44. Задачи и принципы организации банковской деятельности
Общие задачи организации банковской деятельности. Одной из задач банковского менеджмента является организация деятельности денежно-кредитных институтов. «Организовать» означает предпринять систему упорядоченных действий в условиях функционального разделения труда. Главное в процессе организации деятельности банка и его структурных подразделений состоит в том, чтобы реализовать по крайней мере три наиболее существенные цели - добиться высокой рентабельности, достаточной ликвидности и устойчивого развития банка. Разумеется, у банка могут быть и другие цели (например, количественный и качественный рент объема операций, собственного капитала, банковских резервов), однако именно три указанные цели являются наиболее существенными.
Эффективность чаще всего оценивается по отношению прибыли к затратам, при этом доминирует идея экономии затрат в процессе банковской деятельности. Чем ниже элементы расходов, тем более ощутимыми и положительными являются конечные результаты деятельности кредитной организации. Экономии при этом можно достичь посредством не только сокращения отдельных заранее и местных элементов расходов, но и совершенствования организационных структур, улучшением их производительной деятельности. Известно, что совершенствование процесса кредитования, самой технологии выдачи и погашения кредита также дает возможность получить более высокий положительный результат.
Цели банка достигаются не только на базе упорядочения взаимодействия между отдельными организационными структурами банка, но и главным образом на основе улучшения взаимосвязи банка с внешней средой.
Задача организации банковской деятельности состоит в том, чтобы посредством разделения труда, создания организационных структур (отделов, групп, управлении комитетов и т п.) содействовать реализации целей банка. Задача организации заключается также в том, чтобы наладить и координировать работу персонала организационных структур в соответствии с поставленными целями. Для этого важными становятся также задачи по организации информационного обеспечения, разработке правил и процедур осуществления различных видов банковской деятельности. Таким образом, функции организации состоят в том, чтобы обеспечить эффективную деятельность денежно-кредитного института посредством создания организационных структур, налаживании их работы.
Принципы организации банковской деятельности
Специфика банковской деятельности определяет необходимый набор структурных подразделений кредитной организации. Не случайно в любом банке всегда существуют такие подразделения и службы, как Совет банка, Правление, администрация, подразделения, занимающиеся общими вопросами управления, коммерческой деятельностью, финансами, автоматизацией банковской деятельности.
В Совет банка, как правило, входят его учредители. Число учредителей и пайщиков у многих банков довольно значительно, иногда достигает нескольких десятков. Учредителями банков часто выступают государственные структуры, поэтому частными такие банки можно назвать лишь условно. В чистом виде, однако, есть и частные банки, где учредителями выступают отдельные частные лица. Преимущественной формой собственности для банков в мировой практике является акционерная форма собственности, где как учредителями, так и акционерами являются юридические и физические лица. Совет банка утверждает годовой отчет банка, организует ежегодные собрания учредителей и пайщиков, принимает или может принимать участие в решении стратегических вопросов банковской деятельности.
Правление (Совет директоров) банка отвечает за общее руководство банком, утверждает стратегические направления его деятельности. В состав Правления входят высшие руководители банка: председатель (президент, управляющий) банка, его заместители, руководители важнейших подразделений банка. В Правление могут входить (или возглавлять его) также лица, владеющие полностью либо частично данной кредитной организацией.
В блок общих вопросив управления, входят организация планирования, прогнозирования деятельности банка, подготовки и разработки методологии, юридическая служба и служба безопасности. Назначение данного блока состоит в том, чтобы обеспечить целенаправленное развитие банка, выполнение стоящих перед ним задач, регулировать его доходы и расходы, снабжать необходимыми ресурсами, выполнять требования Центрального банка по основным направлениям деятельности (качеству активов, достаточности капитала, ликвидности и др.). Чаще всего такие вопросы решаются в рамках планово-экономического управления. Его деятельность сконцентрирована на анализе текущей деятельности (доходы, расходы, прибыль, ликвидность), формировании уставного капитала, планировании деятельности головного подразделения банка и филиалов, методическом обеспечении. В самостоятельное управление (дирекцию) может быть выделено управление финансами.
Коммерческая деятельность охватывает организацию различных банковских услуг - кредитование, инвестирование, валютные, трастовые и другие активные операции, связанные с обслуживанием клиентов на коммерческих (платных) началах. Этот функциональный блок является центральным звеном, где зарабатываются банковские доходы. В этот блок обычно входят кредитное управление, операционное управление, управление операциями с ценными бумагами, валютными операциями и другое.
Кредитное и правление осуществляет всю работу но формированию кредитного портфеля, кредитованию клиентов, контролю за обеспеченностью ссуд и контролю кредитной деятельности филиалов, анализу кредитных операции и их методическому обеспечению.
Банки, однако, зарабатывают не только на выдаче кредита и получении платы от клиентов за его использование. Среди банковских услуг заметное место занимают расчетные операции, за осуществление которых банки получают комиссию. Организацию работы банка в сфере расчетов выполняет операционное управление. Основной функцией его работников является обслуживание клиентов, которое заключается в приеме от юридических и физических лиц платежных документов (распоряжений) на списание с их счетов денежных средств; приеме и выдаче расчетных чеков и последующем зачислении по ним денег на счета клиентов; проведении операции по аккредитивам, консультировании клиентов по вопросам правильного заполнения платежных документов, по тем или иным формам расчетов, по вопросам зачисления или списания средств и т.п.
В составе коммерческого блока находится и отдел (управление) по операциям банка с ценными бумагами, который осуществляет прием, хранение, учет ценных бумаг, что позволяет банку получать за эту работу определенное комиссионное вознаграждение.
Особенность структуры российских коммерческих банков заключается и в том, что в составе их коммерческого блока в силу неразвитости банковских услуг также отсутствуют специальные отделы по международным кредитно-расчетным операциям, операциям по управлению имуществом клиентов, по оказанию услуг населению и другое.
Финансовый блок призван обеспечить учет доходов и расходов, собственной деятельности банка как коммерческого предприятия. В данный блок входят: бухгалтерия, отдел внутри банковских расчетов и корреспондентских отношений, касса. В некоторых случаях к данному блоку относят и отдел инкассации (в тех банках, которые имеют разрешение на сбор наличных денег).Блок автоматизации также является обязательным элементом структуры коммерческого банка. Денежные потоки (кредитование, расчеты и прочие операции), которые проходят через современный банк, невозможно обработать вручную, нужен комплекс технических средств, электронных машин и соответственно особый технический блок, обеспечивающий электронную обработку данных.Административный блок включает отдел кадров (управление персоналом) банка, который обеспечивает набор сотрудников, отбор кандидатов на определенные должности, повышение квалификации работников кредитной организации, прием, продвижение по службе и увольнение персонала, секретариат, канцелярию, а также хозяйственные подразделения, осуществляющие обслуживание здания банка, его хозяйственных и социальных потребностей и т.п.Представленная структура является наиболее общей обеспечивающей организацию банковской деятельности. Однако конкретная структура банка может включать и иные подразделения, строиться по различным принципам, отражающим специфику данной банковской организации.
- Кредитная система.Сущность,виды и функции банков.
- Банковские объединения.
- Лицензирование: виды лицензий, порядок их предоставления и отзыва в рб
- Органы управления и их компетенции в коммерческом банке.
- Порядок регистрации, реорганизации и ликвидации коммерческого банка в рб.
- Характеристика банковской системы рб.
- Организационная структура Национального банка Республики Беларусь
- Ресурсы коммерческого банка: структура и виды. Управление ресурсами.
- Активы коммерческого банка: структура и виды. Анализ активов.
- Методы управления активами
- Управление пассивами в коммерческом банке.
- Собственный капитал коммерческого банка. Показатели достаточности капитала.
- Управление собственным капиталом банка
- Депозитная политика коммерческого банка
- Управление активами и пассивами в банке
- 1. Метод общего фонда средств:
- 2. Метод распределения активов
- 3. Метод научного управления:
- 17. Риски расчётных операций.
- 18. Формы безналичных расчетов.
- 19. Организация расчетных и кассовых операций в Республике Беларусь
- 20. Межбанковские расчетные операции в Республике Беларусь.
- 21.Управление кредитным портфелем в коммерческом банке.
- 22. Оценка финансового состояния и кредитоспособность заемщика.
- 23.Причины и виды кредитных рисков.
- 24.Управление кредитными рисками
- 25. Управление процентными рисками.
- 26. Валютная и курсовая политика.
- 27. Валютное регулирование и валютный контроль в Республике Беларусь.
- 28. Классификация валютных операций в коммерческом банке и порядок их ведения.
- 29. Методы регулирования валютной позиции банка
- 30. Управление валютными рисками
- 31. Операции банка с драгоценными металлами
- 33.Активные операции коммерческого банка с ценными бумагами
- 32. Пассивные операции коммерческого банка с ценными бумагами
- 34 Управление портфелем ценных бумаг
- 35 Управление рисками при проведении операций с ценными бумагами.
- 36. Лизинговые операции коммерческого банка.
- 37. Факторинговые операции банка.
- 38. Трастовые операции банка.
- 39 Межбанковские расчёты и управление рисками
- 40 Межбанковские кредитные операции и управление рисками
- 41.Цели и задачи банковского менеджмента
- 42.Основные направления банковского менеджмента
- 43. Оценка качества банковского менеджмента.
- 44. Задачи и принципы организации банковской деятельности
- 46. Аналитическая работа в банке
- 45. Планирование деятельности банка.
- 1.Ситуационный анализ
- 2. Определение миссии и стратегических целей банка
- 3. На третьем этапе разработки банковской стратегии, исходя из определенных генеральных задач, формулируются стратегические цели на плановый период.
- 49. Сущность и специфика банковского маркетинга.
- 48 Внешний контроль в банке. Оценка деятельности банка.
- 50. Элементы комплекса маркетинга. Маркетинговая среда банка.
- 51. Доходы коммерческого банка
- 3) Доходы, отраженные по ряду статей и не заработанные банком использованные резервы, результаты от переоценки долгосрочных вложений.
- 52Расходы коммерческого банка.
- 53. Налоги коммерческого банка.
- 54.Банковская прибыль: виды и методы расчета.
- 55. Этапы управления прибылью банка.
- 57.Распределение прибыли в коммерческом банке.
- 58. Формы финансовой отчетности банка.
- 59. Теории управления ликвидностью банка.
- 60. Ликвидность банка: понятие, факторы, показатели
- 61 Методы оценки ликвидности
- 62. Анализ ликвидности баланса банка.
- 63.Управление риском ликвидности
- 64. Экономические нормативы, устанавливаемые для коммерческих банков в рб.