logo search
УП_ВС_редакция_1

Особенности организации овс

Общество взаимного страхования – основанная на членстве некоммерческая организация уставного типа, созданная в целях взаимного страхования.

Инициаторами создания общества могут быть как физические, так и юридические лица в количестве «…не менее чем пяти физических лиц, но не более чем двух тысяч физических лиц и (или) … не менее чем трех, но не более чем пятисот юридических лиц…». Такими же значениями устанавливается минимальное и максимально допустимое число членов общества – физических и (или) юридических лиц, «…созвавших общее собрание, на котором принимается устав общества, формируются органы управления общества и орган контроля общества» (соответственно п.3 и п.4 статьи 5).

Ведение списка членов общества осуществляется самим обществом.

Комментарии: Закон подробно регламентирует особенности организационно-правовой формы ОВС, в частности, устанавливает ограничения по количеству членов общества (п.3 ст.5) – от пяти до двух тысяч физических лиц и от трех до пятисот юридических лиц. При этом не уточняется как применять эти ограничения в случае, если в состав учредителей и/или членов общества входят как физические, так и юридические лица.

Этим же положением Закон допускает возможность создания ОВС в результате реорганизации ранее созданных обществ в форме некоммерческого партнерства, либо потребительского кооператива, формально не устанавливая запрета на существование юридических лиц в таких формах. При этом не устанавливается законодательством и норма о возможности создания ОВС в результате преобразования акционерных страховых организаций в общества взаимного страхования. Данный процесс называется «мючулизация» и получил широкое распространение на страховых рынках ряда стран в начале прошлого столетия. Связано это с тем, что постоянно меняющаяся рыночная конъюнктура создает более благоприятные условия развития то для акционерных компаний, то для обществ взаимного страхования.

Историческая справка: Так, несколько крупнейших американских ОВС жизни-здоровья начинали свою деятельность как акционерные компании, а затем трансформировались в ОВС (под давлением негативного общественного отношения к конфликту клиент-владелец, характерному для АО). Подобная тенденция также прослеживается в Канаде и Великобритании. Пять крупнейших АО страхования жизни-здоровья перешли во взаимную форму (в1950-1960гг.) для защиты самих себя от приобретения иностранными компаниями. Многие из этих же компаний в настоящее время акционируются с убеждением, что открытая публичная форма позволит им лучше конкурировать на международной арене. Несколько крупнейших британских АО трансформировались в ОВС, отчасти под давлением законодательства.

Как организация уставного типа, ОВС и его члены руководствуются в своей деятельности нормами, закрепленными Уставом – учредительным документом, утвержденным общим собранием членов общества.

Справочная информация: Устав общества должен содержать следующие сведения (п.3 ст.6):

1) полное и сокращенное наименование общества на русском языке;

2) место нахождения общества;

3) предмет и цели деятельности общества;

4) вид или виды страхования, осуществляемые обществом;

5) порядок управления обществом, состав и компетенция органов управления общества и органа контроля общества, порядок их создания и порядок принятия ими решений;

6) условия и порядок приема в члены общества, основания исключения из общества и порядок прекращения членства в обществе;

7) права и обязанности общества перед членами общества;

8) права и обязанности членов общества;

9) порядок внесения вступительного взноса и его размер, условия и порядок внесения иных взносов, ответственность за нарушение обязательств по внесению указанных взносов;

10) условия ответственности по страховым обязательствам общества и порядок несения членами общества такой ответственности;

11) источники формирования имущества общества и порядок распоряжения имуществом общества;

12) порядок внесения изменений в устав общества;

13) порядок реорганизации и ликвидации общества;

14) определение порядка рассмотрения споров между обществом и его членами;

15) правила страхования в случае осуществления взаимного страхования обществом на основании устава;

15.1) сведения о филиалах и представительствах общества;

16) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации сведения.

4. Устав общества должен предоставляться для ознакомления всем лицам, изъявившим желание вступить в общество, и членам общества.

