2. Организация документооборота по банковским операциям.
Главная бухгалтерская книга является центральным хранилищем данных бухгалтерского управленческого учета банка, в которое переносятся итоги корреспонденции бухгалтерских счетов на уровне отчетов и содержащее подробную информацию обо всех операциях банка.
Форма Главной бухгалтерской книги, внедренной в информационную систему, должна содержать следующие графы: 1) номер счета; 2) наименование счета; 3) входящий остаток (начальное сальдо); 4) обороты по дебету за отчетный период (по счетам меморандума – приход); 5) обороты по кредиту за отчетный период (по счетам меморандума – расход); 6) исходящий остаток (конечное сальдо).
Ведение Главной бухгалтерской книги, внедренной в информационной системе, обеспечивается в отдельном модуле по всем проводимым операциям по центральному аппарату, филиалам и представительствам банка (при их наличии), с соблюдением следующих условий: 1) возможность просмотра, корректировки, замены Плана счетов бухгалтерского учета и поддержание нескольких Планов счетов бухгалтерского учета; 2) возможность отражения операций, совершаемых в иностранной валюте; 3) контроль правильности отражения совершенных операций в бухгалтерском учете путем создания системы (иерархии) санкционирования (утверждения) бухгалтерских записей в информационной системе и определения ограничений полномочий работников банка; 4) контроль полноты вводимых данных (в случае выполнения функций или операции без полного заполнения всех полей информационная система должна выдавать соответствующее уведомление); 5) отражение учетных операций вспомогательного бухгалтерского учета в Главной бухгалтерской книге в режиме реального времени или в пакетном режиме; 6) наличие аудиторского следа, обеспечивающего возможность просмотра бухгалтерских записей в Главной бухгалтерской книге с доступом к детальной информации вспомогательного бухгалтерского учета, на основании которых эти записи формировались, включая отсканированный образ первичных документов; 7) хранение истории по счетам Главной бухгалтерской книги не менее пяти лет с возможностью восстановления данных по счетам Главной бухгалтерской книги; 8) централизованное формирование финансовой и иной отчетности, в том числе консолидированной финансовой отчетности, на основании данных Главной бухгалтерской книги.
Для достижения критериев централизации учета совершаемых банком операций выполняются следующие условия: 1) построение системы контроля за правильностью отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых филиалом банка; 2) получение филиалом банка выписки и других документов по соответствующим счетам, открытым для филиала, в том числе по счетам доходов и расходов; 3) отсутствие у филиала банка доступа в Главную бухгалтерскую книгу.
Сворачивание (закрытие доходов и расходов и получение финансового результата) доходов и расходов производится автоматически в конце финансового года в центральном аппарате банка без участия филиалов и представительств банка. Централизация обработки информации в режиме реального времени или в пакетном режиме представляет собой централизованное закрытие операционного дня банка, которое включает в себя технологию централизованной обработки информации с подключением всех его филиалов и представительств.
- Содержание учебно-методического комплекса дисциплины
- 1. Типовая учебная программа дисциплины
- 2. Организация и планирование курса
- 2.1 Курс лекционных занятий
- 2.2 Курс практических (семинарских) занятий
- 2.3.Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (срсп)
- 2.4.Самостоятельная работа студента (срс)
- 5. Критерии и правила выставления баллов
- 3. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- 3.1. Список литературы
- 3.2 Методическое обеспечение дисциплины
- 3.3 Перечень специализированных средств
- Методические рекомендации по дисциплине
- Лекционный комплекс
- Тема 1: Предмет и задачи бухгалтерского учета в банках.
- 1. Роль и политика бухгалтерского учета в банках.
- 2. Международные стандарты финансового учета и отчетности.
- Тема 2: Организация учетно-операционной работы в банке.
- 1. Сущность учетно-операционной работы в банке.
- 2. Требования к организации бухгалтерского учета.
- Тема 3: Банковский баланс и принципы его построения.
- 1. Учетная политика банка.
- 2. Понятие баланса. Структура и содержание статей баланса.
- Тема 4: Документация, документооборот и контроль в коммерческих банках.
- 1. Сущность банковской документации.
- 2. Организация документооборота по банковским операциям.
- 3. Значение контроля банка и основные его виды.
- Тема 5: Учет расчетных операций.
- 1. Порядок открытия, ведения, закрытия банковских счетов.
- 2. Принципы организации и формы безналичных расчетов.
- 3.Расчеты платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.
- Тема 6: Учет межбанковских корреспондентских отношений.
- 1. Значение корреспондентских отношений банков.
- 2. Виды корреспондентских счетов, порядок их открытия.
- Тема 7:Учет кассовых операций.
- 1. Организация кассовой работы в кб.
- 2. Прием наличных денег в приходные кассы и их отражение в учете.
- Тема 8: Учет кредитных операций.
- 1. Порядок учета кредитных операций коммерческих банков.
- 2. Порядок формирования резервов на покрытие убытков по кредитам и их использования.
- Тема 9: Учет депозитных операций.
- 1. Депозитная политика кб.
- 2. Порядок учета депозитных операций в кб.
- Тема 10: Учет операций с ценными бумагами.
- 1. Порядок учета ценных бумаг.
- 2. Учет операций «репо».
- 3. Организация учета выпуска банком ценных бумаг в обращение.
- Тема 11: Учет операций с иностранной валютой.
- 1. Учет сделок спот по покупке, обмену, продаже иностранной валюты
- 2. Учёт операций с форвардными сделками.
- Тема 12: Учет основных средств, нематериальных активов и аффинированных драгоценных металлов.
- 1. Общая характеристика основных средств банка, их классификация.
- 2. Оценка и износ, амортизация и переоценка основных средств.
- 3. Общая характеристика нематериальных активов банка, их классификация и учёт.
- Тема 13: Учет доходов и расходов банка.
- 1. Понятие и классификация доходов и расходов банка.
- 2. Учет доходов банка.
- 3. Учет расходов банка.
- Тема 14: Учет собственного капитала банка.
- 1. Общие понятия собственного и акционерного капитала банка.
- 2. Учет регистрации выпуска ценных бумаг.
- Тема 15: Финансовая отчетность в коммерческих банках.
- 1. Цель, задачи и значение финансовой отчетности.
- 2. Основные формы финансовой отчётности.
- План практических (семинарских) занятий
- 7.Материалы по подготовке к срс
- Тема 6:Учет межбанковских корреспондентских отношений.
- Тема 8: Учет кредитных операций.
- Тема 11: Учет операций с иностранной валютой.
- Тема 14: Учет собственного капитала банка.
- Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся