2. Понятие баланса. Структура и содержание статей баланса.
Третий закон движения Кеплера гласит: «На каждое действие имеется равная и противоположная реакция». Так же обстоит дело с бухгалтерским учетом по методу двойной записи. Базисная бухгалтерская сбалансированность:
АКТИВЫ = ОБЯЗАТЕЛЬСТВА + СОБСТВЕННОСТЬ
Балансовый отчет – это фотоснимок предпринимательства в данный момент времени. Отдельный показатель, приведенный в балансе, называется балансовой статьей. По своему значению все статьи группируются в две равновеликие совокупности показателей: статьи актива и статьи пассива, или просто – актив и пассив. В активе баланса отражается стоимость имущества банка, а в пассиве – величина собственности и обязательства банка. Статьи актива и пассива баланса группируются в разделы. Обычно таких разделов три в активе и три в пассиве.
Активы банка по своему значению в хозяйственной деятельности подразделяются на оборотные активы и внеоборотные (основной капитал). В отдельном разделе баланса отражаются статьи внеоборотных активов. Оборотные активы размещаются в других разделах. Основное правило: статьи актива должны размещаться в балансе по степени их оборачиваемости или ликвидности.
В отдельном разделе пассива баланса отражаются статьи, характеризующие собственность. В других разделах отражаются долгосрочные обязательства и краткосрочные (текущие) обязательства.
Баланс-брутто и баланс-нетто. В бухгалтерские балансы включают не только статьи, отражающие имущество и обязательства и собственность, но и регулирующие статьи, которые уточняют оценку отдельных статей активов и обязательств (пассивов). Бухгалтерский баланс, включающий регулирующие статьи, если они входят в подсчет итога баланса, называется балансом-брутто. Если исключить регулирующие статьи, не подсчитывать их в итоговой сумме баланса, то такой баланс покажет чистую стоимость имущества банка. Его называют балансом-нетто.
Счет – основное понятие бухгалтерского учета. Это способ классификации, регистрации (отражения) и соизмерения первичных данных о проведенных хозяйственных операциях и других фактах экономического характера, которые должны получить отражение в бухгалтерском учете. Счета бухгалтерского учета взаимоувязаны в единую систему двойной записью. Каждая операция, проведенная банком, должна получить отражение как минимум на двух счетах. Возникают как бы незримые нити, связывающие счета.
Строение счетов. Каждый счет состоит из двух противоположных подмножеств показателей. Одна совокупность показателей относится к дебету счета, а другая – к его кредиту. С точки зрения внутреннего движения данных на счете дебет и кредит можно характеризовать как плюс и минус, отражающие увеличение или уменьшение по счету.
Подсчет цифровых данных, записанных по дебету или по кредиту счетов за определенный (обычно за отчетный) период, называют оборотом по счету. Оборот – это вектор цифровых значений, зарегистрированных на счете, Различают дебетовый и, отдельно, кредитовый оборот по счету.
Соизмерение оборотов создает новую информацию, которую отражает сальдо счета. Сальдо – это остаток по счету на определенную (обычно отчетную) дату. Сальдо может быть дебетовым и кредитовым — в зависимости от того, какой оборот доминировал на данном счете в отчетном периоде. Относительно самого отчетного периода сальдо может быть начальным (переходящим с предыдущего периода) и конечным – определенным в результате регистрации операций за отчетный период. Как правило, сальдо отличают по дате, на которую оно вычислено.
Активные и пассивные счета. Дебет и кредит имеют различное (противоположное) значение на активных и пассивных счетах. На активных счетах дебет означает плюс (увеличение), а кредит – минус (уменьшение). На пассивных счетах, наоборот: по дебету отражается уменьшение (минус), а по кредиту – увеличение (плюс). Для правильного отражения данных о хозяйственных операциях нужно научиться отличать активные счета от пассивных.