История вопроса: В период становления института взаимного страхования в России в начале XX в. придавалось огромное значение разработке и утверждению типовых уставов обществ взаимного страхования, основные разделы которых содержали следующие положения: 1) Общие положения деятельности общества взаимного страхования, в которых определялась, в частности, цель деятельности ОВС как «осуществление страховых операций, а также содействие материальному и духовному благосостоянию своих членов посредством совместной организации разного рода хозяйственных предприятий или труда своих членов»; 2) Случаи освобождения от обязанности возмещать убытки; 3) Состав общества, права и обязанности его членов; 4) Виды деятельности, осуществляемые обществом; 5) Средства общества; 6) Управление делами общества; 7) Ревизионная комиссия; 8) Отчетность; 9) Ответственность служащих в обществе; 10) Прекращение деятельности общества.

Дополнительно к уставу общество могло утверждать правила пожарной безопасности для своих членов.

Согласно п.1.ст.6 Закона Устав ОВС утверждается общим собранием его членов. «Требования устава общества обязательны для исполнения обществом и его членами» (п.2 ст.6).

Лицо становится членом общества только после принятия его в члены ОВС по решению общего собрания или по решению правления общества (в зависимости от того, кому уставом предоставлено такое право).

Комментарии: Возникает вопрос, - кем являются лица, созвавшие «общее собрание членов ОВС», утвердившие его устав и при этом не являющиеся еще его членами. В связи с этим представляется необходимым введение понятия учредителей ОВС.

Вступление в общество и выполнение обязанности по своевременной уплате вступительных, дополнительных и иных взносов определяют права члена общества, такие как:

- «участвовать в управлении обществом и быть избранными в его органы (Ст.7 п.1 пп.1.) »;

- «получать от органов управления и органа контроля общества любую информацию о деятельности общества, в том числе о результатах проверок его финансовой деятельности (Ст.7 п.1 пп.3.)». Данное право члена общества обусловлено его страховыми обязательствами как страховщика по возмещению убытков каждого из членов общества на принципах солидарной и субсидиарной ответственности.

- «получать в случае ликвидации общества часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, если иное не предусмотрено Законодательством РФ или уставом общества (Ст.7 п.1. пп.5.)». Данное право обусловлено обязанностью внесения вступительного взноса как деньгами, так и имуществом, имеющим денежную оценку (Ст.18 п.1), в фонд общества и возможностью управления и распоряжения его средствами на правах страховщика и совладельца общества.

Основаниями прекращения членства в обществе являются:

1) добровольный выход члена общества из общества;

2) исключение из общества;

3) смерть физического лица - члена общества или объявление его умершим в установленном законодательством Российской Федерации порядке, а также ликвидация юридического лица - члена общества;

4) ликвидация общества.

Таким образом, прекращение членства в обществе предусмотрено как в добровольном, так и в принудительном порядке (статья 8):

«п.2. При добровольном выходе из общества отказ от участия в обществе должен быть заявлен в письменной форме членом общества не менее чем за тридцать дней до фактического выхода из общества.

п.3. В случае предполагаемого исключения из общества член общества должен быть извещен в письменной форме о причинах исключения не позднее чем за тридцать дней до вынесения вопроса об исключении из общества на рассмотрение общего собрания членов общества».

Законодатель устанавливает право члена при выходе из общества «на часть имущества общества или на стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, внесенного членом общества в качестве вступительного взноса, если уставом общества не предусмотрено иное» (п.9 ст.8).

Последствием прекращения членства в обществе является и прекращение страхования имущественных интересов члена общества, о чем будет рассмотрено в следующем вопросе.

ОВС обязано публиковать в средствах массовой информации и размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе на официальном сайте общества в сети «Интернет» следующую информацию: устав общества; состав общества; порядок прекращения членства в обществе и сведения о членах общества, прекративших членство в обществе; информацию о принятом решении о ликвидации общества (Ст.5. п.8).

Руководство деятельностью ОВС осуществляют органы управления и органы контроля общества. Схема их взаимодействия представлена на рис. 2.

Органами управления общества являются общее собрание членов общества, правление общества и директор общества (п.1 ст.9), деятельность которых регламентируется уставом общества и положениями, утвержденными общим собранием членов общества.

