79. Анализ структуры страхового портфеля страховой организации
Страховой портфель представляет собой совокупность заключенных договоров страхования, характеризующихся определенной страховой суммой. Он по сути является отражением обязательств страховщика перед страхователями.
Создание устойчивого, стабилизированного страхового портфеля является одной из важнейших целей страховой компании. Степень ответственности страховщика по принятым на себя договорам страхования должна соответствовать его финансовым возможностям. Для обеспечения финансовой устойчивости своей деятельности наиболее целесообразным является создание страхового портфеля с большим числом страховых договоров с невысокой степенью ответственности. Выплата страхового возмещения по договорам страхования не должна отражаться на финансовом положении страховщика, т. е. требовать полного изъятия средств страховых резервов и собственного капитала.
Количество заключенных страховщиком договоров страхования также не свидетельствует об устойчивом финансовом положении. Значительное число клиентов (которого несложно достичь, например, предложив более низкие тарифы по сравнению со страховщиками, предлагающими аналогичные продукты) еще не является показателем надежности компании. Большой страховой портфель еще и означает высокую сумму обязательств, а низкие страховые тарифы могут привести к тому, что собранных средств впоследствии может не хватить для выплат страхователям по договорам.
Вместе с тем большая сумма обязательств может означать, что страховщик с целью получения дополнительных средств будет инвестировать временно свободные средства в рискованные объекты вложений. Кроме того, если страховщик в основном осуществляет краткосрочное страхование, то к его инвестициям предъявляется дополнительное требование — высокая ликвидность вложений. При необходимости страховщик должен иметь возможность за короткое время реализовать активы для выполнения своих обязательств перед страхователями.
Качество страхового портфеля — один из показателей, который нельзя игнорировать при оценке финансовых возможностей страховщика. Можно выделить следующие характеристики страхового портфеля:
величину, которая отражает число заключенных договоров страхования и их общую страховую сумму;
однородность страховых сумм и рисков. Следует учитывать, что разнородность рисков при небольшой величине страхового портфеля может привести к непредсказуемости результатов из-за невозможности использования в расчетах статистических закономерностей, на основании которых и осуществляются актуарные расчеты. Причиной финансовой неустойчивости также может стать принятие страховщиком на себя большого числа однородных рисков на ограниченном страховом поле;
равновесие, которое подразумевает устойчивое соотношение между количеством заканчивающихся договоров страхования и вновь заключенных. В идеале новые договора должны полностью компенсировать заканчивающиеся, при этом соблюдается равновесие между страховыми суммами по ним и величинами рисков;
стабильность, являющаяся показателем количества договоров, которые будут оплачены до конца срока страхования.
Анализ качества страхового портфеля целесообразно производить для того, чтобы страховщик мог реально оценить свои финансовые возможности и в случае необходимости подкорректировать его структуру при помощи перестрахования.
Рациональное формирование портфеля с позиций временного распределения риска является одной из сложнейших задач для страховщика, так как временное распределение риска происходит по-разному в зависимости от вида страхования.
Для того чтобы оградить себя от финансовых затруднений, страховые компании прибегают к помощи перестраховщиков. Страховщик определяет лимит собственного удержания для определенных групп рисков в соответствии со своими финансовыми возможностями. Органами страхового надзора установлена максимальная величина собственного удержания в размере, не превышающем 10% собственных средств страховщика. Часть риска, превышающую собственное удержание, страховая компания обязана передать в перестрахование.
Для российского страхового рынка все еще характерен недостаточный уровень собственных средств у страховщиков, а следовательно, и размер средств, которые могут оставаться на собственном удержании.
Передача части рисков в перестрахование позволяет страховой организации сократить размер запасных фондов, что особенно актуально для страховщиков, которые только начали свою деятельность и не обладают достаточным собственным капиталом. В этом случае применение перестрахования обеспечивает финансовую устойчивость страховых операций при меньших запасных фондах.
При принятии на себя большого числа одинаковых мелких рисков страховая компания может оказаться в ситуации, когда при чрезвычайных обстоятельствах все эти риски реализуются одновременно, т. е. происходит их кумуляция. Мелкие риски превращаются в один очень крупный, что приводит к крупным убыткам. В страховой практике кумуляция зачастую становится причиной банкротства страховщика, требуя для покрытия расходов не только использования всех страховых резервов, но и собственного капитала.
Передача части рисков в перестрахование позволяет решить ряд проблем, а именно:
возместить ущерб по единичному или одному очень крупному риску или ущерб, возникший по причине наступления катастрофического случая (например, эпидемия). В случае эпидемии происходит кумуляция риска, что само по себе чрезвычайно опасно для финансов страховщика, так как сильно увеличивает его издержки;
стабилизировать результаты деятельности страховщика за продолжительный период, в случае неблагоприятных результатов по всему страховому портфелю в течение всего года;
расширить страховщику масштаб своей деятельности и повысить конкурентоспособность на рынке медицинского страхования;
принять страховщиком на себя большего числа рисков с целью формирования сбалансированного страхового портфеля;
обеспечить защиту собственных активов страховщика в случае неблагоприятных обстоятельств.
Однако при передаче рисков в перестрахование страховая организация должна оценить экономическую эффективность данного решения.
В первую очередь необходимо учитывать то, что операции по перестрахованию осуществляются за плату в виде комиссии. Размер комиссии и доля ответственности перестраховщика должны быть адекватны.
Важным является и определение страховщиком оптимальной доли собственного удержания. Здесь необходимо учитывать и реальные собственные финансовые возможности, и возможный доход от операции. Завышенный лимит собственного удержания приводит к финансовой неустойчивости страховщика. А заниженный — к тому, что операция будет бесприбыльной.
- 1. Управленческий контроль как одна из функций управления. Формы контроля реализации решения. Формы и функции управленческого контроля.
- 2.Стили управления. Достоинства и недостатки различных стилей управления.
- 3.Модель и метод. Моделирование и его роль в принятии управленческого решения. Основные проблемы моделирования.
- 4.Критерии принятия решений в условиях неопределенности.
- 5.Сущность и задачи процесса принятия решений.
- 6.Характеристика различных типов организационных структур.
- 7.Типология организационных культур и динамика развития организации.
- 8.Поведение в малых профессиональных группах. Особенности взаимодействия человека и группы.
- 9.Вклад различных направлений научных школ в науку и практику управления.
- 10.Понятие системы и системного подхода.
- 11.Открытые и закрытые системы. Место и роль обратной связи в открытых системах.
- 12. Использование экспертных оценок в системном анализе.
- 13. Распределение прав и полномочий в менеджменте.
- 14.Организационно-правовые формы хозяйствования и их характеристика. Методы изменения форм собственности и сущность.
- 15. Формирование миссии и стратегических целей организации.
- 16.Цели и задачи стратегического менеджмента.
- 17.Тактические и стратегические мероприятия по выходу предприятия из кризиса.
- 18.Классификации и типы стратегий.
- 19. Графическое моделирование в стратегическом управлении. Построение дерева целей организации.
- 20.Использование свот-анализа в стратегическом менеджменте.
- 21.Маркетинговые стратегии для организации сферы услуг Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях.
- 22.Государственный механизм поддержки научной и инновационной деятельности.
- 23.Способы и методы стимулирования инновационной деятельности на уровне предприятия.
- 24.Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения.
- 25.Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
- 26. Эластичность спроса и предложения.
- 27.Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях.
- 28.Особенности управления рисками, связанными с внешнеэкономической деятельностью.
- 29. Валовой внутренний продукт (ввп). Валовой национальный продукт (внп). Национальный доход (нд). Номинальный и реальный ввп (внп). Дефлятор ввп (внп).
- 30.Структура цены. Методы ценообразования.
- Раздел I Внеоборотные активы
- Раздел II Оборотные активы
- Раздел I Капитал и резервы
- Раздел II Долгосрочные обязательства.
- Раздел III Краткосрочные обязательства.
- 47. Состав платежей и налогов, используемых в регулировании вэд, их целевое назначение.
- 1.1. Характеристика таможенной пошлины.
- 1. 2. Особенности взимания налога на добавленную стоимость
- 1. 4. Порядок взимания таможенных сборов
- 2. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей.
- 53. Критерии успешного завершения процедуры оздоровления предприятия-банкрота.
- Глава 2. Финансовое оздоровление предприятий.
- 60. Требования к оформлению документов. Оперативное хранение. Передача дел в архив.
- 61. Квалификация сотрудников, формы ее повышения. Факторы, влияющие на потребность фирмы в развитии персонала.
- 62. Должностные инструкции объектов организаторской деятельности компании
- 63. Отбор и подбор кадров. Методы, используемые фирмой для привлечения кандидатов. Поиск кандидатов внутри организации.
- 64.Принципы обеспечения качества. Частные и общие факторы качества.
- 65.Качество и конкурентоспособность продукции: оценка и пути повышения.
- 66.Японская концепция четырех условий качества.
- 67. Особенности стратегического управления в страховом бизнесе
- 68. Особенности оперативного управления в страховом бизнесе
- 69. Сущность программно-целевого подхода к управлению в страховом бизнесе
- 70. Правила построения дерева целей
- 71. Правила построения дерева функций
- 72. Основные требования к кадрам в страховом бизнесе
- 74. Корпоративные нормы в страховом бизнесе
- 75. Методы подбора кадров в страховом бизнесе
- 76. Методы расстановки кадров в страховом бизнесе
- 78. Сущность и особенности диверсификации деятельности страховой организации
- 79. Анализ структуры страхового портфеля страховой организации
- 80. Формирование прибыли страховой организации
- 82. Особенности страхования имущества физических и юридических лиц
- 84. Методы определения ущерба и страхового возмещения.
- 85. Страхование грузов на территории Российской Федерации.
- 86. Особенности страхования валютных рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 87 Особенности страхования валютных рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 88. Имущественные виды страхования во внешнеэкономических отношениях.
- 89. Страхование как необходимый элемент туристической деятельности.
- 90. Виды страхования в туризме.
- 91. Субъекты оказания страховых услуг туристам.
- 92. Особенности страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 93. Формы организации страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 94. Договор страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 95. Страхование неотложной помощи.
- 96. Современные сервисные компании.
- 97. Имущественное страхование туристов.
- 98. Источники финансирования добровольного медицинского страхования. Варианты оплаты страхового случая.
- 99. Виды сертификации, установленные в Законе рф «о сертификации туристской деятельности». Цели сертификации и порядок проведения.
- 100. Особенности страхования международной торговли.
- 101. Специфические черты страховой организации как объекта управления.
- 102. Страховая премия, форма и порядок ее уплаты. Франшиза.
- 103. Организация имущественного страхования.
- 104. Характеристика конфликтов в страховом бизнесе и способы их урегулирования.
- 105. Страхование профессиональной ответственности.
- 106. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 107. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами.
- 108. Права и обязанности граждан в системе обязательного медицинского страхования
- 109. Страхование финансовых рисков внешнеэкономической деятельности
- 110. Страхование международных кредитных отношений
- 111. Особенности страхования кредитов
- 112. Формы страхования кредитных рисков
- 113. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности отечественными страховыми компаниями.
- 114. Особенности внутренних предпринимательских рисков
- 115. Характеристика микро- и макросреды страховой организации.
- 116. Коммуникации и переговоры в страховом бизнесе. Функции делового общения.