Глава 2. Финансовое оздоровление предприятий.
2.1. Модели восстановления платежеспособности.
В настоящее время многие российские промышленные предприятия находятся в кризисном положении, так как усилия органов государственной власти в ходе экономических реформ были направлены в основном на проведение рыночной макроэкономической политики.
В этой области достигнуты определенные успехи: проведена либерализация экономики, осуществлена приватизация объектов государственной собственности, подавлена инфляция, стабилизировался обменный курс рубля, снижаются процентные ставки за пользование привлеченными средствами.
Однако создание макроэкономических условий для экономического роста не переломило негативные тенденции и не сформировало реальные предпосылки для преодоления промышленного кризиса. Недостаточное внимание органов государственной власти к проведению активной макроэкономической политики, в частности отсутствие единой промышленной политики, не позволило максимально реализовать потенциал экономической реформы и наладить эффективное функционирование рыночного механизма.
Реформирование экономики России началось и продолжается на фоне глубокого кризиса всех ее сфер и отраслей. Низкая эффективность производства, неконкурентоспособная продукция, отсутствие действенных стимулов предпринимательской активности, крупные структурные диспропорции, неразвитая инфраструктура, негативные последствия либерализации цен, кризис сбыта и потеря управляемости экономики — это только некоторые из причин, обостривших проблему платежеспособности предприятий и поставивших на повестку дня вопрос о предпосылках массового банкротства предприятий.
Банкротства производств, выпускающих продукцию с высокими издержками или товары, не пользующиеся спросом, в большинстве случаев могут привести к оздоровлению производства, прогрессивному изменению его структуры, подъему экономики в целом.
Причины неплатежеспособности предприятий. Эффективное преодоление кризиса предприятий необходимо начинать с анализа причин его возникновения. Среди причин неплатежеспособности предприятий выделяют внутренние и внешние.
В Российской Федерации к внутренним причинам можно отнести:
неэффективное управление;
неразвитость маркетинговых, финансовых служб;
недостаточное планирование;
неудачу проникновения на ключевые рынки;
недостаточное обновление продукции;
ограниченные источники стратегических или дефицитных материалов;
низкие стимулы для сохранения ценных кадров;
нехватку управленческих информационных систем;
отсутствие своевременной внутренней отчетности;
недостаточную капитализацию доходов;
избыточный долг.
Среди внешних можно выделить следующие причины:
неразвитое законодательство;
нестабильная политическая ситуация;
отраслевые условия;
общие экономические условия;
проблемы с трудовыми ресурсами;
иностранная конкуренция;
изменение вкусов потребителей;
сокращающийся рынок;
разрыв экономических связей после распада СССР.
Вывод предприятия из кризиса возможен только при полном искоренении причин неплатежеспособности, иначе через некоторое время предприятие снова станет неплатежеспособным.
Таким образом, арбитражный управляющий в своей работе не должен ограничиваться только удовлетворением требований кредиторов. Его главной целью должно быть оздоровление бизнеса в целом.
Этапы проведения процедуры наблюдения. В настоящее время процесс внешнего управления регулируется Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон «О несостоятельности (банкротстве»)), в котором предусмотрены четыре процедуры банкротства для юридического лица: наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
С момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом с целью обеспечения сохранности имущества и проведения финансового анализа вводится процедура наблюдения, в рамках которой необходимо осуществить последовательно следующие этапы.
Первый этап. Проведение инвентаризации всего имеющегося у предприятия имущества.
Директор предприятия должен издать приказ о проведении инвентаризации, в которое указываются состав комиссии и время проведения инвентаризации.
Особенностью проведения инвентаризация при арбитражном управлении является необходимость создания такого количества комиссий при котором становится возможным проведение всей инвентаризации в течение двух-трех дней. Такие короткие сроки обусловлены одно из целей наблюдения - обеспечить сохранность имущества должника.
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации утвержденными Приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. №34н, в следующем порядке:
основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц;
убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установленном законодательством порядке, списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства и обращения;
недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи также списываются на издержки производства и обращения.
Второй этап. Составление реестра кредиторов. Согласно Закону «О несостоятельности (банкротстве)» в пятидневный срок со дня получения определения арбитражного суда о принятии заявления кредитора, т. е. о введении процедуры наблюдения, должник в лице временного управляющего обязан разослать уведомление о введении процедуры наблюдения всем кредиторам, выявленным по данным бухгалтерского учета, с предложением о предъявлении своих требований к должнику.
Для целей участия в первом собрании кредиторов их требования принимаются арбитражным управляющим в течение одного месяца со дня получения кредитором уведомления с введении процедуры наблюдения. К ним должны прилагаться документы, подтверждающие данные требования.
Возражения по требованиям кредиторов могут быть представлены должником в арбитражный суд и кредитору в недельный срок с момента их получения.
Заседание арбитражного суда по проверке обоснованности возражений должника проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве.
Третий этап. Составление реестра дебиторов. После завершения первичной работы с кредиторами подобной процедуре подвергаются и дебиторы.
Выявленным по результатам инвентаризации дебиторам направляются письма с требованиями о погашении долга. В зависимости от полученных ответов начинается разработка схем реструктуризации дебиторской задолженности.
Четвертый этап. Проведение финансово-экономического анализа предприятия. Анализ проводится с целью определения достаточности принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражному управляющему, а также возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.
Основными элементами финансово-экономического анализа являются:
анализ бухгалтерской отчетности;
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
трендовый анализ;
расчет финансовых показателей;
экономический анализ.
Анализ бухгалтерской отчетности представляет собой изучение абсолютных показателей, представленных в ней.
В процессе анализа определяются состав имущества предприятия, его финансовые вложения, источники формирования собственного капитала, оцениваются связи с поставщиками и покупателями, определяются размер и источники заемных средств, оцениваются объем выручки от реализации и размер прибыли. При этом следует сравнить показатели отчетности с плановыми (сметными) и установить причины их несоответствия.
Горизонтальный анализ состоит в сравнении показателей бухгалтерской отчетности с показателями предыдущих периодов.
Наиболее распространенными методами горизонтального анализа являются:
простое сравнение статей отчетности и анализ их резких изменений;
анализ изменений статей отчетности в сравнении с изменениями других статей. При этом особое внимание следует уделять случаям, когда изменение одного показателя по экономической природе не соответствует изменению другого показателя.
Вертикальный анализ проводится в целях выявления удельного веса отдельных статей отчетности в общем итоговом показателе и последующего сравнения результата с данными предыдущего периода.
Трендовый анализ основан на расчете относительных показателей отчетности за ряд лет от уровня базисного года.
Расчет финансовых показателей основан на традиционных методах анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которые базируются на довольно большом количестве показателей, производных от структуры активов и пассивов баланса.
При проведении анализа следует учитывать различные факторы, такие, как эффективность применяемых методов планирования, достоверность бухгалтерской отчетности, использование различных методов учета (учетной политики), уровень диверсификации деятельности других предприятий, статичность используемых коэффициентов.
Экономический анализ необходим для получения реальной картины о возможных перспективах развития предприятия. В ходе его проведения оцениваются наличие и годность основных фондов для дальнейшего производства, наличие товарно-материальных запасов, энергетических ресурсов и трудовых кадров, развитость маркетинговых и финансовых служб, эффективность управления и т. п.
Пятый этап. Разработка плана финансового оздоровления предприятия. По окончании процедуры наблюдения арбитражный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника.
Разработка моделей восстановления платежеспособности предприятия-должника. Если по результатам процедуры наблюдения арбитражным управляющим была выявлена возможность восстановления платежеспособности должника, то вводится процедура внешнего управления.
С момента введения внешнего управления устанавливается мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. На сумму этих требований начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены в ст. 395 ГК РФ.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» разъясняет, что в настоящее время в отношениях между организациями и гражданами РФ подлежат уплате проценты в размере единой учетной ставки Центрального банка РФ по кредитным ресурсам, предоставляемым коммерческим банкам (ставка рефинансирования).
Предусмотренные проценты подлежат уплате только на соответствующую сумму денежных обязательств и не должны начисляться на проценты за пользование чужими денежными средствами.
При арбитражном управлении термин «восстановить платежеспособность предприятия» означает удовлетворение на данный момент требований кредиторов, обязательства перед которыми не были исполнены должником в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения.
В статье 85 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности предприятий:
перепрофилирование производства;
закрытие нерентабельных производств;
ликвидация дебиторской задолженности;
проведение реструктуризации активов предприятия;
исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
продажа предприятия (бизнеса) должника;
иные способы восстановления платежеспособности должника.
Кроме того, восстановлением платежеспособности предприятия при арбитражном управлении считается также заключение мирового соглашения.
Рассмотрим подробнее некоторые модели восстановления платежеспособности промышленных предприятий при арбитражном управлении.
Перепрофилирование производства. Процесс реструктуризации предприятия можно определить как обеспечение более эффективного использования производственных ресурсов.
