logo search
УМК ОДКБ

При создании (реорганизации) банка:

не сформирован полностью уставный фонд банка;

• на формирование уставного фонда исполь­зованы привлеченные средства или доходы, полученные незаконным путем;

• к одному из учредителей имеются претен­зии экономического или юридического ха­рактера;

• представлен неполный пакет документов;

• устав банка или иные документы не соот­ветствуют действующему законодательству или нарушен установленный порядок созда­ния банка;

• в представленных документах обнаружена недостоверная информация или несоответ­ствие бизнес-плана установленным крите­рием;

• выявлено несоответствие руководителя и главного бухгалтера банка квалифицирован­ным требованиям и требованиям к деловой репутации, или специальной комиссией На­ционального банка Республики Беларусь установлена их недостаточная квалификация.

Рисунок 2.1 – Основания для отказа в государственной регистрации банка

Следует подчеркнуть, что Национальный банк не может от­казать банку в государственной регистрации на том основании, что считает его создание нецелесообразным.

Если Национальный банк принимает решение об отказе в государственной регистрации банка либо изменений и дополне­ний в учредительные документы, то в пятидневный срок пись­менно уведомляет об этом банк, указав причины отказа. В слу­чае несогласия банка с таким решением он может обжаловать его в хозяйственный суд.

Государственная регистрация банка с иностранными ин­вестициями или дочернего банка иностранного банка на терри­тории Республики Беларусь осуществляется в рассмотренном выше порядке, однако имеет ряд особенностей.

В частности, помимо перечисленных ранее документов, не­обходимых для государственной регистрации создаваемого (ре­организованного) банка, дополнительно следует представить:

- иностранному юридическому лицу – решение о создании или участии в создании банка с иностранными инвестициями на территории республики либо о приобретении акций в ранее учрежденном белорусском банке без иностранных инвестиций; документ, подтверждающий регистрацию данного иностранно­го юридического лица; баланс за предыдущий год, подтвер­жденный аудиторским заключением; письменное разрешение уполномоченного органа страны его местонахождения на созда­ние или на участие этого юридического лица в создании банка на территории Республики Беларусь либо на приобретение акций в ранее учрежденном белорусском банке без иностранных инвестиций;

- иностранному физическому лицу – копию паспорта или иного документа, подтверждающего личность; подтверждение его платежеспособности иностранным банком, в котором он об­служивается; документ об источниках средств, которые вносят­ся в уставный фонд банка или за счет которых приобретаются акции белорусского банка без иностранных инвестиций.

Национальный банк может отказать в государственной ре­гистрации банка с иностранными инвестициями по тем же ос­нованиям, которые предусмотрены для банков, учреждаемых резидентами республики. Кроме того, он вправе мотивировать свой отказ тем, что в соответствующих иностранных государствах существуют аналогичные ограничения в создании, регистрации и деятельности банков с инвестициями физических и юридических лиц Республики Беларусь.

Следует отметить, что участие иностранного капитала в создании и деятельности банков на территории Республики Бела­русь законодательно ограничивалось, для чего Национальным банком по согласованию с Президентом Республики Беларусь устанавливалась соответствующая квота. Она рассчитывалась как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерези­дентам в уставных фондах банков с иностранными инвестиция­ми, и уставного фонда дочерних банков иностранных банков к совокупному уставному фонду банков, зарегистрированных на территории страны.

Банк с иностранными инвестициями, если он планировал увеличить уставный фонд за счет средств нерезидентов или про­извести отчуждение акций в пользу нерезидентов, был обязан предварительно получить на это разрешение Национального банка. С 2007 г. квотирование участия иностранного капитала в банковской системе республики не применяется.

Банковская лицензия представляет собой специальное раз­решение центрального банка на осуществление банковской дея­тельности, удостоверяющее право банка проводить указанные в ней банковские операции.

Это официальный документ установленной формы обычно бессрочного характера. Однако при необходимости банковскую лицензию можно отозвать, а также приостановить на время ее действия.

В Республике Беларусь лицензирование банковских опера­ций осуществляет Национальный банк. Он имеет право:

Порядок получения банковских лицензий регулируется Банковским кодексом Республики Беларусь и нормативными правовыми актами Национального банка.

Лицензию на осуществление банковской деятельности с перечисленными банковскими операциями, которые банк име­ет право выполнять, Национальный банк выдает ему одновре­менно со свидетельством о государственной регистрации. При этом решение о выдаче лицензии Национальный банк прини­мает на основании тех же документов, которые были представ­лены банком для его государственной регистрации.

Лицензии, выдаваемые Национальным банком, учитывают­ся в реестре лицензий на осуществление банковских операций, где указываются наименование банка, дата выдачи лицензии, ее номер и наименование. Этот реестр должен публиковаться в официальном издании Национального банка не реже одного ра­за в год.

За выдачу лицензии на осуществление банковской деятель­ности с банка взимается лицензионный сбор, размер которого определяется Президентом Республики Беларусь и (или) дей­ствующим законодательством.

