3. Порядок прекращения деятельности банка
Банк может прекратить свою деятельность в процессе реорганизации или ликвидации.
Реорганизация банка представляет собой изменение его структуры и функций без ликвидации дел и имущества, в процессе которого осуществляется переход его прав и обязанностей к вновь созданному банку (банкам) и другим юридическим лицам в порядке, определенном законодательством.
Реорганизация банков является одним из наиболее эффективных направлений реструктуризации банковской системы, поскольку при этом в максимальной степени может быть обеспечена защита интересов кредиторов. Кроме того, за счет концентрации капитала в процессе слияний и присоединений возрастает устойчивость и конкурентоспособность банков и, следовательно, стабильность банковской системы.
Реорганизовать банк можно по решению его учредителей (участников), а в случаях, предусмотренных законодательством, — по решению уполномоченных государственных органов, в том числе суда. О реорганизации банка необходимо сообщить его кредиторам, которые вправе потребовать досрочного исполнения обязательств банка и возмещения убытков.
Реорганизация путем слияния, разделения, выделения и преобразования приводит к созданию новых банков. В случае, когда она осуществляется в форме присоединения, образования нового банка не происходит.
Реорганизация банков в Республике Беларусь характеризуется следующими особенностями, установленными действующим банковским законодательством:
банк может провести реорганизацию в форме слияния только с банком (банками);
присоединение банка возможно только к другому банку; к банку же может присоединиться не только банк, но и небанковская кредитно-финансовая организация;
реорганизация банка путем разделения или выделения допускается только в случае, если уставный фонд вновь созданных банков не будет меньше минимального размера, установленного Национальным банком;
банк может быть преобразован в небанковскую кредитно-финансовую организацию.
Слияние банков характеризуется тем, что деятельность реорганизуемых банков прекращается, а права и обязанности каждого из них передаются вновь созданному банку. При этом реорганизованные банки должны возвратить имеющиеся у них банковские лицензии в Национальный банк. Образовавшийся в результате слияния банк вправе заявить в Национальный банк ходатайство о выдаче лицензии на банковскую деятельность, в которой указываются все банковские операции, которые имели право осуществлять реорганизованные банки.
Если реорганизация банка путем слияния проводится по решению его учредителей (участников), им необходимо получить письменное разрешение Национального банка. Для этого предоставляется пакет документов, перечень и содержание которых регламентируются действующим законодательством.
При присоединении одного или нескольких банков к другому банку они прекращают свою деятельность. В устав присоединившего банка вносятся необходимые изменения и дополнения, к нему переходят права и обязанности, а также лицензионные полномочия, которые имели реорганизованные банки. Расширение лицензионных полномочий присоединившего банка осуществляется на основе поданного им ходатайства в Национальный банк о внесении соответствующих изменений или дополнений в перечень банковских операций, указанных в его лицензии на банковскую деятельность. Присоединившиеся банки обязаны возвратить свои банковские лицензии в Национальный банк.
При слиянии и присоединении происходит укрупнение банков в форме централизации банковского капитала. Данная тенденция, характерная для мировой банковской практики в последние десятилетия, обусловлена обострением межбанковской конкуренции, усилением требований центральных банков к размеру собственного капитала, усилением нестабильности финансовых рынков и другими факторами. Чаще всего реорганизацию в форме слияния проводят крупные банки, а объектами присоединения выступают мелкие и средние банки, оказавшиеся на грани банкротства.
С целью сохранения конкурентной среды процессы слияния и присоединения банков регулируются антимонопольным законодательством страны. В частности, для государственной регистрации реорганизованных путем слияния или присоединения белорусских банков им необходимо представить в Национальный банк наряду с другими, предусмотренными законодательством документами, заключение антимонопольного государственного органа.
Разделение и выделение банков сопровождается децентрализацией банковского капитала. Эти формы реорганизации банка могут быть инициированы его участниками, если, например, не совпадают их экономические интересы или они расходятся в своем видении стратегии и перспектив развития банка.
При разделении банка его деятельность прекращается, а все его права и обязанности в соответствии с разделительным балансом переходят к созданным на его основе банкам.
При выделении банка на базе реорганизуемого, который не прекращает своей деятельности, возникает один или несколько новых банков, которым он в соответствии с разделительным балансом передает часть своих прав и обязанностей.
Банкам, создаваемым в результате разделения или выделения, необходимо обратиться в Национальный банк с ходатайством о выдаче им лицензий на банковскую деятельность.
Если в результате планируемой реорганизации банка путем его разделения или выделения должно произойти уменьшение уставных фондов образующихся банков по сравнению с уставным фондом реорганизуемого банка, то об этом необходимо уведомить кредиторов последнего. Кредиторы реорганизуемого банка имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств банка и возмещения убытков.
Реорганизация банка путем преобразования влечет за собой изменение организационно-правовой формы его функционирования и передачу его прав и обязанностей реорганизованному банку или иному юридическому лицу. Исключение составляют те права и обязанности, которые не могут быть переданы возникшему юридическому лицу, не являющемуся банком, например, небанковской кредитно-финансовой организации.