Реструктуризация производственной деятельности включает:
анализ структуры издержек производства;
выявление резервов снижения издержек производства;
диверсификацию производственной деятельности;
внедрение прогрессивных технологий, средств механизации и автоматизации производств;
вывод нерентабельных производств, исключение устаревших технологий, снятие с производства неконкурентоспособных изделий;
совершенствование организационной структуры.
Управление дебиторской задолженностью. Система управления дебиторской задолженностью требует постоянного контроля по ряду параметров. К ним относятся:
время обращения средств, вложенных в дебиторскую задолженность;
дебиторов по разным признакам;
схемы расчетов с покупателями и возможность их унификации;
схема контроля за исполнением дебиторами своих обязательств, схема контроля и принципы резервирования сомнительных долгов;
система принятия мер к недобросовестным или неисполнительным покупателям и др.
Процедуры принятия решений в отношении многих из упомянутых параметров носят в основном неформализованный характер и нарабатываются по мере становления предприятия.
При реструктуризации дебиторской задолженности используются следующие схемы: продажа долгов (переуступка прав требования, факторинг), проведение взаимозачетов, взыскание в судебном порядке (через исполнительное производства, через процедуру банкротства).
Исполнение обязательств должника собственником имущества должника — унитарного предприятия или третьим лицом. Собственник имущества должника -унитарного предприятия вправе в любое время до окончания внешнего управления осуществить одновременное удовлетворение требований всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.
Исполнение обязательств должника третьим лицом (третьими лицами) допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований.
Реструктуризация активов предприятия. Эта мера восстановления платежеспособности включает следующие элементы:
консервацию, продажу или сдачу в аренду производственных мощностей;
продажу объектов незавершенного строительства;
продажу излишнего оборудования, материалов, комплектующих изделий и готовой продукции, находящейся на складе. Эти невостребованные объекты необходимо продавать даже в том случае, если их продажная цена ниже их балансовой стоимости, так как при арбитражном управлении главная цель - поиск необходимых денежных средств;
передачу местным администрациям или продажа другим заинтересованным лицам объектов соцкультбыта;
списание (консервация) мобилизационных мощностей;
передачу местным администрациям, выделение в отдельное юридическое лицо или продажа другим заинтересованным' лицам объектов энергоснабжения.
После проведения инвентаризации и оценки имущества должника с помощью независимого эксперта-оценщика внешний управляющий вправе приступить к продаже имущества должника, которая проводится, как правило, на открытых торгах, если иное не предусмотрено планом внешнего управления.
Разработка и внедрение различных моделей восстановления платежеспособности промышленных предприятий при арбитражном управлении являются творческой задачей арбитражного управляющего, решения которого должны основываться на изучении истории предприятия и перспектив его развития с использованием теоретических и практических знаний в области антикризисного управления.
Распространенной ошибкой действующих арбитражных управляющих является то, что они строго следуют букве закона, т. е. только удовлетворяют требования кредиторов, но не искореняют истинные причины неплатежеспособности предприятия-должника.
Если рассмотреть изложенную выше схему реструктуризации, то можно сказать, что арбитражные управляющие, как правило, останавливаются на оперативной реструктуризации. Хотя, по нашему мнению, немаловажную роль при внешнем управлении играет стратегическая реструктуризация, так как без устранения действительных причин неплатежеспособности предприятия применение любого метода даст только краткосрочный результат - удовлетворение существующих требований кредиторов. В долгосрочной же перспективе предприятие неизбежно попадет в кризис.
Поэтому при разработке моделей восстановления платежеспособности должника арбитражный управляющий должен искоренять причины неплатежеспособности, учитывая как краткосрочные, так и долгосрочные цели развития предприятия.
2.2. План финансового оздоровления.
Бизнес-план повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия.
Цель разработки процедур повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия.
Задачи бизнес-плана:
сформулировать долговременные и краткосрочные цели предприятия;
определить конкретные направления деятельности предприятия;
спланировать хозяйственную деятельность предприятия на ближайший и отдаленный периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых финансовых ресурсов;
выбрать состав и определить показатели объема продаж товаров и услуг, предлагаемых предприятием потребителям;
оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
разработать комплекс процедур изменения маркетинговой политики предприятия для прироста выручки за счет поиска новых рынков сбыта продукции (услуг), создания дистрибьюторской сети и агрессивной рекламы конкурентных преимуществах продукции предприятия;
разработать мероприятия по снижению издержек производства, сокращению дебиторской задолженности;
провести инвентаризацию имущества и продажу свободных активов, технологического оборудования и незавершенного строительства;
определить направления совершенствования системы организации и оплаты труда, ориентированные на снижение издержек и повышение уровня продаж продукции и услуг центров самостоятельной деятельности предприятия.
