13.Организация системы внутреннего контроля в банке.
Совокупность организационной структуры, методик, процедур, принятых руководством банка в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения банковской деятельности представляет собой систему внутреннего контроля. Система – элемент управления банком, который позволяет руководству банка с достаточной степенью уверенности утверждать, что персонал на своем уровне правильно понимает политику банка, и все поставленные руководством цели достигаются с соблюдением установленных форм.
Система внутреннего контроля состоит из следующих элементов:
-
контрольной среды;
-
регламентации;
-
системы бухгалтерского учета;
-
контрольных процедур;
-
службы внутреннего контроля.
Контрольная среда – понятие, характеризующее общее отношение, осведомленность и практические действия, мероприятия и процедуры руководства банка, направленные на установление и поддержание системы внутреннего контроля.
Регламентация – это система нормативных внутренних и внешних документов, регулирующих деятельность банка, его подразделений и сотрудников.
Система бухгалтерского учета – упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе и обязательствах экономического субъекта и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех факторов деятельности кредитной организации.
Контрольные процедуры – методы и правила, дополняющие элементы контрольной среды и системы бухгалтерского учета, разработанные администрацией для достижения стоящих перед банком целей. Контрольные процедуры направлены на предотвращение ошибок и искажений, которые могут возникнуть при проведении операций. Контрольные процедуры классифицируются на обязательные (определены регламентацией), специальный контроль (деятельность службы внутреннего контроля), процедуры контроля крупных и высокорискованных операций (для минимизации рисков).
Служба внутреннего контроля создается в банке в целях мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, а так же разработки предложений по совершенствованию системы и повышению эффективности ее функционирования, что изложено выше.
Не ЗНАЮ НУЖНЫ ЛИ ЭТИ ЭТАПЫ!!!!!!ТАМ ЕЩЕ И КАКИЕ_ТО КАРТИНКИ ЕСТЬ!!!! (Форма структурной организации службы внутреннего контроля)
Современные масштабы деятельности кредитных организаций вызывают необходимость создания сложных систем внутреннего контроля, но такие системы создаются не сразу, а постепенно, вместе с ростом и развитием самого банка.
На первом этапе при создании кредитной организации создается подразделение, состоящее из руководителя и минимального числа сотрудников. Целью этого подразделения является разработка и утверждение положения о службе внутреннего контроля, подготовка структуры, штатного расписания и распределения задач между сотрудниками. Создание и функционирование внутреннего контроля, и регулярное рассмотрение его эффективности в банке относится к компетенции совета директоров. На этом этапе служба внутреннего контроля взаимодействует с руководством банка и кадровой службой.
На втором этапе выделяется перечень наиболее важных для банка с точки зрения контроля задач. Важным критерием выбора здесь должна быть оценка риска потерь и объемов операций в данной сфере бизнеса. Руководство банка оценивает риски, влияющие на достижение поставленных целей, и принимает меры для их минимизации на основании предоставленной службой внутреннего контроля информации. Для эффективного выявления и наблюдения новых или не контролируемых ранее рисков, организация системы внутреннего контроля своевременно пересматривается. На этом этапе служба внутреннего контроля взаимодействует с бухгалтерией банка и его подразделениями.
На третьем этапе разрабатываются контрольные процедуры для решения поставленных задач. Совет директоров при этом принимает меры, обеспечивающие оперативное выполнение рекомендаций и замечаний службы внутреннего контроля, а так же осуществляет проверки соответствия внутреннего контроля характеру, масштабам и условиям деятельности кредитной организации.
На этом этапе служба внутреннего контроля должна находиться в тесном взаимодействии со следующими подразделениями банка:
1. С торговым подразделением по вопросам:
-
контроля лимитов открытой позиции и максимального убытка;
-
контроля лимитов на контрагентов;
-
контроля ограничений, связанных с проведением клиентских операций;
-
предоставления дилерской позиции и журналов клиентских заявок;
-
доступа к информационным системам и к биржевой информации для проверки рыночных курсов заключаемых сделок.
