2. Принципы организации и формы безналичных расчетов.
В настоящий момент наиболее оптимальным вариантом ведения расчетных счетов в банке является услуга удаленного обслуживания (Банк-Офис, Клиент-Банк, InternetOffice, Удаленный клиент), которая предоставляется всеми банками страны. Услуга использует метод криптографии, гарантирующий достоверность и конфиденциальность передаваемой информации. Система «Банк-Клиент» предназначена для обеспечения автоматизированного обмена сообщениями (платежными документами, выписками по счету, информационными сообщениями и т.д.) между клиентом банка и банком. Обычно система предоставляет возможность автоматизированной подготовки следующих видов документов для передачи в банк: платежное поручение клиента; пенсионные платежи; платежи по зарплате; заявки на международные платежи; заявки на покупку, продажу и конвертацию валюты.
Функционирование системы «Банк-Клиент» обеспечивается набором системных справочников, создаваемых на основе хранящейся в единой базе данных информации. Эти справочники используются при задании значений реквизитов документов и сообщений, а также при контроле допустимости вводимых данных. Основная часть справочников обновляется автоматически после изменения в банке, без участия клиента, после очередного сеанса связи. Существует возможность хранения шаблонов документов, что ускоряет формирование документов, поскольку отпадает необходимость ручного ввода всей информации. Исполнитель загружает документ из шаблона и корректирует только необходимые реквизиты.
Клиент имеет возможность осуществлять мониторинг средств на своих счетах, в любой момент времени, формируя запросы на выписки по счетам. Тип документа «Письмо» дает возможность клиенту оперативно обмениваться с банком сообщениями, содержащими текстовую информацию. Встроенный генератор отчетов позволяет клиенту создавать собственные формы отчетности, помимо отчетов, устанавливаемых при инсталляции. Поддерживается одновременно работа с несколькими клиентами. В процессе сеанса связи с банком, инициируемого клиентом, производится прием информации (документов) из банка и передача информации (документов) клиента в банк.
- Содержание учебно-методического комплекса дисциплины
- 1. Типовая учебная программа дисциплины
- 2. Организация и планирование курса
- 2.1 Курс лекционных занятий
- 2.2 Курс практических (семинарских) занятий
- 2.3.Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (срсп)
- 2.4.Самостоятельная работа студента (срс)
- 5. Критерии и правила выставления баллов
- 3. Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- 3.1. Список литературы
- 3.2 Методическое обеспечение дисциплины
- 3.3 Перечень специализированных средств
- Методические рекомендации по дисциплине
- Лекционный комплекс
- Тема 1: Предмет и задачи бухгалтерского учета в банках.
- 1. Роль и политика бухгалтерского учета в банках.
- 2. Международные стандарты финансового учета и отчетности.
- Тема 2: Организация учетно-операционной работы в банке.
- 1. Сущность учетно-операционной работы в банке.
- 2. Требования к организации бухгалтерского учета.
- Тема 3: Банковский баланс и принципы его построения.
- 1. Учетная политика банка.
- 2. Понятие баланса. Структура и содержание статей баланса.
- Тема 4: Документация, документооборот и контроль в коммерческих банках.
- 1. Сущность банковской документации.
- 2. Организация документооборота по банковским операциям.
- 3. Значение контроля банка и основные его виды.
- Тема 5: Учет расчетных операций.
- 1. Порядок открытия, ведения, закрытия банковских счетов.
- 2. Принципы организации и формы безналичных расчетов.
- 3.Расчеты платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.
- Тема 6: Учет межбанковских корреспондентских отношений.
- 1. Значение корреспондентских отношений банков.
- 2. Виды корреспондентских счетов, порядок их открытия.
- Тема 7:Учет кассовых операций.
- 1. Организация кассовой работы в кб.
- 2. Прием наличных денег в приходные кассы и их отражение в учете.
- Тема 8: Учет кредитных операций.
- 1. Порядок учета кредитных операций коммерческих банков.
- 2. Порядок формирования резервов на покрытие убытков по кредитам и их использования.
- Тема 9: Учет депозитных операций.
- 1. Депозитная политика кб.
- 2. Порядок учета депозитных операций в кб.
- Тема 10: Учет операций с ценными бумагами.
- 1. Порядок учета ценных бумаг.
- 2. Учет операций «репо».
- 3. Организация учета выпуска банком ценных бумаг в обращение.
- Тема 11: Учет операций с иностранной валютой.
- 1. Учет сделок спот по покупке, обмену, продаже иностранной валюты
- 2. Учёт операций с форвардными сделками.
- Тема 12: Учет основных средств, нематериальных активов и аффинированных драгоценных металлов.
- 1. Общая характеристика основных средств банка, их классификация.
- 2. Оценка и износ, амортизация и переоценка основных средств.
- 3. Общая характеристика нематериальных активов банка, их классификация и учёт.
- Тема 13: Учет доходов и расходов банка.
- 1. Понятие и классификация доходов и расходов банка.
- 2. Учет доходов банка.
- 3. Учет расходов банка.
- Тема 14: Учет собственного капитала банка.
- 1. Общие понятия собственного и акционерного капитала банка.
- 2. Учет регистрации выпуска ценных бумаг.
- Тема 15: Финансовая отчетность в коммерческих банках.
- 1. Цель, задачи и значение финансовой отчетности.
- 2. Основные формы финансовой отчётности.
- План практических (семинарских) занятий
- 7.Материалы по подготовке к срс
- Тема 6:Учет межбанковских корреспондентских отношений.
- Тема 8: Учет кредитных операций.
- Тема 11: Учет операций с иностранной валютой.
- Тема 14: Учет собственного капитала банка.
- Материалы по контролю и оценке учебных достижений обучающихся