.2%

Ирландия

224

4.5%

Гавайи

163

3.3%

Южная Каролина

158

3.2%

О-в. Мэн

130

2.6%

Невада

115

2.3%

Аризона

108

2.2%

Юга

100

2.0%

О-ва Терке к Кайкос

71

1.4%

Сингапур

57

1.1%

Швеция

41

0.8%

Швейцария

41

0.8%

Вашингтон, District of Columbia

40

0.8%

Лабуан

32

0.6%

Нью-Йорк

27

0.5%

Нидерланды

26

0.5%

Вануату

25

0.5%

Багамы

23

0.5%

Всего

4966

100.0%

Таким образом, можно выделить два различных, хотя и взаимосвязанных, понятия: кэптивное страхование и кэптивная страховая компания. Кэптивное страхование — это экономический механизм, целью которого является оптимизация системы финансирования рисков группы субъектов предпринимательства, объединенных в рамках ФПГ или иной корпоративной структуры. Кэптивная страховая компания — это институциональная структура, которая учреждается указанной выше группой субъектов предпринимательства для организации защиты своих имущественных интересов посредством механизма кэптивного страхования.

Однако кэптивные страховые компании могут страховать только риски своих собственников, а могут, наряду с ними, страховать риски и других, «посторонних», страхователей. В российских публикациях встречается мнение о том, что кэптивные компании — это компании, входящие в ФПГ и имеющие долю страхования» материнских компаний более 50% от доли рыночных компаний. Их следует отличать от тех, которые имеют в своем портфеле некоторую (менее 50%) долю кэптива (так называемого страхования на связях), но не являются аффилированными в прямом смысле этого слова».

Примеры стран с общепризнанно высоким уровнем развития медицинского страхования и медицинско­го обслуживания - ФРГ, Швейцарии, Израиля по­казывают преимущества использования взаимных страховых организаций (в виде больничных касс, яв­ляющихся публично-правовыми организациями) как основного звена системы ОМС (рис. 18).

Больничные кассы можно трактовать как разновидность ВСО поскольку, как и в иных случаях применения метода взаимного страхования, страхователи (работодатели, государство, сами застрахованные) соучаствуют в создании страхового продукта, а не приобретают его у коммерческой организации. В качестве взаимных страховых организаций больничные кассы имеют в упомянутых странах ряд особенностей. Так, страхователи не несут субсидиарной ответственности по обязательствам больничной кассы, поскольку обязанность восполнения средств, необходимых для исполнения обязательств перед страховщиками, несет государство. Высшим органом управления больничных касс может являться не общее собрание ее членов, а специальный орган, созданный из представителей застрахованных, страхователей-работодателей (они уплачивают часть страховых взносов за своих работников) и представителей соответствующих государственных органов, а в некоторых случаях – профсоюзов и других общественных организаций.

Рис. 18. Схема финансовых взаимоотношений больничной кассы со страхователями и государством в Германии до 2009 г.

Использование метода взаимного страхования в системе ОМС предполагает обязательное участие застрахованных в уплате страховых взносов, что делает возможным использование таких инструментов повышения эффективности взаимоотношений между страхователем и страховщиком, как франшиза и обязательное личное участие застрахованного в оплате некоторой части цены медицинских услуг в момент их получения; стимулирование заботы каждого застрахованного о своем здоровье путем предоставления ему льгот по оплате взносов на ОМС в случае, если он не обращался или редко обращался за медицинскими услугами в предыдущем периоде.

Оценивая с этих позиций деятельность страховых медицинских организаций в российской системе ОМС, использующих метод коммерческого страхования, при котором в качестве покупателей страховых продуктов выступают только работодатели, можно прийти к выводу, что данные обстоятельства обусловливают низкую эффективность системы обязательного медицинского страхования. Исходя из этого, предлагается трансформировать ее в направлении использования метода взаимного страхования как соответствующего некоммерческой природе деятельности по обязательному медицинскому страхованию граждан.

Возможности расширения использования метода взаимного страхования в частно-правовой сфере рассматриваются также в связи развитием видов страхования, пока не представленных на российском страховом рынке, и возможно, не имеющих зарубежных аналогов.

В связи с разработкой изменений в законодательство об образовании Федеральной антимонопольной службой России и рядом других госструктур следует рассмотреть вопрос об организации страхования ответственности высших учебных заведений за невыполнение обязательств по договору на обучение по программам высшего образования в связи с приостановлением действия или лишением вуза лицензии на образовательную деятельность или аккредитации.

Применение метода взаимного страхования является наиболее эффективным при страховании данного риска и для страхователей-вузов, и для государства. Использование данного метода позволяет высшим учебным заведениям объединить ресурсы не только для ликвидации ущерба, уже произошедшего в результате страхового случая, но, главным образом, для предотвращения наступления страхового случая, а также для минимизации возможного ущерба.

Проводя селекцию рисков, взаимные страховые организации примут в свои ряды только те учебные заведения, которые имеют невысокую вероятность наступления страхового случая. Представляется, что такая дифференциация будет основана не на количественных показателях деятельности или источниках финансирования, а на добросовестности поведения участников рынка, которое лучше всего известно представителям самого академического сообщества.

Важно отметить, что число ВСО, страхующих такой риск, не должно быть регламентировано в законодательном порядке. Их эффективность, конкурентоспособность и приверженность добросовестной практике будут определяться самими страхователями. Такие взаимные страховые организации (ими могут быть и общества взаимного страхования) пополнят инфраструктуру отечественного рынка услуг высшего профессионального образования, упорядочивая отношения сторон данного рынка.