2. С бухгалтерией по вопросам:
-
контроля подтверждений по сделкам;
-
ведения юридических дел по клиентам и контрагентам;
-
хранения первичных документов и регистрации сделок;
-
доступа к документам дня;
-
объяснения остатков на счетах учета операций;
-
отчета по результатам операций, сверки реальных зачислений/списаний по счетам НОСТРО по результатам сделок.
3. Со службой информационного обеспечения по вопросам:
-
взаимодействия по организации доступа к необходимой информации;
-
разработки и внедрения процедур оперативного контроля в системах.
4.С подразделениями SWIFT по вопросам доступа к сообщениям SWIFT и TELEX по сделкам.
5.С подразделениями, осуществляющими операции с банковскими картами, по вопросам:
-
контроля соответствия данных аналитического и синтетического учета;
-
контроля овердрафтов;
-
контроля полноты и целостности баз данных систем ведения карточных счетов.
Осуществление контрольных функций на этом этапе предполагает:
-
участие в разработке положений и регламентов по проведению операций, порядку их учета и контроля, оценке возникающих рисков;
возможное введение дополнительного контроля (визирования) крупных платежей, сделок, договоров с суммами, превышающими установленные.
На четвертом этапе перечень контролируемых позиций расширяется, постепенно охватывая все аспекты деятельности банка.
Если банк многофилиальный, то на пятом этапе деятельность службы внутреннего контроля распространяется на филиалы. В многофилиальном банке в каждом филиале должен работать специально уполномоченный сотрудник службы внутреннего контроля – контролер.
- 1. Понятие банковского менеджмента.
- 2. Функции банковского менеджмента.
- 3. Сущность, содержание и виды мисменеджмента.
- Технический
- 4. Содержание финансового менеджмента в коммерческом банке.
- 5. Классификация банковских рисков.
- 6. Система управления банковскими рисками.
- 7. Модель декомпозиционного анализа пнк.
- 8. Вертикальный и горизонтальный анализ основных показателей деятельности банка.
- 9. Факторный анализ прибыли на капитал.
- 10. Рейтинговая система анализа camels.
- 11.Цели и задачи внутреннего контроля банка.
- 12.Методы проведения внутреннего контроля в банке.
- 13.Организация системы внутреннего контроля в банке.
- 14. Основные элементы управления активами и пассивами банка.
- 15. Модель дисбаланса (gap).
- 16. Правила управления дисбалансом (gap).
- 17. Классификация ситуаций по gap.
- 18. Модель длительности.
- 19. Управление рыночной стоимостью капитала с помощью временного разрыва (dgap).
- 20. Сравнительная характеристика моделей gap и dgap.
- 21. Трансфертное ценообразование в банке.
- 22.Основные подходы к управлению ресурсами банка. 23.Структура управлению банковскими ресурсами. (2 в 1)
- I. Управление собственными средствами:
- III. Недепозитные операции:
- 24.Управление собственным капиталом банка.
- 25.Управление собственными и заемными ресурсами.
- 26. Понятие ликвидности, ее значимость для банка.
- 27. Проблема ликвидность-доходность для российских коммерческих банков.
- 28. Основные подходы к управлению ликвидностью
- 29. Портфельные методы управления ликвидностью.
- 30. Оперативное управление (оу) ликвидностью.
- 31. Кредитный риск (кРиск) в деятельности банка.
- 32. Оптимизация параметров доходности и рискованности банковских операций.
- 33. Факторы кредитного риска.
- 34. Структура риск-менеджмента кредитного портфеля банка
- 35. Методы дифференциации ссудозаемщиков.
- 36.Диверсификация кредитных вложений банка.
- 37.Методы управления кредитным риском.
- 38.Регулированиеоткрытой валютной позиции банка
- 39.Хеджирование валютных рисков
- 40.Использованиесделок своп для хеджирования валютных рисков
- 41.Использование форвардов, фьючерсов и опционов для хеджирования валютных рисков (3 в 1)