Ликвидация банка – это прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей этого банка в порядке правопреемства к другим банкам или иным юридическим лицам.
Ликвидация банка может осуществляться:
• принудительно – по решению Национального банка или хозяйственного суда;
• добровольно – по решению участников (собственника имущества банка) либо уполномоченного органа банка.
Принудительная ликвидация банка может производиться только в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Причинами инициирования процедуры ликвидации Национальным банком могут выступать нарушение банком законодательных актов, своего устава и предписаний Национального банка; выявление неточных сведений, на основании которых была выдана лицензия на совершение банковских операций; неоднократное представление недостоверной отчетности и др.
Основанием для принудительной ликвидации по решению хозяйственного суда является осуществление банком деятельности без банковской лицензии, а также запрещенной законодательством или противоречащей уставным целям; признание судом недействительной регистрации банка в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства и иные причины, предусмотренные законодательными актами.
Добровольная ликвидация банка может произойти в связи с целесообразностью его дальнейшей деятельности, достижением цели, ради которой он создавался, и другими обстоятельствами. Она возможна только с письменного согласия Национального банка. Решение о ликвидации участники банка вправе принять лишь после того, как банк исполнит все обязательства, имеющиеся у него перед кредиторами и вкладчиками. После этого в Национальный банк представляется ходатайство с указанием причин необходимости ликвидации банка и другие документы в соответствии с установленными требованиями.
При принятии положительного решения Национальный банк направляет банку уведомление о своем согласии. В случае отказа он должен обосновать его и представить в банк свой план действий по устранению причин, вызвавших принятие решения о ликвидации.
Получив согласие на ликвидацию банка, его участники или уполномоченный орган в течение десяти дней создают ликвидационную комиссию (или назначают ликвидатора) во главе с председателем.
Национальный банк вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что данный банк находится в процессе ликвидации. Ликвидируемый банк возвращает имеющуюся у него лицензию на осуществление банковской деятельности.
Ликвидационная комиссия проводит мероприятия по ликвидации банка. С момента ее назначения к ней переходят полномочия по управлению делами банка, а к председателю комиссии – права руководителя банка.
В процессе своей деятельности ликвидационная комиссия должна произвести оценку финансового состояния ликвидируемого банка, установить сроки приема и условия удовлетворения претензий кредиторов, срок ликвидации банка и т.д. Если анализ финансового состояния банка покажет, что имеющегося у него имущества недостаточно для выполнения его обязательств перед кредиторами и государством, комиссия подает в хозяйственный суд исковое заявление о банкротстве банка.
Начав работу, ликвидационная комиссия помещает в органах печати информацию о ликвидации банка с указанием контактных телефонов, о порядке и сроках подачи кредиторами своих требований к банку. Она должна принять все возможные меры по выявлению кредиторов банка и письменно сообщить им о ликвидации банка. Кроме того, комиссия выявляет задолженность клиентов и других лиц перед банком; проводит инвентаризацию имущества банка; закрывает корреспондентские счета банка, открытые им в других банках; решает вопросы о закрытии филиалов и представительств банка и проводит другие необходимые мероприятия.
После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами, составляется промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются сведения об имуществе ликвидируемого банка, предъявленные кредиторами требования и результаты их рассмотрения. При этом в балансе требования кредиторов отражаются в тех суммах, которые признаны комиссией обоснованными.
Далее ликвидационная комиссия принимает необходимые меры по взысканию имеющихся перед банком обязательств, производит расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, закрывает текущие (расчетные) счета клиентом банка; определяет порядок, очередность и пропорциональность удовлетворения требований кредиторов и т.д.
Требования кредиторов каждой следующей очереди удовлетворяются после полного выполнения требований кредиторов предыдущей очереди. В первоочередном порядке возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, причиненного их жизни или здоровью. При недостаточности денежных средств для выполнения требований кредиторов ликвидационная комиссия может продать имущество банка или, по соглашению сторон, передать в счет удовлетворения этих требований часть имущества в натуральной форме.
После того, как все расчеты с кредиторами будут завершены, комиссия составляет ликвидационный баланс, который должен быть утвержден участниками или уполномоченным органом банка. Этот баланс вместе с другими необходимыми документами направляется для рассмотрения в Национальный банк. После принятия Национальным банком решения о ликвидации банка вносится запись об его исключении из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, после чего банк считается ликвидированным.
Сообщение о ликвидации банка Национальный банк в установленные сроки публикует в своем официальном издании и республиканских печатных средствах массовой информации.
- Введение
- Министерство сельского хозяйства и продовольствия республики беларусь
- Пояснительная записка
- Актуальность изучения учебной дисциплины
- 1.2 Цели и задачи учебной дисциплины
- 1.3 Требования к уровню освоения содержания учебной дисциплины
- 1. 4 Структура содержания учебной дисциплины
- 1. 5 Методы (технологии) обучения
- 1. 6 Организация самостоятельной работы студентов
- 1.7 Диагностика компетенций студента
- 2. Примерный тематический план учебной дисциплины
- Примерное распределение часов по темам
- Содержание учебного материала
- Список дополнительной литературы
- Примерная тематика практических занятий
- Тема 1 Банк как элемент банковской системы
- 1.Банковская система: общее понятие, организационная структура
- 4. Коммерческий банк, его организационная структура, принципы деятельности
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 2. Правовые основы деятельности банков
- 2. Порядок регистрации коммерческих банков
- 4.Принятие решения о государственной регистрации банка, лицензирование.
- При создании (реорганизации) банка:
- 3. Порядок прекращения деятельности банка
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 3 Ресурсы коммерческого банка
- 1.Определение банковских ресурсов, их состав
- Банковские ресурсы
- 2. Собственный капитал банков
- 3.Привлеченные ресурсы коммерческого банка
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 4 Структура и качество активов банка
- 1. Экономическое содержание активов банка, их состав и структура
- 2. Оценка качеств активов банка
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 5. Доходы и прибыль коммерческого банка
- 1. Доходы коммерческого банка
- 2. Расходы коммерческого банка
- 3. Процентная маржа
- 4. Прибыли банка. Рентабельность банковской деятельности
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 6 Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
- 1. Понятие ликвидности и платежеспособности коммерческого банка
- 2. Показатели ликвидности коммерческого банка
- 3. Управление ликвидностью коммерческого банка
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 7банковская отчетность
- 1. Виды банковской отчетности
- 2. Характеристика основных форм годовой отчетности
- 3. План счетов коммерческого банка
- 4. Баланс банка
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 8 пассивные операции коммерческих банков
- 1. Сущность и значение пассивных операций банков
- 2. Риски пассивных операций, их оценка и предупреждение
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема9 расчетные операции коммерческих банков
- 1. Формы безналичных расчетов
- 2. Порядок открытия текущих и других банковских счетов
- 3. Организация межбанковских расчетов
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 10кассовые операции коммерческих банков
- 1. Организация кассовых операций в Республике Беларусь
- 2. Порядок проведения кассовых операций субъектов хозяйствования
- 3. Контроль за ведением клиентами кассовых операций
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема11 ссудные операции коммерческих банков
- 1. Классификация банковских кредитов
- 2. Способы обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору
- 3. Порядок кредитования юридических лиц
- 4. Порядок кредитования физических лиц
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема12 Валютные операции коммерческих банков
- 1. Понятие валютных операций. Валютные ценности
- 2. Порядок осуществления валютно-обменных операций с участием юридических лиц
- 3. Порядок осуществления валютно-обменных операций с участием физических лиц
- 4. Валютная позиция банка
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 13 Операции коммерческих банков с ценными бумагами
- 1. Экономическая сущность и классификация операций коммерческих банков с ценными бумагами
- 2. Пассивные операции банков с ценными бумагами
- 3. Активные операции банков с ценными бумагами
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 14 особенности отдельных операций коммерческих банков
- 1.Трастовые операции коммерческих банков
- 2. Лизинговые операции
- 3. Факторинговые операции
- 4. Прочие операции и услуги коммерческих банков
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тема 15 Регулирование деятельности коммерческих банков Национальным банком
- 1. Нормативы безопасного функционирования банков
- 2. Меры воздействия, применяемые Национальным банком к коммерческим банкам
- Тематика докладов
- Вопросы для самоконтроля
- Тесты по дисциплине
- 5.Совокупность осуществляемых банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями банковских операций, направленных на извлечение прибыли:
- 23. Первые тексты Законов «о Национальном банке Республики Беларусь» и «о банках и банковской деятельности в Республике Беларусь» были приняты:
- 31. Для взносов в уставный капитал не могут быть использованы:
- 37. По привлеченным средствам банк может начислять проценты по форме:
- 48. Банковские ресурсы – это:
- 49. Источники банковских ресурсов образуются в результате:
- 56. Ломбардный кредит – это:
- 74. Банк выполняет:
- 221. Банк как специфическое предприятие производит продукт, которым являются:
- 222. Банковская деятельность представляет собой:
- 224. Банки не вправе осуществлять:
- 225. Активы банков условно можно объединить в группы:
- 226. Ликвидность активов представляет собой:
- 227. Первоклассные ликвидные активы – это:
- 228. Рискованность означает:
- 229. Активами, приносящими банку доходы, являются:
- 230. Активами, не приносящими банку доходы, являются:
- 231. Доходы банка представляют собой:
- 232. К стабильным доходам относятся:
- 243. Мгновенная ликвидность означает:
- 244. Краткосрочная ликвидность означает:
- 245. План счетов представляет собой:
- 246. Бухгалтерский баланс представляет собой:
- 247. Публикуемым в открытой печати является:
- 266. Особый тип экономических отношений по поводу предоставления долгосрочных кредитов под залог недвижимого имущества – это:
- 402. Посредством какой функции кредит осуществляет контроль за деятельностью заемщика, поскольку заинтересован в возврате переданных в кредит средств:
- 408. В настоящее время Национальный банк рб осуществляет выпуск в обращение:
- Содержание