logo search
УМК ОДКБ

3. Порядок прекращения деятельности банка

Банк может прекратить свою деятельность в процессе реор­ганизации или ликвидации.

Реорганизация банка представляет собой изменение его структуры и функций без ликвидации дел и имущества, в про­цессе которого осуществляется переход его прав и обязанностей к вновь созданному банку (банкам) и другим юридическим ли­цам в порядке, определенном законодательством.

Реорганизация банков является одним из наиболее эффек­тивных направлений реструктуризации банковской системы, поскольку при этом в максимальной степени может быть обес­печена защита интересов кредиторов. Кроме того, за счет кон­центрации капитала в процессе слияний и присоединений воз­растает устойчивость и конкурентоспособность банков и, следо­вательно, стабильность банковской системы.

Реорганизовать банк можно по решению его учредителей (участников), а в случаях, предусмотренных законодательст­вом, — по решению уполномоченных государственных орга­нов, в том числе суда. О реорганизации банка необходимо сооб­щить его кредиторам, которые вправе потребовать досрочного исполнения обязательств банка и возмещения убытков.

Реорганизация путем слияния, разделения, выделения и преобразования приводит к созданию новых банков. В случае, когда она осуществляется в форме присоединения, образования нового банка не происходит.

Реорганизация банков в Республике Беларусь характеризу­ется следующими особенностями, установленными действую­щим банковским законодательством:

Слияние банков характеризуется тем, что деятельность ре­организуемых банков прекращается, а права и обязанности каждого из них передаются вновь созданному банку. При этом реорганизованные банки должны возвратить имеющиеся у них банковские лицензии в Национальный банк. Образовавшийся в результате слияния банк вправе заявить в Национальный банк ходатайство о выдаче лицензии на банковскую деятельность, в которой указываются все банковские операции, которые имели право осуществлять реорганизованные банки.

Если реорганизация банка путем слияния проводится по ре­шению его учредителей (участников), им необходимо получить письменное разрешение Национального банка. Для этого пре­доставляется пакет документов, перечень и содержание кото­рых регламентируются действующим законодательством.

При присоединении одного или нескольких банков к друго­му банку они прекращают свою деятельность. В устав присое­динившего банка вносятся необходимые изменения и дополне­ния, к нему переходят права и обязанности, а также лицензион­ные полномочия, которые имели реорганизованные банки. Рас­ширение лицензионных полномочий присоединившего банка осуществляется на основе поданного им ходатайства в Национальный банк о внесении соответствующих изменений или до­полнений в перечень банковских операций, указанных в его ли­цензии на банковскую деятельность. Присоединившиеся банки обязаны возвратить свои банковские лицензии в Националь­ный банк.

При слиянии и присоединении происходит укрупнение бан­ков в форме централизации банковского капитала. Данная тен­денция, характерная для мировой банковской практики в пос­ледние десятилетия, обусловлена обострением межбанковской конкуренции, усилением требований центральных банков к размеру собственного капитала, усилением нестабильности фи­нансовых рынков и другими факторами. Чаще всего реоргани­зацию в форме слияния проводят крупные банки, а объектами присоединения выступают мелкие и средние банки, оказавшие­ся на грани банкротства.

С целью сохранения конкурентной среды процессы слияния и присоединения банков регулируются антимонопольным зако­нодательством страны. В частности, для государственной ре­гистрации реорганизованных путем слияния или присоедине­ния белорусских банков им необходимо представить в Нацио­нальный банк наряду с другими, предусмотренными законода­тельством документами, заключение антимонопольного госу­дарственного органа.

Разделение и выделение банков сопровождается децентра­лизацией банковского капитала. Эти формы реорганизации банка могут быть инициированы его участниками, если, напри­мер, не совпадают их экономические интересы или они расхо­дятся в своем видении стратегии и перспектив развития банка.

При разделении банка его деятельность прекращается, а все его права и обязанности в соответствии с разделительным ба­лансом переходят к созданным на его основе банкам.

При выделении банка на базе реорганизуемого, который не прекращает своей деятельности, возникает один или несколько новых банков, которым он в соответствии с разделительным ба­лансом передает часть своих прав и обязанностей.

Банкам, создаваемым в результате разделения или выделе­ния, необходимо обратиться в Национальный банк с ходатайст­вом о выдаче им лицензий на банковскую деятельность.

Если в результате планируемой реорганизации банка путем его разделения или выделения должно произойти уменьшение уставных фондов образующихся банков по сравнению с устав­ным фондом реорганизуемого банка, то об этом необходимо уве­домить кредиторов последнего. Кредиторы реорганизуемого банка имеют право потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств банка и возмещения убытков.

Реорганизация банка путем преобразования влечет за собой изменение организационно-правовой формы его функциониро­вания и передачу его прав и обязанностей реорганизованному банку или иному юридическому лицу. Исключение составляют те права и обязанности, которые не могут быть переданы воз­никшему юридическому лицу, не являющемуся банком, напри­мер, небанковской кредитно-финансовой организации.

Ликвидация банка – это прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей этого банка в порядке правопре­емства к другим банкам или иным юридическим лицам.

Ликвидация банка может осуществляться:

• принудительно – по решению Национального банка или хозяйственного суда;

• добровольно – по решению участников (собственника имущества банка) либо уполномоченного органа банка.

Принудительная ликвидация банка может производиться только в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Причинами инициирования процедуры ликвидации Нацио­нальным банком могут выступать нарушение банком законода­тельных актов, своего устава и предписаний Национального банка; выявление неточных сведений, на основании которых была выдана лицензия на совершение банковских операций; неоднократное представление недостоверной отчетности и др.

Основанием для принудительной ликвидации по решению хозяйственного суда является осуществление банком деятель­ности без банковской лицензии, а также запрещенной законо­дательством или противоречащей уставным целям; признание судом недействительной регистрации банка в связи с допущенными при его создании нарушениями законодательства и иные причины, предусмотренные законодательными актами.

Добровольная ликвидация банка может произойти в связи с целесообразностью его дальнейшей деятельности, достижением цели, ради которой он создавался, и другими обстоятельствами. Она возможна только с письменного согласия Нацио­нального банка. Решение о ликвидации участники банка вправе принять лишь после того, как банк исполнит все обязательства, имеющиеся у него перед кредиторами и вкладчиками. После этого в Национальный банк представляется ходатайство с указанием причин необхо­димости ликвидации банка и другие документы в соответствии с установленными требованиями.

При принятии положительного решения Национальный банк направляет банку уведомление о своем согласии. В случае отказа он должен обосновать его и представить в банк свой план действий по устранению причин, вызвавших принятие реше­ния о ликвидации.

Получив согласие на ликвидацию банка, его участники или уполномоченный орган в течение десяти дней создают ликвида­ционную комиссию (или назначают ликвидатора) во главе с председателем.

Национальный банк вносит в Единый государственный ре­гистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей сведения о том, что данный банк находится в процессе ликвида­ции. Ликвидируемый банк возвращает имеющуюся у него ли­цензию на осуществление банковской деятельности.

Ликвидационная комиссия проводит мероприятия по лик­видации банка. С момента ее назначения к ней переходят пол­номочия по управлению делами банка, а к председателю комис­сии – права руководителя банка.

В процессе своей деятельности ликвидационная комиссия должна произвести оценку финансового состояния ликвидируе­мого банка, установить сроки приема и условия удовлетворе­ния претензий кредиторов, срок ликвидации банка и т.д. Если анализ финансового состояния банка покажет, что имеющегося у него имущества недостаточно для выполнения его обяза­тельств перед кредиторами и государством, комиссия подает в хозяйственный суд исковое заявление о банкротстве банка.

Начав работу, ликвидационная комиссия помещает в орга­нах печати информацию о ликвидации банка с указанием кон­тактных телефонов, о порядке и сроках подачи кредиторами своих требований к банку. Она должна принять все возможные меры по выявлению кредиторов банка и письменно сообщить им о ликвидации банка. Кроме того, комиссия выявляет задол­женность клиентов и других лиц перед банком; проводит ин­вентаризацию имущества банка; закрывает корреспондентские счета банка, открытые им в других банках; решает вопросы о закрытии филиалов и представительств банка и проводит дру­гие необходимые мероприятия.

После окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторами, составляется промежуточный ликви­дационный баланс, в котором отражаются сведения об имущест­ве ликвидируемого банка, предъявленные кредиторами требо­вания и результаты их рассмотрения. При этом в балансе требо­вания кредиторов отражаются в тех суммах, которые признаны комиссией обоснованными.

Далее ликвидационная комиссия принимает необходимые меры по взысканию имеющихся перед банком обязательств, производит расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, закрывает текущие (расчетные) счета клиентом банка; определяет порядок, очередность и пропорциональность удовлетворе­ния требований кредиторов и т.д.

Требования кредиторов каждой следующей очереди удовле­творяются после полного выполнения требований кредиторов предыдущей очереди. В первоочередном порядке возвращаются вклады физических лиц и начисленные по ним проценты, а также удовлетворяются требования по возмещению вреда, при­чиненного их жизни или здоровью. При недостаточности де­нежных средств для выполнения требований кредиторов лик­видационная комиссия может продать имущество банка или, по соглашению сторон, передать в счет удовлетворения этих требований часть имущества в натуральной форме.

После того, как все расчеты с кредиторами будут завершены, комиссия составляет ликвидационный баланс, который должен быть утвержден участниками или уполномоченным органом банка. Этот баланс вместе с другими необходимыми доку­ментами направляется для рассмотрения в Национальный банк. После принятия Национальным банком решения о ликвидации банка вносится запись об его исключении из Единого государст­венного регистра юридических лиц и индивидуальных пред­принимателей, после чего банк считается ликвидированным.

Сообщение о ликвидации банка Национальный банк в уста­новленные сроки публикует в своем официальном издании и республиканских печатных средствах массовой информации.