Содержание бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия. В целях повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий подготовлена типовая форма и методика разработки плана финансового оздоровления предприятия-должника, установленная распоряжением ФУДН № 98-р от 05.12.94.
План финансового оздоровления включает следующие разделы:
Общая характеристика предприятия.
1. Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
2. Анализ финансового состояния предприятия.
3. Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
4. Рынок и конкуренция.
5. Деятельность в сфере маркетинга предприятия.
6. План производства.
7. Финансовый план.
В работе подробно расматривается пункты 2,3,4.
Краткие сведения по плану финансового оздоровления.
В состав кратких сведений по плану финансового оздоровления включаются:
срок реализации плана;
общая сумма средств, необходимых предприятию; требуемая государственная помощь;
финансовый результат реализации плана (погашения просроченной задолженности, восстановление платежеспособности и т. п.);
наименование и реквизиты агента правительства, через которого предполагается осуществлять государственную финансовую поддержку предприятия. В этом разделе должна бить представлена достаточная информация для понимания того, как и в каких целях организовывалось предприятие, как оно развивалось.
В случае налаживания совершенно нового для данного предприятия вида бизнеса акцент при предоставлении информации следует изменить. В центр внимания в этом случае выдвигаются факторы, приведшие к необходимости появления нового вида продукции. В схематичной форме указываются пути реализации новых потребностей.
Анализ финансового состояния предприятия.
В этом разделе бизнес-плана финансового оздоровления дается подробная характеристика учетной политики, применяемой предприятием; приводится сводная таблица финансовых показателей предприятия, к которым относятся:
коэффициенты ликвидности (текущей, абсолютной и др.);
коэффициенты устойчивости (коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами; отношение общей и текущей задолженности к итогу баланса и остаточной стоимости основных средств);
коэффициенты деловой активности (показатели скорости оборачиваемости всех активов предприятия и отдельных их частей - готовой продукции, дебиторской задолженности и др.);
коэффициенты прибыльности (различные модификации рентабельности продукции и активов).
Расчет производится для четырех лет, предшествующих планируемому периоду. Показатели предприятия сопоставляются со среднеотраслевыми.
Данный раздел бизнес-плана включает проведение анализа финансового состояния предприятия, и на основе анализа делаются выводы.
Исходной информацией являлись бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах (о прибылях и убытках).
Оценка эффективности деятельности производственного предприятия осуществляется по показателям трех групп:
объем производства и реализации продукции (объем валовой, товарной, реализованной продукции);
эффективность затрат и ресурсов (рентабельность, прибыль, фондоотдача, скорость оборачиваемости);
ликвидность баланса (коэффициенты ликвидности, покрытия).
Мероприятия по восстановлению платежеспособности и поддержке эффективной хозяйственной деятельности.
В этом разделе бизнес-плана приводится перечень мероприятий, проводится анализ их эффективности. Приводятся сроки их реализации; эффект, который получит при этом предприятие. В состав таких мероприятий рекомендуется включить:
инвентаризацию имущества;
сокращение дебиторской задолженности;
снижение издержек производства;
продажу дочерних фирм и долей в уставных капиталах других предприятий;
продажу незавершенного строительства;
оптимизацию количества персонала;
продажу излишнего оборудования, материалов и складированных готовых изделий;
конверсию долгов путем преобразования краткосрочных задолженностей в долгосрочные ссуды или долгосрочные ипотеки;
внедрение прогрессивных технологий, автоматизации, механизации производства;
совершенствование организации труда;
проведение капитального ремонта, модернизации основных фондов, замена устаревшего оборудования, приобретение дополнительных основных фондов.
Дополнительные разделы бизнес-плана, обусловленные проблемой неплатежей:
1. Обеспечение достаточности денежных средств.
2. Процедуры экономии текущих затрат предприятия. 3. Реструктуризация кредиторской задолженности.
Обеспечение достаточности денежных средств.
Обеспечение достаточности денежных средств осуществляется путем планирования поступления денежных средств на предприятие. необходимых для финансирования текущих затрат и связанных с производством и реализацией продукции. Причиной возникновения кризисного состояния является расхождение между текущими расходами и реальными поступлениями денежных средств, начисленных за этот период. Приток денежных средств должен обеспечить покрытие текущих обязательств.
Анализ состояния денежных средств и наиболее срочных обязательств позволит определить направления по восстановлению платежеспособности предприятия.
Процедуры экономии текущих затрат предприятия. Анализ роста задолженности, связанный с недостаточностью денежных средств для покрытия текущих обязательств требует разработки процедур экономии текущих затрат предприятия с целью получения свободных денежных средств для погашения кредиторской задолженности, а значит - и улучшения коэффициента текущей ликвидности. Разработанные процедуры экономии текущих затрат позволят погасить задолженности по:
налогам;
коммунальным платежам;
заработной плате персонала.
Дополнительные разделы бизнес-плана, обусловленные проблемой неплатежей. Типовая структура бизнес-плана была принята в 1994 году. В тот момент кризис отечественных производителей еще не был таким глубоким и его причины не были изучены полностью. В настоящее время одной из главных проблем неплатежеспособности предприятий является недостаточность денежных средств, приводящая к возникновению просроченной кредиторской задолженности. Антикризисное управление в первую очередь должно быть связано с регулированием потоков денежных средств и затрат, формирующих кредиторскую задолженность. Отсюда возникла необходимость ввести дополнительные разделы в бизнес-планирование:
1.Обеспечение достаточности денежных средств.
2.Процедуры экономии текущих затрат предприятия.
3.Реструктуризация кредиторской задолженности.
Комплекс разработанных мероприятий входящих в дополнительный раздел бизнес-плана повышения конкурентных преимуществ и финансового оздоровления предприятия позволит решить проблемы напрямую связанные с осуществлением антикризисного менеджмента предприятия.
кого хозяйства.
Вопрос №54 Показатели неудовлетворительной структуры баланса организации.
Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетворительной, а предприятия – неплатежеспособным является выполнение одного из условий:
коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2;
коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.
Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности определяется по формуле Ктл (1) как отношение фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, готовой продукции, денежных средств, дебиторских задолженностей и прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса) к наиболее срочным обязательствам предприятия в виде краткосрочных кредитов банков, краткосрочных займов и различных кредиторских задолженностей (итог II раздела пассива баланса за вычетом строк 500, 510, 730, 735, 740).
, (1)
где IIА – итог раздела II актива баланса;
IIIА – итог раздела III актива баланса;
IIП – итог раздела II пассива баланса.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.
Коэффициент обеспечения собственными средствами определяется по формуле Косс (2) как отношение разности между объемами источников собственных средств (итог I раздела пассива баланса) и фактической стоимости находящихся в наличии у предприятия оборотных средств в виде производственных запасов, незавершенного производства, дебиторской задолженности в прочих оборотных активов (сумма итогов II и III разделов актива баланса).
,(2)
где: I П – итог раздела I пассива баланса;
I А – итог раздела I актива баланса;
II А – итог раздела II актива баланса;
III А – итог раздела III актива баланса.
Вопрос №55 Правила ведения кассовых операций
Кассовые операции ведет кассир – кассовый или иной работник. Со своими должностными правами и обязательствами кассир должен ознакомиться под роспись.
Кассовыми документами являются:
Приходный кассовый ордер (ПКО) предназначен для приема наличных денег организации и индивидуальным предпринимателем.
По ПКО также принимаются:
остаток наличных денег, полученных под отчет;
наличные деньги, сдаваемые уполномоченным представителем обособленного подразделения в порядке, определенном юридическим лицом.
Расходный кассовый ордер (РКО) служит для выдачи наличных денег под отчет на расходы, связанные с осуществлением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Выдача наличных денег в виде заработной платы, стипендий и др. выплат проводится по РКО, расчетно-платежным ведомостям, платежным ведомостям.
Для учета поступающих в кассу и выдаваемых из нее наличных денег ведут кассовую книгу.
Оформлять кассовые документы могут следующие лица: главный бухгалтер, бухгалтер и др. работник, определенный руководителем по согласованию с главным бухгалтером путем издания распорядительного документа; руководитель. Основанием для оформления кассовых документов служат: расчетно-платежные ведомости; платежные ведомости; заявление; счета др. документы.
Исправление в кассовых документах не допускается.
Кассовые документы подписывают:
приходный кассовый ордер – гл. бухгалтер и бухгалтер, а при их отсутствии – руководитель, кассир;
расходный кассовый ордер – руководитель, а также гл. бухгалтер, а при их отсутствии – руководитель, кассир.
Кассир должен иметь:
образцы подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы;
печать (штампы), совершающую (содержащий) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции.
Кассовые документы, кассовая книга, книга учета денежных средств могут оформляться двумя способами:
на бумажном носителе;
с применением технических средств предназначенных для обработки информации.
Вопрос №56 Понятие производительности труда. Основные показатели оценки уровня и динамики производительности труда.
Производительность труда – это показатель эффективности использования рабочей силы.
Рассчитывается:
как отношение выручки от реализации продукции (работ, услуг) к численности работников;
Либо:
как отношение выручки от реализации продукции (работ, услуг) к общему количеству человеко-часов, отработанных всеми работниками организации.
где Q – объем произведенной продукции за период;
r – среднесписочная численность работников за период.
Основные показатели производительности туда, рассчитываемые на предприятии, - это годовая (месячная), дневная, часовая производительность труда.
Дневная производительность труда – это количество продукции, произведенной одним работником за день (смену), за определенный период (год, месяц).
где Д – среднее количество дней, отработанных одним работником за определенный период (год, месяц).
Часовая производительность труда – это количество продукции, произведенной одним работником за 1 час в течении определенного периода.
где t – среднее количество часов, отработанное одним работником в течение рабочего дня за определенный период.
При наличии определенного исходного материала показатели производительности труда можно представить в ином виде.
где t – среднее количество часов, фактически отработанных одним работником в смену.
Годовую (месячную) производительность труда можно представить в следующем виде.
где Д – среднее количество дней (часов), фактически отработанных одним работником за период.
Или годовую производительность труда можно представить в виде другой формулы.
Существуют три основных способа измерения продукции и, соответственно, три основных показателя измерения производительности труда:
Натуральный показатель – (штуках, тоннах, килограммах, квадратных метрах…);
Стоимостной метод – (в рублях);
Трудовой метод – (нормо-часов).
Вопрос №57 Формы и системы оплаты труда. Заработная плата.
Оплата труда персонала – это вознаграждение за труд, получаемое работником и являющееся выражением стоимости данного сотрудника на рынке труда.
Оплата труда представляет собой периодический платеж, необходимый для воспроизводства рабочей силы, удовлетворения физических и духовных потребностей работника и его семьи.
Формы заработной платы характеризуют соотношения между затратами рабочего времени, производительностью труда работников и величиной их заработка.
Существуют две основных формы оплаты труда:
повременная, согласно которой величина заработка пропорциональна фактически отработанному времени. Однако факт нахождения сотрудника на рабочем месте не является основанием для начисления заработной платы, т.к. за фактически отработанное время должен быть выполнен определенный объем работ, установленный нормированным заданием;
сдельная, согласно которой заработок пропорционален количеству произведенной продукции. Заработная плата в данном случае определяется на основе расценок, устанавливаемых исходя из норм времени или норм выработки.
Вопрос №58 Составление и оформление организационно-распорядительных документов: штатное расписание, положение о структурном подразделении, должностная инструкция.
Штатное расписание. Это документ устанавливающий структуру, штатный состав и штат. Численность в соответствии с уставом или положением. Это документ содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладов, надбавок к ним и месячном фонде заработной платы.
Утверждается приказом руководителя, для оформления штатного расписания используется типовая унифицированная форма.
Положение о структурном подразделении организации. Организационно-правовой акт определяющий порядок формирования, задачи, обязанности, взаимоотношения между структурными подразделениями.
Составляется руководителем структурного подразделения и утверждается руководителем организации.
Должностная инструкция. Организационно-правовой документ устанавливает для работника конкретные должностные обязанности в соответствии с занимаемой должностью. На основании должностной инструкции составляется трудовой договор с работником.
Должностная инструкция может разрабатываться руководителем структурного подразделения, начальником отдела кадров, на основании тарифного квалификационного справочника и согласовывается с юрисконсультом, затем утверждается руководителем организации.
Также существует типовая должностная инструкция.
Структура текста должностной инструкции:
Общее положение;
Основные задачи и обязанности;
Права;
Ответственность;
Дополнительные условия.
Должностная инструкция доводится до сведения работника под расписку (виза ознакомления).
На первых заместителей руководителя организации должностная инструкция не составляется, а обязанности распределяются приказом руководителя.
Вопрос № 59 Документированное движение персонала (прием, увольнение, перевод, отпуск, командировки).
Приём. Шаги по оформлению работника на работу.
1. Заявление о приема на работу (не является обязательным);
2. Ознакомление работника с локальными нормативными актами. Работодатель обязан ознакомить работника под роспись с должностной инструкцией, правилами внутреннего трудового распорядка…;
3. Заключение с работником трудового договора;
4. Регистрация трудового договора (в книге (журнале) регистрации трудовых договоров);
5. Вручение работнику его экземпляра трудового договора;
6. Издание приказа (распоряжения) о приеме на работу;
7. Регистрация приказа (распоряжение) о приеме работника на работу (в журнале регистрации приказов (распоряжений));
8. Ознакомление работников с приказом (распоряжением) о приеме на работу под роспись;
9. Внесение записи о приеме на работу в трудовую книжку;
10. Внесение сведений в Книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним и Приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек и вкладышей к ним;
11. Оформление личной карточки на работника;
12. Оформление личного дела работника (не является обязательным);
13. Сообщение выбывшему работодателю о заключении трудового договора с работником, если принятый работник является бывшим государственным служащим или бывшим муниципальным служащим.
Увольнение – это прекращение трудового договора между работодателем и работником. Основания прекращение трудового договора изложены в Главе 13 Трудового кодекса РФ. К ним относятся: 1. Соглашение сторон; 2. Истечение срока трудового договора; 3. Расторжение трудового договора по инициативе работника; 4. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 71 и ст. 81 Трудового кодекса РФ); 5. Перевод работника по его просьбе или с его согласия на работу к другому работодателю или переход на выбранную работу (должность).
Общий порядок оформления трудового договора: Прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет.
Перевод. В соотв. со ст. 72 Трудового кодекса РФ перевод на другую работу – это постоянное или временное изменение трудовой функции работника и/или его структурного подразделения, если оно было указано в договоре, а также перевод сотрудника в другую местность вместе с работодателем.
Перевод может быть сделан внутри организации (с одной должности на другую у того же работодателя) или в другую местность вместе с работодателем.
Документы для перевода: письменное согласие работника; дополнительное соглашение к трудовому договору об изменении места работы; приказ о переводе в другое структурное подразделение.
Отпуск. Ст. 114 Трудового кодекса. Работникам должны предоставляться ежегодные оплачиваемые отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
Виды отпусков: ежегодный; без сохранения заработной платы; по беременности и родам; дополнительный отпуск рабочим и служащим занятых на работах с вредными условиями труда; дополнительный отпуск работникам с ненормированным рабочим днем; отпуск в связи с обучением.
Порядок оформления отпусков. После поступления заявления от работника и соответствующей справки, подтверждающей основание отпуска (в случае необходимости) оформляется первичная учетная документация. 1. Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска работнику (формат № Т-6); 2. Записка – расчет о предоставлении отпуска работнику (формат № Т-60); 3. Оформленный приказ передается в бухгалтерию в срок, определенный графиком документооборота организации и на его основании производится расчет причитающегося работнику среднего заработка за отпуск, который оформляется на бланке формы № Т-60.
Командировки. Согласно ст. 116 Трудового кодекса Служебная командировка – это поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Направляет работников в командировку администрация. Первый документ, который оформляется, является служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении. Форма документа № Т-10а. Подписывается и утверждается руководителем и передается в кадровую службу для издания приказа. Форма приказа № Т-9а на одного работника. На основании приказа в направлении работника в командировку составляется третий документ - командировочное удостоверение по форме № Т-10. После возвращения из командировки работник заполняет вторую часть документа «служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении». Составляется краткий отчет о выполненной работе. Затем составляется авансовый отчет с приложением документов, подтверждающих произведенные расходы, и сдает его в бухгалтерию вместе с командировочным удостоверением и служебным заданием.
- 1. Управленческий контроль как одна из функций управления. Формы контроля реализации решения. Формы и функции управленческого контроля.
- 2.Стили управления. Достоинства и недостатки различных стилей управления.
- 3.Модель и метод. Моделирование и его роль в принятии управленческого решения. Основные проблемы моделирования.
- 4.Критерии принятия решений в условиях неопределенности.
- 5.Сущность и задачи процесса принятия решений.
- 6.Характеристика различных типов организационных структур.
- 7.Типология организационных культур и динамика развития организации.
- 8.Поведение в малых профессиональных группах. Особенности взаимодействия человека и группы.
- 9.Вклад различных направлений научных школ в науку и практику управления.
- 10.Понятие системы и системного подхода.
- 11.Открытые и закрытые системы. Место и роль обратной связи в открытых системах.
- 12. Использование экспертных оценок в системном анализе.
- 13. Распределение прав и полномочий в менеджменте.
- 14.Организационно-правовые формы хозяйствования и их характеристика. Методы изменения форм собственности и сущность.
- 15. Формирование миссии и стратегических целей организации.
- 16.Цели и задачи стратегического менеджмента.
- 17.Тактические и стратегические мероприятия по выходу предприятия из кризиса.
- 18.Классификации и типы стратегий.
- 19. Графическое моделирование в стратегическом управлении. Построение дерева целей организации.
- 20.Использование свот-анализа в стратегическом менеджменте.
- 21.Маркетинговые стратегии для организации сферы услуг Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях.
- 22.Государственный механизм поддержки научной и инновационной деятельности.
- 23.Способы и методы стимулирования инновационной деятельности на уровне предприятия.
- 24.Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения.
- 25.Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
- 26. Эластичность спроса и предложения.
- 27.Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях.
- 28.Особенности управления рисками, связанными с внешнеэкономической деятельностью.
- 29. Валовой внутренний продукт (ввп). Валовой национальный продукт (внп). Национальный доход (нд). Номинальный и реальный ввп (внп). Дефлятор ввп (внп).
- 30.Структура цены. Методы ценообразования.
- Раздел I Внеоборотные активы
- Раздел II Оборотные активы
- Раздел I Капитал и резервы
- Раздел II Долгосрочные обязательства.
- Раздел III Краткосрочные обязательства.
- 47. Состав платежей и налогов, используемых в регулировании вэд, их целевое назначение.
- 1.1. Характеристика таможенной пошлины.
- 1. 2. Особенности взимания налога на добавленную стоимость
- 1. 4. Порядок взимания таможенных сборов
- 2. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей.
- 53. Критерии успешного завершения процедуры оздоровления предприятия-банкрота.
- Глава 2. Финансовое оздоровление предприятий.
- 60. Требования к оформлению документов. Оперативное хранение. Передача дел в архив.
- 61. Квалификация сотрудников, формы ее повышения. Факторы, влияющие на потребность фирмы в развитии персонала.
- 62. Должностные инструкции объектов организаторской деятельности компании
- 63. Отбор и подбор кадров. Методы, используемые фирмой для привлечения кандидатов. Поиск кандидатов внутри организации.
- 64.Принципы обеспечения качества. Частные и общие факторы качества.
- 65.Качество и конкурентоспособность продукции: оценка и пути повышения.
- 66.Японская концепция четырех условий качества.
- 67. Особенности стратегического управления в страховом бизнесе
- 68. Особенности оперативного управления в страховом бизнесе
- 69. Сущность программно-целевого подхода к управлению в страховом бизнесе
- 70. Правила построения дерева целей
- 71. Правила построения дерева функций
- 72. Основные требования к кадрам в страховом бизнесе
- 74. Корпоративные нормы в страховом бизнесе
- 75. Методы подбора кадров в страховом бизнесе
- 76. Методы расстановки кадров в страховом бизнесе
- 78. Сущность и особенности диверсификации деятельности страховой организации
- 79. Анализ структуры страхового портфеля страховой организации
- 80. Формирование прибыли страховой организации
- 82. Особенности страхования имущества физических и юридических лиц
- 84. Методы определения ущерба и страхового возмещения.
- 85. Страхование грузов на территории Российской Федерации.
- 86. Особенности страхования валютных рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 87 Особенности страхования валютных рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 88. Имущественные виды страхования во внешнеэкономических отношениях.
- 89. Страхование как необходимый элемент туристической деятельности.
- 90. Виды страхования в туризме.
- 91. Субъекты оказания страховых услуг туристам.
- 92. Особенности страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 93. Формы организации страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 94. Договор страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 95. Страхование неотложной помощи.
- 96. Современные сервисные компании.
- 97. Имущественное страхование туристов.
- 98. Источники финансирования добровольного медицинского страхования. Варианты оплаты страхового случая.
- 99. Виды сертификации, установленные в Законе рф «о сертификации туристской деятельности». Цели сертификации и порядок проведения.
- 100. Особенности страхования международной торговли.
- 101. Специфические черты страховой организации как объекта управления.
- 102. Страховая премия, форма и порядок ее уплаты. Франшиза.
- 103. Организация имущественного страхования.
- 104. Характеристика конфликтов в страховом бизнесе и способы их урегулирования.
- 105. Страхование профессиональной ответственности.
- 106. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 107. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами.
- 108. Права и обязанности граждан в системе обязательного медицинского страхования
- 109. Страхование финансовых рисков внешнеэкономической деятельности
- 110. Страхование международных кредитных отношений
- 111. Особенности страхования кредитов
- 112. Формы страхования кредитных рисков
- 113. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности отечественными страховыми компаниями.
- 114. Особенности внутренних предпринимательских рисков
- 115. Характеристика микро- и макросреды страховой организации.
- 116. Коммуникации и переговоры в страховом бизнесе. Функции делового общения.