Лицензионные полномочия вновь созданных банков имеют законодательно установленные ограничения, которые касаются возможности открытия и ведения счетов физических лиц, не яв­ляющихся индивидуальными предпринимателями, проведения операции по привлечению их средств во вклады, а также операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Право на выполнение указанных операций могут получить только банки, с момента государственной регистрации которых прошло не менее двух лет, при соблюдении следующих условий:

Принимая решение о расширении перечня операций, разре­шенных для выполнения банку, Национальный банк учитыва­ет ходатайство банка, наличие у него технических возможнос­тей и квалифицированного персонала для осуществления до­полнительных банковских операций, а также выполнение бан­ком всех законодательно установленных требований.

Расширение или сужение лицензионных полномочий банка оформляется в виде изменений или дополнений, вносимых в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осу­ществление банковской деятельности. Эти изменения и допол­нения могут вноситься не только по ходатайству самого банка, но и инициативе Национального банка, если он решил ограни­чить лицензионные полномочия банка в связи с нарушением последним установленных требований, а также в случае изме­нения законодательства.

Перечень документов, которые необходимо представить для внесения изменений или дополнений в лицензию на осуществ­ление банковской деятельности, и порядок их рассмотрения ус­танавливаются Национальным банком.

Если после рассмотрения представленных документов при­нято положительное решение, Национальный банк выдает бан­ку лицензию на новом бланке, где указан измененный перечень банковских операций, которые этот банк вправе осуществлять. Ранее выданную лицензию на банковскую деятельность банк должен возвратить Национальному банку.

Изменения и дополнения в реестре лицензий на банковскую деятельность публикуются в течение 30 дней со дня их внесе­ния в этот реестр.

Отказ в выдаче лицензии допускается только по причинам, предусмотренным действующим законодательством и норма­тивными документами Национального банка.

В частности, в выдаче лицензии на осуществление банков­ской деятельности Национальный банк может отказать по тем же основаниям, которые предусмотрены для отказа в государственной регистрации банка Банковским кодексом Республики Беларусь

Причины, по которым банку может быть не разрешено внес­ти изменения или дополнения в лицензию на банковскую дея­тельность, определяются самим Национальным банком.

Приостановление действия лицензии в части выполнения отдельных банковских операций по решению Национального банка возможно, если банк:

не выполняет предписаний Национального банка или нор­мативов безопасного функционирования банка;

нарушает требования, касающиеся представления отчет­ности в Национальный банк;

имеет неудовлетворительное финансовое положение, ко­торое может привести к неисполнению им своих обязательств перед вкладчиками и другими кредиторами;

не передает требуемую финансовую и экономическую ин­формацию, либо передает неполную или недостоверную инфор­мацию;

представил недостоверные сведения, на основании кото­рых были внесены изменения и дополнения в лицензию на осу­ществление банковской деятельности;

не выполняет другие требования банковского законода­тельства.

Получив уведомление о приостановлении действия лицен­зии, банк обязан прекратить выполнение тех банковских опера­ций, в отношении которых были ограничены его лицензионные полномочия. В то же время Национальный банк определяет банку срок для устранения допущенных нарушений, после чего действие лицензии может быть восстановлено. Этот срок не должен превышать одного года.

Для восстановления лицензионных полномочий банку сле­дует представить соответствующее ходатайство с информацией об устранении допущенных нарушений и о его готовности к проведению данных видов операций. При необходимости Нацио­нальный банк может проверить, действительно ли банк устра­нил выявленные нарушения.

Если же за установленный срок нарушения не были устра­нены, Национальный банк имеет право приостановить дей­ствие лицензии на новый срок или отозвать ее, в том числе в части выполнения отдельных банковских операций.

Отзыв лицензии на осуществление банковской деятельно­сти, и том числе в отношении отдельных банковских операций, Национальный банк может произвести в случаях, если:

Когда у банка отзывается лицензия на выполнение отдельных банковских операций, он должен прекратить все операции, связанные с данными видами деятельности, и возместить своим вкладчикам и кредиторам понесенные в результате этого убытки. В этом случае банку выдается лицензия, оформленная новом бланке, с перечнем банковских операций, которые ему теперь разрешено выполнять. Если же он устранит допу­щенные нарушения, то может ходатайствовать о восстановлении своих лицензионных полномочий.

Когда у банка отзывают лицензию на совершение совокуп­ности банковских операций, составляющих основу банковской деятельности, но у него сохраняется действие лицензии на осу­ществление других банковских операций, допускается его пре­образование в небанковскую кредитно-финансовую организа­цию. Отзыв лицензии на проведение всех банковских операций влечет за собой ликвидацию банка (при условии полного испол­нения этим банком своих обязательств перед вкладчиками и иными кредиторами).

После принятия решения об отзыве, приостановлении или восстановлении действия банковских лицензий Национальный банк обязан в семидневный срок опубликовать сообщение об этом в официальных республиканских средствах массовой информации. Кроме того, в реестре лицензий на осуществление банковской деятельности делается соответствующая запись. Все решения НБ РБ могут быть обжалованы банками в хозяйственный суд.