На активных счетах отражаются любые виды имущества банка и затраты на ведение хозяйственной деятельности, если они отражаются на специально выделяемых счетах. На пассивных счетах отражаются: собственность, обязательства и поступающие доходы, если для их отражения используются отдельные счета.
Определение сальдо на счетах. На активных счетах может быть только дебетовое сальдо или нулевое. При нулевом сальдо говорят: счет закрыт. Открыть счет – это, значит, записать на нем хотя бы одну хозяйственную операцию. Кредитовое сальдо на активных счетах (кроме расчетов) невозможно. Судите сами. Разве можно выдать из кассы больше наличных денег, чем их поступило? Можно, если был остаток денег с предыдущего периода. Но ведь больше, чем поступление + остаток, выдать никак нельзя.На пассивных счетах сальдо обычно кредитовое или нулевое. Дебетовое сальдо возникает как результат учетной ошибки или перерасхода отдельных средств.
Корреспонденция счетов. Хозяйственная операция, как правило, отражается на кредите одного счета и на дебете другого. То есть корреспонденция счетов затрагивает их противоположные полюсы. Если операция на счете А записана по дебету, то на корреспондирующем счете Б она будет записана по кредиту. Обычно по дебету и кредиту корреспондирующих счетов записываются одинаковые суммы по регистрируемой операции.
Регистрация всего множества хозяйственных операций и других фактов вызывает всего четыре корреспонденции счетов: Дебет активного счета – Кредит активного счета; Дебет активного счета – Кредит пассивного счета; Дебет пассивного счета – Кредит пассивного счета; Дебет пассивного счета –Кредит активного счета.
Синтетический и аналитический учет на счетах. Множество счетов, действующих в системе бухгалтерского учета, достаточно четко делится на синтетические и аналитические счета. Первые из них представляют агрегаты множества аналитических счетов. Они обобщают информацию в определенные экономические показатели. Каждыйсинтетический счет имеет свои аналитические счета, которые не могут участвовать в агрегировании показателей иного синтетическогосчета.
Аналитический или индивидуальный счет детализирует и конкретизирует информацию (вернее, часть информации) определенного синтетического счета. Информация из синтетических счетов формирует баланс и другие общие показатели финансовой отчетности, а информация из аналитических счетов служит конкретным интересам управления.
Основные и операционные счета. На основных счетах отражаются имущество, обязательства и собственность банка. Сальдо этих счетов включается в отчетный бухгалтерский баланс. Операционные счета служат для учета хозяйственных процессов и выявления полученных результатов. На них обычно записывают доходы и расходы, полученные и понесенные в ходе проведенных операций. Как правило, такие счета в конце отчетного периода закрываются и сальдо не имеют. Результаты операций, выявленные на операционных счетах, переносятся на основные счета и через них отражаются в отчетном бухгалтерском балансе.
Типовой План счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и ипотечных организациях (с учетом изменений и дополнений) Зарегистрирован МЮ РК 11.09.2002 г. № 1973 Утвержден постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 30 июля 2002 года № 275 Рег. № 1463.
Настоящий типовой План счетов бухгалтерского учета в банках второго уровня и ипотечных организациях (далее – План счетов) разработан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О Национальном Банке Республики Казахстан» и определяет порядок отражения операций, совершаемых банками второго уровня Республики Казахстан (далее – банки) и ипотечными организациями на счетах бухгалтерского учета в целях составления ими финансовой отчетности.
В настоящем Плане счетов используются понятия, предусмотренные законодательством Республики Казахстан по вопросам бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
План счетов представляет собой схему группировки финансово-хозяйственных операций банков и ипотечных организаций в бухгалтерском учете с разбивкой на следующие классы: 1) 1-ый класс – «Активы»; 2) 2-ой класс – «Обязательства»; 3) 3-ий класс – «Собственный капитал»; 4) 4-ый класс – «Доходы»; 5) 5-ый класс – «Расходы»; 6) 6-ой класс – «Условные и возможные требования и обязательства»; 7) 7-ой класс – «Счета меморандума к балансу».
Счета первых трех классов отражаются в бухгалтерском балансе банка и ипотечной организации. Счета четвертого и пятого классов отражаются в отчете о доходах и расходах банка. Результат деятельности банка за отчетный период отражается по счетам третьего класса. Первая цифра счета указывает на принадлежность к классу, вторая, третья цифры – на принадлежность к группе счетов, четвертая цифра определяет дальнейшую детализацию и расшифровку счетов группы.
Аналитический учет ведется по следующим признакам: 1) вид валюты; 2) резидент-нерезидент; 3) форма собственности; 4) отрасли экономики; 5) виды займов; 6) клиенты, эмитенты ценных бумаг, банки-корреспонденты; 7) иные необходимые признаки.
Первый класс «Активы» включает в себя следующие группы счетов:
1000 Деньги;
1010 Аффинированные драгоценные металлы;
1050 Корреспондентские счета;
1100 Требования к Национальному Банку Республики Казахстан;
1150 Банкноты национальной валюты до выпуска в обращение;
1200 Ценные бумаги, предназначенные для торговли;
1250 Вклады, размещенные в других банках;
1300 Займы, предоставленные другим банкам;
1320 Займы и финансовый лизинг, предоставленные организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций;
1350 Расчеты с филиалами;
1400 Требования к клиентам;
1450 Ценные бумаги, имеющиеся в наличии для продажи;
1458 Операции "обратное РЕПО" с ценными бумагами;
1470 Инвестиции в капитал и субординированный долг;
1480 Ценные бумаги, удерживаемые до погашения;
1550 Расчеты по платежам;
1600 Товарно-материальные запасы;
1610 Долгосрочные активы, предназначенные для продажи;
1650/1690 Основные средства и нематериальные активы;
1700 Начисленные доходы, связанные с получением вознаграждения;
1790 Предоплата вознаграждения и расходов;
1810 Начисленные комиссионные доходы;
1830 Просроченные комиссионные доходы;
1850 Прочие дебиторы;
1890 Требования по операциям с производными финансовыми инструментами.
Второй класс «Обязательства» включает в себя следующие группы счетов:
2010 Корреспондентские счета;
2020 Вклады до востребования других банков;
2030 Займы, полученные от Правительства Республики Казахстан;
2040 Займы, полученные от международных финансовых организаций;
2050 Займы, полученные от других банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
2110 Займы овернайт;
2120 Срочные вклады;
2150 Расчеты с филиалами;
2200 Обязательства перед клиентами;
2255 Операции "РЕПО" с ценными бумагами;
2300 Выпущенные в обращение ценные бумаги;
2400 Субординированные долги;
2550 Расчеты по платежам;
2700 Hачисленные расходы, связанные с выплатой вознаграждения;
2770 Начисленные расходы по административно-хозяйственной деятельности;
2790 Предоплата вознаграждения и доходов;
2810 Начисленные комиссионные расходы;
2830 Просроченные комиссионные расходы;
2850 Прочие кредиторы;
2890 Обязательства по операциям с производными финансовыми инструментами.
Третий класс «Собственный капитал» включает в себя следующие группы счетов:
3000 Уставный капитал;
3100 Дополнительный капитал;
3200 Резервы (провизии) на общебанковские риски;
3500 Резервный капитал и резервы переоценки.
Четвертый класс «Доходы» включает в себя следующие группы счетов:
4050 Доходы, связанные с получением вознаграждения по корреспондентским счетам;
4100 Доходы, связанные с получением вознаграждения по вкладам, размещенным в Национальном Банке Республики Казахстан;
4200 Доходы, связанные с получением вознаграждения по ценным бумагам;
4250 Доходы, связанные с получением вознаграждения по вкладам, размещенным в других банках;
4300 Доходы, связанные с получением вознаграждения по займам, предоставленным другим банкам;
4320 Доходы, связанные с получением вознаграждения по займам и финансовому лизингу, предоставленным организациям, осуществляющим отдельные виды банковских операций, или полученным от организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
4350 Доходы по расчетам с филиалами;
4400 Доходы, связанные с получением вознаграждения по требованиям к клиентам;
4450 Доходы, связанные с получением вознаграждения по прочим ценным бумагам;
4465 Доходы, связанные с получением вознаграждения по операциям "Обратное РЕПО" с ценными бумагами;
4470 Доходы, связанные с получением вознаграждения по инвестициям в капитал и субординированный долг;
4480 Доходы, связанные с получением вознаграждения по ценным бумагам, удерживаемым до погашения;
4500 Доходы по дилинговым операциям;
4600 Комиссионные доходы;
4700 Доходы от переоценки;
4730 Реализованные доходы от переоценки;
4850 Доходы от продажи;
4870 Доходы, связанные с изменением доли участия в уставном капитале юридических лиц;
4890 Доходы по операциям с производными финансовыми инструментами;
4900 Неустойка (штраф, пеня);
4920 Прочие доходы;
4950 Доходы от восстановления резервов (провизий);
4999 Доход до налогов.
Пятый класс «Расходы» включает в себя следующие группы счетов:
5020 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по корреспондентским счетам;
5030 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от Правительства и местных исполнительных органов Республики Казахстан;
5040 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от международных финансовых организаций;
5050 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от других банков;
5060 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам, полученным от организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций;
5090 Другие расходы, связанные с выплатой вознаграждения;
5110 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по займам овернайт;
5120 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по вкладам других банков;
5150 Расходы по расчетам с филиалами;
5200 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по требованиям клиентов;
5250 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по операциям "РЕПО" с ценными бумагами;
5300 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по ценным бумагам;
5400 Расходы, связанные с выплатой вознаграждения по субординированному долгу;
5450 Ассигнования на обеспечение;
5500 Расходы по дилинговым операциям;
5600 Комиссионные расходы;
5700 Расходы от переоценки;
5720 Расходы по оплате труда и обязательным отчислениям;
5730 Реализованные расходы от переоценки;
5740 Общехозяйственные расходы;
5760 Налоги, сборы и другие обязательные платежи в бюджет, кроме подоходного налога;
5780 Амортизационные отчисления;
5850 Расходы от продажи;
5870 Расходы, связанные с изменением доли участия в уставном капитале юридических лиц;
5890 Расходы по операциям с производными финансовыми инструментами;
5900 Неустойка (штраф, пеня);
5920 Прочие расходы;
5999 Подоходный налог.
Шестой класс «Условные и возможные требования и обязательства» включает в себя следующие группы счетов:
6000-6500 Счета по аккредитивам;
6050-6550 Счета по гарантиям;
6080-6580 Требования (обязательства) к должнику по форфейтинговым операциям;
6100-6600 Счета по размещению вкладов и займов в будущем;
6130-6630 Счета по неподвижным вкладам клиентов;
6150-6650 Счета по получению вкладов и займов в будущем;
6180-6880 Возможные требования (обязательства) по векселям;
6200-6700 Счета по приобретению ценных бумаг и финансовых фьючерсов, а также по иным производным финансовым инструментам;
6300-6800 Счета по продаже ценных бумаг и финансовых фьючерсов, а также по иным производным финансовым инструментам;
6400-6900 Счета по купле-продаже валютных ценностей.
Седьмой класс «Счета меморандума к балансу» включает в себя следующие группы счетов:
7100 Мемориальные счета – активы;
7200 Мемориальные счета – пассивы;
7300 Мемориальные счета – прочие;
7400 Пенсионные активы накопительных пенсионных фондов, принятые на хранение;
7500 Ипотечные займы, права требования, по которым приняты в доверительное управление;
7600 Активы клиентов, находящиеся в доверительном (инвестиционном) управлении;
7630 Обязательства по операциям по доверительному (инвестиционному) управлению;
7650 Капитал;
7660 Доходы по операциям по доверительному (инвестиционному) управлению;
7680 Расходы по операциям по доверительному (инвестиционному) управлению;
7700 Активы, принятые на кастодиальное хранение, за исключением пенсионных активов накопительных пенсионных фондов [1, 2, 3].
- Содержание учебно-методического комплекса дисциплины
- 1. Типовая учебная программа дисциплины
- 2. Организация и планирование курса
- 2.1 Курс лекционных занятий
- 2.2 Курс практических (семинарских) занятий
- 2.3.Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (срсп)
- 2.4.Самостоятельная работа студента (срс)
- 5. Критерии и правила выставления баллов
- 3. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- 3.1. Список литературы
- 3.2 Методическое обеспечение дисциплины
- 3.3 Перечень специализированных средств
- Методические рекомендации по дисциплине
- Лекционный комплекс
- Тема 1: Предмет и задачи бухгалтерского учета в банках.
- 1. Роль и политика бухгалтерского учета в банках.
- 2. Международные стандарты финансового учета и отчетности.
- Тема 2: Организация учетно-операционной работы в банке.
- 1. Сущность учетно-операционной работы в банке.
- 2. Требования к организации бухгалтерского учета.
- Тема 3: Банковский баланс и принципы его построения.
- 1. Учетная политика банка.
- 2. Понятие баланса. Структура и содержание статей баланса.
- Тема 4: Документация, документооборот и контроль в коммерческих банках.
- 1. Сущность банковской документации.
- 2. Организация документооборота по банковским операциям.
- 3. Значение контроля банка и основные его виды.
- Тема 5: Учет расчетных операций.
- 1. Порядок открытия, ведения, закрытия банковских счетов.
- 2. Принципы организации и формы безналичных расчетов.
- 3.Расчеты платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.
- Тема 6: Учет межбанковских корреспондентских отношений.
- 1. Значение корреспондентских отношений банков.
- 2. Виды корреспондентских счетов, порядок их открытия.
- Тема 7:Учет кассовых операций.
- 1. Организация кассовой работы в кб.
- 2. Прием наличных денег в приходные кассы и их отражение в учете.
- Тема 8: Учет кредитных операций.
- 1. Порядок учета кредитных операций коммерческих банков.
- 2. Порядок формирования резервов на покрытие убытков по кредитам и их использования.
- Тема 9: Учет депозитных операций.
- 1. Депозитная политика кб.
- 2. Порядок учета депозитных операций в кб.
- Тема 10: Учет операций с ценными бумагами.
- 1. Порядок учета ценных бумаг.
- 2. Учет операций «репо».
- 3. Организация учета выпуска банком ценных бумаг в обращение.
- Тема 11: Учет операций с иностранной валютой.
- 1. Учет сделок спот по покупке, обмену, продаже иностранной валюты
- 2. Учёт операций с форвардными сделками.
- Тема 12: Учет основных средств, нематериальных активов и аффинированных драгоценных металлов.
- 1. Общая характеристика основных средств банка, их классификация.
- 2. Оценка и износ, амортизация и переоценка основных средств.
- 3. Общая характеристика нематериальных активов банка, их классификация и учёт.
- Тема 13: Учет доходов и расходов банка.
- 1. Понятие и классификация доходов и расходов банка.
- 2. Учет доходов банка.
- 3. Учет расходов банка.
- Тема 14: Учет собственного капитала банка.
- 1. Общие понятия собственного и акционерного капитала банка.
- 2. Учет регистрации выпуска ценных бумаг.
- Тема 15: Финансовая отчетность в коммерческих банках.
- 1. Цель, задачи и значение финансовой отчетности.
- 2. Основные формы финансовой отчётности.
- План практических (семинарских) занятий
- 7.Материалы по подготовке к срс
- Тема 6:Учет межбанковских корреспондентских отношений.
- Тема 8: Учет кредитных операций.
- Тема 11: Учет операций с иностранной валютой.
- Тема 14: Учет собственного капитала банка.
- Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся