1. Сущность банковской документации.
Основной целью автоматизации ведения вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренной в информационной системе, является составление банками финансовой отчетности, соответствующей требованиям международных стандартов финансовой отчетности в автоматическом режиме
Автоматизация ведения вспомогательного бухгалтерского учета и Главной бухгалтерской книги, внедренной в информационной системе, достигается путем:
1) обеспечения ведения вспомогательного бухгалтерского учета по всем совершаемым банком операциям и осуществления расчетов в автоматическом режиме в соответствии с требованиями международных стандартов финансовой отчетности;
2) создания Главной бухгалтерской книги по всем проводимым операциям по центральному аппарату, филиалам и представительствам банка (при их наличии) в информационной системе.
В информационной системе должен поддерживаться журнал аудита, обеспечивающий возможность регистрации всех событий (изменений) всех данных в информационной системе, в том числе даты и времени вносимых изменений определенным исполнителем банка, в соответствии с требованиями, заданными при настройке информационной системы. Корректировка (удаление) произошедших событий в информационной системе не допускается. В случае замены банком информационной системы банк письменно уведомляет Национальный Банк Республики Казахстан (далее - Национальный Банк) в произвольной форме в течение семи рабочих дней со дня ввода новой информационной системы в эксплуатацию. В уведомлении отражается следующая информация: 1) наименование новой информационной системы; 2) информация о разработчиках информационной системы; 3) дата ввода новой информационной системы в эксплуатацию; 4) преимущества и отличия информационной системы в сравнении с предыдущей информационной системой; 5) характеристика новой информационной системы, в том числе основные модули, функции и так далее.
Ежегодно в срок до 15 января банки представляют в Национальный Банк сведения о состоянии применяемой информационной системы, содержащие информацию обо всех произведенных изменениях, в том числе, совершенствовании и замене модулей, по форме, определяемой банком самостоятельно.
При ведении вспомогательного бухгалтерского учета банк обеспечивает:
1) наличие внутренних документов банка, регламентирующих порядок отражения в бухгалтерском учете (совершение бухгалтерских записей) всех совершаемых банком операций. Данные документы должны быть разработаны в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан о бухгалтерском учете и финансовой отчетности и международными стандартами финансовой отчетности и утверждены руководителем банка либо лицом, его замещающим, имеющим право подписи в указанных документах;
2) наличие внутренних документов банков, регламентирующих порядок ведения вспомогательного бухгалтерского учета фронт-офисом и бэк-офисом с учетом особенностей организации работы в банке. Данные документы должны быть утверждены руководством банка и содержать такое разделение функций работников банков, чтобы один работник не имел возможности полностью принимать участие (управлять) в процессе проведения одной операции от начала до конца в целях недопущения фактов мошенничества и ошибок;
3) наличие вспомогательных модулей по всем совершаемым банком операциям, в том числе: по расчетно-кассовым операциям; по учету кадров и заработной плате (начисление заработной платы, выдача авансов, начисление отпускных, создание резервов и так далее); по учету основных средств и нематериальных активов (приобретение, переоценка, начисление амортизации, списание (выбытие); по учету ценных бумаг (покупка, продажа, начисление вознаграждения, переоценка по справедливой стоимости, амортизация премии (дисконта) по эффективной ставке вознаграждения, классификация по категориям и так далее); по учету вкладов и займов (прием денег во вклад (выдача займа), начисление вознаграждения, амортизация дисконта (премии) по эффективной ставке вознаграждения, погашение, пролонгация и так далее); по учету дебиторской и кредиторской задолженностей (классификация по срокам погашения, начисление пени); по учету налогов и других обязательных платежей в бюджет; по другим совершаемым банком операциям;
4) централизованное ведение бухгалтерского учета всех совершаемых подразделениями, филиалами банка (в случае их наличия) операций, в том числе: по учету кадров и заработной платы; по учету основных средств и нематериальных активов; по учету ценных бумаг; по учету вкладов и займов; по учету дебиторской и кредиторской задолженностей; по учету налогов и других обязательных платежей в бюджет; по другим совершаемым подразделениями, филиалами банка операциям;
5) автоматическое начисление вознаграждения по финансовым активам (обязательствам) согласно условиям эмитента, в том числе комиссии за предоставляемые банком услуги;
6) автоматическую переоценку финансовых активов (обязательств) и создание графика проведения автоматических бухгалтерских записей;
7) наличие возможности осуществления сторнировочных записей;
8) возможность формирования отчетов по всем совершаемым банком операциям. Форма отчетов определяется банком самостоятельно и утверждается внутренними документами банка. Отчет может содержать следующую информацию: 1) дату записи; 2) сведения об ответственном исполнителе; 3) код операции; 4) данные по договору (номер договора, дата валютирования, срок погашения, условия и сроки оплаты вознаграждения, процентная ставка вознаграждения, вид валюты); 5) информацию о клиенте банка; 6) информацию о совершаемой операции; 7) вид валюты; 8) суммы выплат; 9) информацию об отражении операций по счетам Главной бухгалтерской книги; 10) накопление итогов сумм бухгалтерских записей с начала месяца и с начала отчетного года; 11) наличие кодов операций по всем совершаемым банком операциям, внедренным в информационную систему. Целью кодирования операций является автоматическое проведение бухгалтерской записи, что обеспечит достоверное отражение операции в бухгалтерском учете по счетам Главной бухгалтерской книги и минимизацию риска технических ошибок, которые могут быть совершены работниками бэк-офиса банка; 12) централизованное ведение книги регистрации карточек клиентов банка.
- Содержание учебно-методического комплекса дисциплины
- 1. Типовая учебная программа дисциплины
- 2. Организация и планирование курса
- 2.1 Курс лекционных занятий
- 2.2 Курс практических (семинарских) занятий
- 2.3.Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (срсп)
- 2.4.Самостоятельная работа студента (срс)
- 5. Критерии и правила выставления баллов
- 3. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- 3.1. Список литературы
- 3.2 Методическое обеспечение дисциплины
- 3.3 Перечень специализированных средств
- Методические рекомендации по дисциплине
- Лекционный комплекс
- Тема 1: Предмет и задачи бухгалтерского учета в банках.
- 1. Роль и политика бухгалтерского учета в банках.
- 2. Международные стандарты финансового учета и отчетности.
- Тема 2: Организация учетно-операционной работы в банке.
- 1. Сущность учетно-операционной работы в банке.
- 2. Требования к организации бухгалтерского учета.
- Тема 3: Банковский баланс и принципы его построения.
- 1. Учетная политика банка.
- 2. Понятие баланса. Структура и содержание статей баланса.
- Тема 4: Документация, документооборот и контроль в коммерческих банках.
- 1. Сущность банковской документации.
- 2. Организация документооборота по банковским операциям.
- 3. Значение контроля банка и основные его виды.
- Тема 5: Учет расчетных операций.
- 1. Порядок открытия, ведения, закрытия банковских счетов.
- 2. Принципы организации и формы безналичных расчетов.
- 3.Расчеты платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.
- Тема 6: Учет межбанковских корреспондентских отношений.
- 1. Значение корреспондентских отношений банков.
- 2. Виды корреспондентских счетов, порядок их открытия.
- Тема 7:Учет кассовых операций.
- 1. Организация кассовой работы в кб.
- 2. Прием наличных денег в приходные кассы и их отражение в учете.
- Тема 8: Учет кредитных операций.
- 1. Порядок учета кредитных операций коммерческих банков.
- 2. Порядок формирования резервов на покрытие убытков по кредитам и их использования.
- Тема 9: Учет депозитных операций.
- 1. Депозитная политика кб.
- 2. Порядок учета депозитных операций в кб.
- Тема 10: Учет операций с ценными бумагами.
- 1. Порядок учета ценных бумаг.
- 2. Учет операций «репо».
- 3. Организация учета выпуска банком ценных бумаг в обращение.
- Тема 11: Учет операций с иностранной валютой.
- 1. Учет сделок спот по покупке, обмену, продаже иностранной валюты
- 2. Учёт операций с форвардными сделками.
- Тема 12: Учет основных средств, нематериальных активов и аффинированных драгоценных металлов.
- 1. Общая характеристика основных средств банка, их классификация.
- 2. Оценка и износ, амортизация и переоценка основных средств.
- 3. Общая характеристика нематериальных активов банка, их классификация и учёт.
- Тема 13: Учет доходов и расходов банка.
- 1. Понятие и классификация доходов и расходов банка.
- 2. Учет доходов банка.
- 3. Учет расходов банка.
- Тема 14: Учет собственного капитала банка.
- 1. Общие понятия собственного и акционерного капитала банка.
- 2. Учет регистрации выпуска ценных бумаг.
- Тема 15: Финансовая отчетность в коммерческих банках.
- 1. Цель, задачи и значение финансовой отчетности.
- 2. Основные формы финансовой отчётности.
- План практических (семинарских) занятий
- 7.Материалы по подготовке к срс
- Тема 6:Учет межбанковских корреспондентских отношений.
- Тема 8: Учет кредитных операций.
- Тема 11: Учет операций с иностранной валютой.
- Тема 14: Учет собственного капитала банка.
- Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся