24.Управление собственным капиталом банка.
Капитал банка – это средства, внесенные владельцами банка и состоящие из уставного капитала, других фондов и резервов, а также из нераспределенной прибыли.
Функции капитала – обеспечение ресурсами нового банка для начала работы, создание базы для дальнейшего роста и расширения банковской деятельности, защиты банка от риска, а также поддержание доверия к банку и его менеджменту.
Важнейшей целью управления собственным капиталом является обоснование его достаточности, а также определение показателей, позволяющих оценить эту достаточность, на которую влияют объем, структура и содержание активных операций
Общий критерий: поддержание его величины на таком уровне, когда максимальная прибыль и минимизировался риск банкротства и соблюдались нормативы, установленные государством.
Для оценки достаточности капитала используются различные показатели: соотношение совокупного капитала и совокупных депозитов; совокупного капитала и совокупных активов; совокупного капитала и совокупных рисковых активов.
Объективно существуют два вида источников увеличения собственного капитала банка: внутренние и внешние. Основным внутренним - служит прибыль, невыплаченная акционерам и оставленная в банке нераспределенной. Возможность капитализации прибыли непосредственно связана с дивидендной политикой. Необходимо найти оптимальную пропорцию в распределении прибыли на дивиденды и капитализируемую часть и тем самым обеспечить компромисс между текущими и будущими интересами акционеров. Ключевой фактор в этом распределении: как быстро должна расти прибыль банка, чтобы сохранилось неизменным отношение собственного капитала к активам, если банк продолжает выплачивать дивиденды своим акционерам по постоянной ставке.
Темпы роста нераспределенной прибыли = Прибыль на собственный капитал *Доля удержанной прибыли
Внешние: продажа акций, эмиссия долговых обязательств, продажа активов, сдача в аренду некоторых видов основных фондов и т.д.
Важна рыночная стоимость банковского капитала, а не бухгалтерская. До тех пор пока рыночная стоимость положительна, банки могут выпускать обязательства и противостоять проблемам ликвидности. Если рыночная стоимость капитала отрицательная, то ни один частный кредитор не предоставит кредит.
Внутрибанковское планирование объема капитала - 3 этапа:
-
Сравнение типовых балансовых отчетов и отчетов о прибылях и убытках.
-
Выбор нормы выплаты дивидендов.
-
Анализ стоимости и выгод, приносимых альтернативными источниками внешнего капитала.
Первый этап предусматривает оценку того, сколько капитала нужно для финансирования активов. Общий требуемый акционерный капитал = ожидаемые активы - задолженность.
Второй этап показывает, сколько капитала будет выработано внутри и какая сумма внешнего капитала потребуется. Выплаты дивидендов уменьшают сумму нераспределенной прибыли и увеличивают потребность в финансировании за счет внешнего капитала.
Третий этап рассматривает альтернативные оценки. Руководство должно прогнозировать потребности банка на несколько лет, чтобы разработать долгосрочный план. Банку не следует полагаться в основном на единственный источник капитала в ближайшей перспективе, чтобы сохранять этот вариант на будущее.
Упрошенная модель увеличения капитала:
А/С * NI/A * RE/NI = RE/C = q ,
где q - максимальный темп накопления капитала за счет капитализации дохода;
А - совокупные активы банка;
С - капитал банка;
NI - величина чистого дохода (после уплаты налога);
RE - размер удержанной прибыли.
Таким образом, рост капитала банка (а, следовательно, и его активов) находится в прямой зависимости от степени привлечения средств (А/С), доходности активов (NI/A) и уровня выплаты дивидендов (RE/C). С помощью формулы:
-
банк может определить максимально возможный прирост капитала за счет сохранения прибыли.
-
показывает, что удовлетворение потребности в увеличении капитала за счет накопления собственных средств возможно только в том случае, если возрастут уровни привлечения средств, доходности активов и удержания прибыли, либо если увеличение одного или двух из них превысит общее снижение остальных показателей.
-
когда банк планирует увеличение темпов своего роста, он должен оценить, насколько в его силах изменить параметры, определяющие q.
Эффективным инструментом управления собственными средствами является такая политика в области дивидендов, которая позволяет повысить рыночную цену акций банка и продать дополнительные акции по более высоким ценам. Эта политика может оказаться более предпочтительной, чем удержание части прибыли для пополнения собственного капитала.
Средства, полученные банком в результате продажи новых акций, нужно инвестировать так, чтобы они принесли выручку, достаточную для поддержания по меньшей мере того же дохода и дивиденда на акцию и того же курса акций, которые существовали при прежнем объеме акций.
Исчисление этой требуемой нормы выручки, именуемой издержками акционерного капитала, в зарубежной практике ее рассматривают как норму дисконта (Кe), сводящую величину всех будущих дивидендов к текущей цене акций.
,
где P0 - текущая цена одной акции;
D, - дивиденды на акцию за время t;
Ke - требуемая норма выручки.
Для банка с примерно одинаковым темпом роста дивидендов эта норма приблизительно равна:
,
где q - темп роста дивидендов;
D0 - ожидаемый дивиденд на акцию в текущем году.
Повторный выпуск акций банка может включать выпуск как обыкновенных, так и привилегированных акций, использование которых увеличивает банковский риск, поскольку им свойственны недостатки займа, связанные с фиксированными дивидендами, однако они не имеют налоговых льгот, которыми обладает доход по займам.
Предельные затраты на привлечение средств с помощью привилегированных акций определяются с использованием приведенной ниже формулы. Поскольку размер дохода на привилегированную акцию фиксируется при выпуске, темп роста дивидендов равен нулю, т.е.
,
где Dp - ожидаемый доход на акцию в текущем году;
Рp - текущая цена одной привилегированной акции;
Кp - издержки выпуска привилегированных акций.
Результаты предлагаемых расчетов возможно использовать для поиска путей достижения адекватной степени обеспечения активов капиталом, выработки отправных моментов ценовой политики коммерческого банка, а также его общей стратегии.
Выводы. Управление капиталом – сложный процесс, требующий от банка: соблюдения соответствия капитала уровню и рискованности активов; учета интересов собственников в распределении доходов; использования возможностей увеличения доходности активов, а также эффективного контроля за их качеством. Сюда же примыкает и определение допустимой цены привлекаемых ресурсов исходя из задач поддержания ликвидности банка и возможностей прибыльного размещения средств.
- 1. Понятие банковского менеджмента.
- 2. Функции банковского менеджмента.
- 3. Сущность, содержание и виды мисменеджмента.
- Технический
- 4. Содержание финансового менеджмента в коммерческом банке.
- 5. Классификация банковских рисков.
- 6. Система управления банковскими рисками.
- 7. Модель декомпозиционного анализа пнк.
- 8. Вертикальный и горизонтальный анализ основных показателей деятельности банка.
- 9. Факторный анализ прибыли на капитал.
- 10. Рейтинговая система анализа camels.
- 11.Цели и задачи внутреннего контроля банка.
- 12.Методы проведения внутреннего контроля в банке.
- 13.Организация системы внутреннего контроля в банке.
- 14. Основные элементы управления активами и пассивами банка.
- 15. Модель дисбаланса (gap).
- 16. Правила управления дисбалансом (gap).
- 17. Классификация ситуаций по gap.
- 18. Модель длительности.
- 19. Управление рыночной стоимостью капитала с помощью временного разрыва (dgap).
- 20. Сравнительная характеристика моделей gap и dgap.
- 21. Трансфертное ценообразование в банке.
- 22.Основные подходы к управлению ресурсами банка. 23.Структура управлению банковскими ресурсами. (2 в 1)
- I. Управление собственными средствами:
- III. Недепозитные операции:
- 24.Управление собственным капиталом банка.
- 25.Управление собственными и заемными ресурсами.
- 26. Понятие ликвидности, ее значимость для банка.
- 27. Проблема ликвидность-доходность для российских коммерческих банков.
- 28. Основные подходы к управлению ликвидностью
- 29. Портфельные методы управления ликвидностью.
- 30. Оперативное управление (оу) ликвидностью.
- 31. Кредитный риск (кРиск) в деятельности банка.
- 32. Оптимизация параметров доходности и рискованности банковских операций.
- 33. Факторы кредитного риска.
- 34. Структура риск-менеджмента кредитного портфеля банка
- 35. Методы дифференциации ссудозаемщиков.
- 36.Диверсификация кредитных вложений банка.
- 37.Методы управления кредитным риском.
- 38.Регулированиеоткрытой валютной позиции банка
- 39.Хеджирование валютных рисков
- 40.Использованиесделок своп для хеджирования валютных рисков
- 41.Использование форвардов, фьючерсов и опционов для хеджирования валютных рисков (3 в 1)