logo search
17-03-2013_14-37-26 / учебник финансы

4.5 Доходы и расходы бюджетов

Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. В рамках бюджетной классификации доходы группируются по источникам и способам их получения. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. В доходах соответствующего бюджета полностью учитывается также размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет.

Основные черты налоговых доходов бюджетов проявляются в следующем:

  1. Налоговые доходы базируются исключительно на правовой основе, то есть вводятся и отменяются только органами государственной власти.

  2. Налоговое законодательство предусматривает четкое разделение налогов по уровням государственной структуры.

  3. Налоговое законодательство предусматривает разделение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней на закрепленные и регулирующие.

  4. Налоговая система построена по единым принципам, единому механизму взимания налогов.

  5. Разделение полномочий в сфере применения налогового законодательства между федеральным центром и региональными соответствует федеральному характеру Российского государства и демонстрирует единый подход к проблемам формирования доходной базы нижестоящих бюджетов на всей территории РФ.

В соответствии с первой частью Налогового кодекса РФ в зависимости от установления и зачисления средств в определенные бюджеты налоги и сборы подразделяются на:

- федеральные: налог на добавленную стоимость, акцизы на отдельные виды товаров (услуг), налог на прибыль (доход) организаций, налог на доходы от капитала, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, государственная пошлина и др.;

- региональные: налог на имущество организаций, налог на недвижимость, налог с продаж, налог на игорный бизнес и др.;

- местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу налог на наследование и дарение и др.

Такое разделение налогов связанно с федеративным устройством России, соответствует мировой практике и позволяет обеспечить бюджеты разных уровней своими собственными источниками доходов.

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным кодексом РФ и включает:

Как правило, большинство неналоговых доходов зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами.

В системе неналоговых доходов прописаны также финансовая помощь, безвозмездные перечисления, штрафы и иные суммы принудительного изъятия. Под финансовой помощью от бюджетов другого уровня бюджетной системы понимаются поступления в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств.

К безвозмездным перечислениям относятся: перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств; перечисления по взаимным расчетам (операции по передаче средств между бюджетами разных уровней).

Наряду с безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями из бюджета выделяются средства на возвратной и платной основе в форме бюджетного кредита юридическим лицам, не являющимися государственными или муниципальными унитарными предприятиями, бюджетными учреждениями. Временная потребность в денежных средствах, вызванная временным лагом между поступлением доходов и финансированием расходов (кассовый разрыв), покрывается бюджетными ссудами.

Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг, устанавливаемых Правительством РФ.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные расходы. Текущие расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий, субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы. Капитальные расходы – часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденных расходов федерального бюджета. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем финансовом году, а порядок их расходования устанавливается нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ или органов местного самоуправления. Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента Российской Федерации в размере не более 1 % утвержденных расходов федерального бюджета. Средства этого фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ, на основании письменного его распоряжения. Расходование средств фонда на проведение выборов, референдумов, освещение деятельности Президента РФ не допускается.

По функциональной классификации все расходы группируются по направлениям использования бюджетных средств на выполнение основных функций государства, на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на иные уровни власти. Так, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов общенационального уровня:

- обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

- функционирование федеральной судебной системы;

- осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

- национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

- государственная поддержка железнодорожного, морского и воздушного транспорта;

- государственная поддержка атомной энергетики;

- ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

- обслуживание и погашение государственного долга РФ;

- финансовая поддержка субъектов РФ;

- прочие расходы.

В соответствии с подведомственностью бюджетополучателей бюджетные расходы делятся по ведомственному признаку.