logo
ОДКБ 1

3. Метод научного управления:

Упр активами с помощью научных методов и исследований операций предполагает использование боле сложные модели и современный матанализ. Основа – исследования целевой организации. Цель – максимизация прибыли.

Управление пассивами:

Методы могут быть ценовыми и неценовыми:

Ценовые – ставка по депозиту главный рычаг в конкурентной борьбе за свободные денсредства физ и юр лиц.

Неценовые – разнообразные приёмы поощрения клиентов

Инструменты:

Комплексное управление активами и пассивами банка – увеличение эффективности его деятельности. Управление активами и пассивами банка – стратегическая деятельность банка относительно проведения финансовых операций, с помощью которых банк формирует свои ресурсы, предназначенные для осуществления активных операций, с целью поддержания ликвидности, оптимизации рисков коммерческой деятельности, последующего хеджирования таких рисков, корректировки валютной позиции банка, совершения операций, которые относятся к инвестиционной и финансовой деятельности банка. При таком управлении балансом активы и пассивы рассматриваются как единое целое.

Элементами системы комплексного управления принято считать: объект, субъект, инструменты и информационное обеспечение.

Объектом управления активами и пассивами являются финансовые потоки, отображенные в динамическом банковском балансе. Основным же субъектом выступает комитет при Совете директоров. Принятые им управленческие решения, выполняются сотрудниками Казначейства банка, а также других структурных подразделений соответствующих направлений деятельности.Как и в любой системе, последовательно по спирали выполняются функции управления, а именно: планирование, учёт, контроль, анализ, регулирование.

Существуют два параллельных метода проведения анализа: структурный и коэффициентный.

При структурном анализе основное внимание уделяется отдельным видам активов и пассивов, а также соответствующим им доходам и тратам. Его результатом является возможность оценить уровень диверсификации операций, определить силу зависимости от развития внешней экономической ситуации на разных сегментах рынка банковских услуг, сделать предварительные выводы относительно риска тех или иных операций. Коэффициентный анализ даёт возможность сравнить деятельность банка с показателями по системе в целом, по группе банков и банков-конкурентов. Считается, что наиболее весомыми показателями при данном виде анализа считаются рентабельность активов, рентабельность капитала, минимальная маржа, достаточная маржа, чистый процентный доход, чистая процентная маржа, средневзвешенная ставка доходности и убыточности, чистый спред.

Планирование банковской деятельности является процессом определения целей на будущее и разработки путей их достижения. Планирование служит основой для развития внутренней банковской системы с учётом влияния внешних факторов и является одной из немаловажных функций банковского менеджмента, обеспечивая превращение целей, заданий и действий по их выполнению на конкретные абсолютные и относительные показатели и нормативы, относительно которых необходимо действовать банку в плановом периоде.

Контроль при управлении активами и пассивами предназначен для реализации функции снижения рисков. Таким образом, система комплексного управления активами и пассивами сводится к взаимозависимому и взаимосвязанному использованию анализа, планирования и контроля, при этом детализация методов управления выплывает из выбранных инструментов и стратегических заданий, представленных банком.

Управление активами и пассивами – формирование и регулирование такой структуры активов и пассивов баланса банка, кот обеспечивают достижение стратегических целей банка в условиях высоких рыночных рисков.

УАП позволяет получить:

Целевые ориентиры:

Типы УАП:

Базовое (требования регулирующих органов принимаются как внутренние ориентиры для поддержания достаточности капитала, уровня ликвидности и чувствительности активов и пассивов, к изменению процентной ставки и курсов валют)

Усложненноё (позволяет наращивать баланс в соответствии с заданной структурой соотвнт конкурентной стратегии)

Модель УАП позволяет:

16. Расчётные операции банков.

Расчётные технологии – способы организации и отражения по счётам бухучёта безналичных расчётов в соответствии с законом и норматив. требованиями.

Типы:

Задачи:

Риски:

  1. Нарушение срока платежа

  2. Несоответствие выбранной формы расчётов

  3. Несоблюдение законодат. требований

  4. Валютные риски

  5. Межбанковских расчётов

Расчётные операции банков — операции в рамках системы организации безналичных платежей юридических и физических лиц по денежным требованиям и обязательствам. Под расчётными операциям коммерческого банка понимается:

Обслуживание расчётного счёта клиента банка.

Между банком и клиентом, открывающим расчётный счёт, заключается договор банковского счёта, предусматривающий:

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиентом и устанавливать какие-либо не предусмотренные законом ограничения его права распоряжаться средствами по своему усмотрению. При этом банк может использовать имеющиеся на счёте денежные средства, гарантируя возможность клиента беспрепятственно расходовать эти средства в любое время.

Проценты по расчётному счёту могут не начисляться или начисляются как правило символические.

Виды безналичных расчётных операций.

Платёжное поручение — распоряжение владельца счёта банку перевести денежную сумму на счёт получателя средств в этом же или другом банке. Это наиболее распространённая форма осуществления расчётных операций.

Платёжное требование — расчётный документ, содержащий требование получателя средств плательщику об уплате денежной суммы через банк. Платёжное требование обычно применяется при расчётах за поставленные товары, оказанные услуги. Платёжное требование выписывается получателем и направляется им напрямую в банк плательщика (минуя свой банк). Банк плательщика передаёт платёжное требование плательщику для акцепта (выражения согласия оплатить платёжное требование). В течение установленного срока плательщик принимает решение об оплате, денежные средства перечисляются получателю. В случае отказа от акцепта платёжное требование возвращается получателю без исполнения.

На основании инкассового поручения производится безусловное списание средств со счёта плательщика. Инкассовые поручения могут выставлять государственные органы в случаях, установленных законом, и по решению суда.

Аккредитив — условное обязательство банка произвести платежи в пользу получателя средств при предъявлении последним определённых документов, соответствующих условиям аккредитива (например, документов о поставке). Аккредитив предназначен для расчётов с одним получателем средств. Таким образом, аккредитив является гарантией получателя в получении средств по выполнении определённых условий.

Чек — документ (ценная бумага), содержащий ничем не обусловленное распоряжение чекодателя своему банку произвести платёж указанной в чеке суммы чекодержателю. Для расчётов чеками клиенту выдаётся лимитированная чековая книжка.

Межбанковские расчёты.

Расчёты с Центральным банком

Для проведения расчётных операций и хранения свободных средств каждому банку открывается корреспондентский счёт в Центральном банке. Представителем Центрального банка выступает расчётно-кассовый центр (РКЦ) территориального управления Центробанка. Каждому банку открывается только один корреспондентский счёт в РКЦ, плата за его обслуживание не взимается, проценты по остатку денежных средств на нём не начисляются.

Расчёты между коммерческим банками

Для ускорения осуществления расчётных операций клиентов банки могут открывать корреспондентские счета друг у друга (на взаимной основе). При этом применяется следующая терминология:

Банк-респондент — банк, открывший корреспондентский счёт в другом банке.

Банк-корреспондент — банк, в котором открыт корреспондентский счёт банка-респондента.

Корреспондентский счёт ЛОРО — корреспондентский счёт другого банка в рассматриваемом банке— пассивный счёт.

Корреспондентский счёт НОСТРО — корреспондентский счёт рассматриваемого банка в другом банке— активный счёт.