Высшим звеном в иерархически соподчиненной системе управления ОВС является общее собрание членов общества. Путем голосования на общем собрании решаются все вопросы, связанные с основной деятельностью, если они внесены «по инициативе правления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества или директора общества либо по требованию не менее одной десятой от общего числа членов общества» (п.4 ст.10). Компетенции, которыми наделяется общее собрание общества по Закону, представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Компетенции общего собрания членов общества взаимного страхования

Виды

Содержание

Администра-тивные

1) утверждение устава общества и вносимых в устав общества изменений;

2) утверждение положений об органах управления общества и органе контроля общества;

3) принятие решения о приеме новых членов общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции правления общества;

4) принятие решения об исключении из общества;

5) избрание членов правления общества, его председателя, членов ревизионной комиссии (ревизора) общества, ее председателя и досрочное прекращение их полномочий, а также рассмотрение отчетов об их деятельности;

6) назначение на должность и освобождение от должности директора общества, рассмотрение отчетов о деятельности директора общества;

Организаци-онные

7) утверждение по представлению правления общества плана деятельности общества на год, в том числе финансового плана, и отчета правления общества о деятельности общества по итогам года;

8) принятие решения о проведении аудита и выбор аудитора, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции правления общества;

9) утверждение решений правления общества и ревизионной комиссии (ревизора) общества, если такое утверждение предусмотрено уставом общества;

10) решение вопросов о вступлении в ассоциации (союзы) обществ и выходе из ассоциаций (союзов) обществ;

11) принятие решения о реорганизации или ликвидации общества и о прекращении членства в обществе в связи с ликвидацией общества;

Страховые

12) утверждение правил страхования в случае, если уставом общества предусмотрено заключение договора страхования;

13) утверждение размера страхового тарифа, а также структуры тарифной ставки;

14) утверждение условий перестрахования рисков страховой выплаты (страхового возмещения) по страховым обязательствам общества;

Финансовые

15) порядок формирования резервов, которые образуются за счет доходов, остающихся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, и необходимы для обеспечения деятельности общества;

16) утверждение годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;

17) принятие решения об источнике покрытия образовавшегося отрицательного финансового результата по итогам осуществления взаимного страхования за отчетный год;

18) принятие решения о внесении членами общества дополнительного взноса и об определении его размера;

19) принятие решения о направлениях использования положительного финансового результата общества за отчетный год;

20) утверждение общей суммы расходов, связанных с уставной деятельностью общества, а также принятие решений об установлении взносов на покрытие расходов, связанных с уставной деятельностью общества.

Вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания членов общества, не могут быть переданы на решение директора общества и правления общества (за исключением вопросов, предусмотренных Законом).

Согласно п.5. ст.10 «Общее собрание членов общества правомочно, если на собрании присутствуют и (или) представлены не менее половины от общего числа членов общества». При этом уточняется, что:

- по вопросу, вынесенному на голосование, каждый член общества имеет один голос;

- право голоса на общем собрании членов общества имеют члены общества, уплатившие страховую премию (страховые взносы);

- решения, принятые на общем собрании членов общества, доводятся до сведения всех членов общества в письменной форме и (или) через средства массовой информации, определенные уставом общества, не позднее чем через двадцать календарных дней с даты их принятия и являются обязательными для всех членов общества.

Выполнение решений общего собрания, иных органов общества, принятые в пределах их компетенции, является обязанностью члена общества (п.2 ст.7).

Общее собрание членов общества проводится не реже одного раза в год и не позднее чем через четыре месяца со дня окончания отчетного года (п.1.ст.11). Законом предусматривается возможность выбора формы проведения собрания и голосования – очной и заочной, с использованием соответственно бюллетеней или электронных бюллетеней (кроме вопросов об избрании или досрочном прекращении полномочий членов правления общества, его председателя, членов ревизионной комиссии).

Также предусматривается использование сети «Интернет» и средств массовой информации для опубликования повестки дня и размещения протокола проведенного общего собрания.

Правление общества осуществляет руководство его деятельностью в периоды между общими собраниями членов общества и контроль за осуществлением взаимного страхования обществом имущественных интересов членов общества (п.2 ст.13). Остальные компетенции правления общества представлены в таблице 4.

Члены правления общества, в том числе председатель правления общества, избираются общим собранием членов общества из числа физических лиц - членов общества и (или) представителей юридических лиц - членов общества в количестве не менее трех человек (тайным голосованием на срок, определенный уставом общества).

Правление общества вправе принимать решения, если на заседании правления общества присутствует более половины его членов. Решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов решающим является голос председателя правления общества.

Законодатель допускает возможность передачи функций правления общему собранию членов общества, - в случае, если членами общества являются только физические лица в количестве не более чем тридцать человек (п.2 ст.9).

Член правления общества может совмещать свою деятельность в правлении с работой в обществе по трудовому договору.

Таблица 4.

Компетенции правления общества

Виды

Содержание

Администра-тивные

1) рассмотрение отчетов о деятельности директора общества;

2) принятие решения о приеме новых членов общества, если уставом общества это отнесено к компетенции правления общества;

3) принятие решения о прекращении членства в обществе, за исключением прекращения членства в обществе;

Организаци-онные

4) предварительное утверждение и вынесение на общее собрание плана деятельности общества на год, в том числе финансового плана, и отчета о деятельности общества по итогам года;

5) принятие решения о созыве общего собрания членов общества;

6) принятие решения о проведении аудита и выбор аудитора, если уставом общества решение этих вопросов отнесено к компетенции правления общества;

Страховые

7) контроль за осуществлением взаимного страхования обществом имущественных интересов членов общества;

Финансовые

8) принятие решений об инвестировании средств страховых резервов и иных средств общества, в том числе о приобретении ценных бумаг;

9) утверждение промежуточной (месячной и квартальной) бухгалтерской (финансовой) отчетности;

10) определение стоимости имущества общества (в случаях, установленных п. 2 ст.18 Закона).

Директор общества является исполнительным органом общества, - осуществляет руководство текущей финансово-хозяйственной деятельностью общества в соответствии с уставом общества, решениями общего собрания членов общества, правления общества, в частности:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания членов общества, правления общества;

2) организует осуществление взаимного страхования обществом;

3) принимает участие в заседаниях правления общества с правом совещательного голоса.

Комментарии: В международной практике средние и мелкие ОВС могут передавать функции управления и ведения операций и хозяйственных дел сторонним лицам – управляющим (адвокатам, юридическим и аудиторским фирмам). Нормы, касающиеся передачи полномочий исполнительного органа управляющему, содержатся в законодательстве об АО, ООО. Не предусмотрено запрета на этот счет и в ФЗ «О некоммерческих организациях». Соответствующую норму можно ввести в устав ОВС, но с уточнением квалификационных требований к руководителям общества.

Директор общества назначается на должность и освобождается от должности общим собранием членов общества, а также:

- может не быть членом общества;

- подотчетен общему собранию членов общества и правлению общества;

- может быть членом правления общества, но не может быть членом ревизионной комиссии (ревизором) общества;

- действует от имени общества без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штат работников, осуществляет прием в общество по трудовому договору исходя из устанавливаемой общим собранием членов общества общей суммы расходов, связанных с уставной деятельностью общества, издает приказы, обязательные для исполнения работниками общества.

Принципиально важным является положение о том, что «члены правления общества и директор общества несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не предусмотрены федеральными законами (п.1. ст.21). В случае если в соответствии с положениями настоящей статьи ответственность несут несколько лиц, их ответственность перед обществом является солидарной (п.2 ст.21)».

Для выполнения задач, связанных с защитой страховых интересов членов общества, ОВС, - как страховщик, обязано организовать систему внутреннего контроля, обеспечивающую достижение следующих целей:

1) эффективность и результативность (в том числе безубыточность) финансово-хозяйственной деятельности при совершении страховых и иных операций;

2) эффективность управления активами, включая обеспечение их сохранности, страховыми резервами и иными обязательствами;

3) эффективность управления рисками (выявление, оценка рисков, определение приемлемого уровня рисков, принимаемых на себя страховщиком, принятие мер по поддержанию уровня рисков, не угрожающего финансовой устойчивости и платежеспособности);

4) достоверность, полнота, объективность бухгалтерской (финансовой) отчетности, статистической отчетности, отчетности в порядке надзора и своевременность составления и представления такой отчетности;

5) соблюдение лицами, ответственными за деятельность общества, этических норм, принципов профессионализма и компетентности;

6) противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Данные цели определены нормами Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ», как и то, что внутренний контроль в соответствии с полномочиями, определенными учредительными документами и внутренними организационно-распорядительными документами страховщика, осуществляют:

1) органы управления страховщика;

2) ревизионная комиссия (ревизор) страховщика;

3) главный бухгалтер страховщика (его заместители);

4) внутренний аудитор (служба внутреннего аудита) страховщика;

5) специальное должностное лицо, структурное подразделение, ответственные за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ по его осуществлению, разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

6) актуарий;

7) другие работники и структурные подразделения страховщика в соответствии с полномочиями, определенными внутренними организационно-распорядительными документами страховщика (Статья 28.1 «Внутренний контроль» введена Федеральным закономот 23.07.2013 N 234-ФЗ).

В целях обеспечения надлежащего уровня надежности внутреннего контроля, оценки его эффективности и проверки соответствия деятельности общества законодательству Российской Федерации (в том числе страховому законодательству), положениям своих внутренних организационно-распорядительных документов ОВС организует внутренний аудит, для чего назначает должностное лицо, - внутреннего аудитора или создает структурное подразделение, - службу внутреннего аудита.

В целях организации внутреннего аудита ОВС (общее собрание членов общества взаимного страхования) утверждает положение об организации и осуществлении внутреннего аудита (положение о внутреннем аудите), которое представляется на рассмотрение органу страхового надзора во время лицензирования.

Справочная информация:

Положение о внутреннем аудите должно содержать (Ст.28.2 п.2):

1) цели и задачи внутреннего аудита;

2) объекты внутреннего аудита в соответствии с моделями управления рисками страховщика;

3) формы и методы внутреннего аудита;

4) порядок действий внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита в случае выявления нарушений и недостатков в деятельности страховщика;

5) состав отчетности о результатах проведенных проверок, формы и порядок ее представления;

6) порядок осуществления контроля (в том числе проведения повторных проверок) за принятием мер по устранению выявленных внутренним аудитором, службой внутреннего аудита нарушений и недостатков в деятельности страховщика;

7) порядок информирования членов общества взаимного страхования о всех нарушениях, допускаемых органами управления в случае принятия ими решений по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания членов общества взаимного страхования;

8) полномочия, права и обязанности внутреннего аудитора, службы внутреннего аудита;

9) форму и порядок осуществления оценки рисков и оценки эффективности управления рисками;

10) порядок осуществления оценки целесообразности и эффективности совершаемых операций, сделок;

11) форму и порядок осуществления проверки обеспечения сохранности активов;

12) форму и порядок участия в проведении анализа финансового состояния общества;

13) иные не противоречащие законодательству Российской Федерации положения.

Внутренний аудитор, руководитель службы внутреннего аудита назначаются на должность и освобождаются от должности на основании решения правления общества взаимного страхования, подчинены и подотчетны общему собранию членов общества взаимного страхования. Внутренний аудитор, служба внутреннего аудита осуществляют следующие полномочия:

1) проверяют и обеспечивают эффективность функционирования системы внутреннего контроля ОВС;

2) проверяют соответствие деятельности ОВС законодательству Российской Федерации, учредительным документам и внутренним организационно-распорядительным документам;

3) проверяют соблюдение обществом правил внутреннего контроля и реализацию программ по его осуществлению, разработанных в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

4) проверяют достоверность, полноту, объективность отчетности или иной запрашиваемой информации и своевременность ее представления в органы управления общества;

5) осуществляют анализ причин выявленных по результатам проверок нарушений и недостатков в деятельности общества;

6) дают рекомендации по предупреждению нарушений и недостатков, аналогичных выявленным по результатам проверок нарушениям и недостаткам в деятельности ОВС;

7) осуществляют оценку рисков и эффективности управления рисками;

8) осуществляют оценку целесообразности и эффективности совершаемых операций, сделок;

9) осуществляют проверку обеспечения сохранности активов;

10) принимают участие в проведении анализа финансового состояния страховщика и разработке перечня мер по предупреждению банкротства;

11) согласовывают отчеты о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности страховщика;

12) осуществляют проверку достоверности, полноты, объективности представляемых в орган страхового надзора отчетности, информации, включая план восстановления платежеспособности страховщика, и отчетов, в том числе промежуточных, о выполнении каждого мероприятия, предусмотренного планом восстановления платежеспособности страховщика, и контроль за своевременностью такого представления.

По результатам проведенных проверок внутренний аудитор, служба внутреннего аудита составляют квартальные отчеты, которые представляются в органы управления общества, и годовые отчеты, которые предоставляются на ежегодном общем собрании членам общества взаимного страхования. Наряду с информацией о выявленных по результатам проверок нарушениях и недостатках в деятельности общества и об их последствиях указанные отчеты должны содержать информацию о ходе устранения ранее выявленных нарушений и недостатков.Организация внутреннего контроля в ОВС представлена на рисунке 3.

Органом, контролирующим финансово-хозяйственную деятельность, является ревизионная комиссия (ревизор) общества. «… Ревизионная комиссия (ревизор) общества избирается исключительно из членов общества и осуществляет контроль за соблюдением устава общества, работой органов управления общества, а также рассматривает обращения членов общества в случае нерассмотрения их правлением общества» (п.1 ст.14).

Вследствие проверки финансово-хозяйственной деятельности общества ревизионная комиссия представляет общему собранию членов общества заключение по результатам проверки годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности общества, которое должно содержать:

1) сведения о подтверждении достоверности данных, содержащихся в годовых отчетах и годовой бухгалтерской отчетности общества;

2) информацию о фактах нарушения положений устава общества органами управления общества, если такие нарушения выявлены;

3) информацию о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, установленного законодательством Российской Федерации, и предложения об устранении таких нарушений, если они имеются.

Согласно п.2 ст.14 «общее собрание членов общества не вправе утверждать годовые отчеты и годовую бухгалтерскую отчетность общества при отсутствии заключения ревизионной комиссии (ревизора) общества».

Справедливым представляется положение о том, что «член ревизионной комиссии (ревизор) общества может быть избран в правление общества или назначен на должность директора общества не ранее чем через два года после прекращения полномочий члена ревизионной комиссии» (п.4 ст.14).

«Ревизионная комиссия (ревизор) общества созывает общее собрание членов общества в случае, если деятельность правления общества не обеспечивает достижение целей и выполнение задач общества…» (п.6 ст.14).

«Реорганизация общества может осуществляться по решению общего собрания членов общества в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации:

- в случае если число членов общества превысит две тысячи (для физических лиц) и (или) пятьсот (для юридических лиц), в течение шести месяцев с момента достижения предельной численности проводится реорганизация общества в форме его преобразования, разделения либо выделения из его состава одного или нескольких обществ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;

- реорганизация общества в форме преобразования возможна только в случае преобразования общества в хозяйственное общество, осуществляющее страхование. До завершения преобразования общества оно должно прекратить страховые обязательства;

- имущество общества, оставшееся после удовлетворения всех его обязательств перед кредиторами и членами общества, распределяется ликвидационной комиссией между всеми членами общества в порядке, установленном уставом общества (п.1,2,3,5 ст.23)».

Комментарии: Крупнейшие зарубежные ОВС насчитывают сотни тысяч и более членов, что оправдано самой сущностью страхования, - распределением риска среди множества участников страхования. Уменьшение их числа приводит к снижению платежеспособности, росту страховых обязательств и банкротству страховщика. В связи с этим, ограничения по численности участников взаимного страхования необходимы, но в отношении не предельной численности членов ОВС, а минимальной. Так, специальная комиссия ЕС рассматривает вопрос о минимальном количестве физических лиц, которое должно быть в ОВС: предлагается ввести единый европейский стандарт – минимум 500 человек. Отечественные эксперты сходятся во мнении установления минимальной нормы численности ОВС не ниже 300 и максимального числа участников - не более 2000.

Историческая справка: В обществах взаимного страхования Российской империи никогда не устанавливалось ограничение на максимальное количество их участников, в связи с чем возникала проблема в управлении обществом с большим количеством членов, в частности, с проведением общего собрания. Для решения данной проблемы была предусмотрена возможность замены общего собрания членов общества взаимного страхованиясобранием уполномоченных. В ряде уставов ОВС вводилась автоматическая замена общих собраний собраниями уполномоченных, в случае если число членов общества достигало 300 членов. Уставом общества устанавливался четкий порядок выбора уполномоченных и срок осуществления ими своих полномочий.

Определение взаимного страхования с точки зрения его организации:

Взаимное страхование – это негосударственная некоммерческая организационная форма объединения физических и (или) юридических лиц на основе добровольной взаимной договоренности о возмещении друг другу убытков в определенных долях согласно принятым условиям страхования. При этом не предусматривается получение прибыли или возврат вложенных средств.