23.Способы и методы стимулирования инновационной деятельности на уровне предприятия.
Инновационная деятельность является основой выживания российских промышленных предприятий в современных условиях. Освоение выпуска новых видов продукции, создание более совершенной системы маркетинга и сбыта продукции, освоение новых инструментов финансирования деятельности предприятия и внедрение новых методов стимулирования персонала - все эти действия являются абсолютно необходимыми для поддержания уровня конкурентоспособности промышленного предприятия.
Соответственно, руководство инновационной деятельностью должно быть важнейшей частью функций руководства предприятия.
Основой построения организационных структур российских промышленных предприятий была линейно-функциональная структура, с выделением руководства отдельными функциями (производство, НИОКР, снабжение, сбыт, кадры, ПЭО и бухгалтерия) С повышением интенсивности инновационных процессов (особенно в сфере сбыта и экономической работы) значительной проблемой выступила слабая координация между отдельными функциями управления, и, как следствие, снижение эффективности инновационной деятельности. Отечественными предприятиями накоплен определенный позитивный опыт объединения функций руководителей в нескольких вариантах.
Вариант 1. Объединение функций технического руководства и управления производством.
Данный вариант наиболее применим для ситуаций выбора стратегии "ниши", когда предприятие ориентируется на выполнении специализированных заказов. Сферы распространения данной стратегии - инструментальное производство, производство специализированного оборудования и программного обеспечения. Основное внимание технологической деятельности фирмы направлено на улучшение продуктов в соответствии со спецификациями и требованиями "продвинутых" пользователей. Соответственно, вся сфера технологической подготовки производства и реализации проектов закреплена за одним лицом - Техническим директором, совмещающим функции Главного инженера и Зам. Директора по производству. Основные достоинства данной схемы:
быстрая оценка технической реализуемости нововведения еще на стадии переговоров с потенциальным заказчиком;
повышение "веса" и значимости технического отдела при формулировании проектов, соответственно, более полный учет требований заказчика при производстве;
постоянное развитие технологических компетенций фирмы.
Основные недостатки данной схемы:
не применима на крупных предприятиях с массовым производством, так как создает избыточную нагрузку на Технического директора;
требует особо четкого разделения сферы ответственности и полномочий между Техническим директором и Генеральным Директором по отношению к поиску, оценке и приему новых заказов.
Вариант 2. Объединений функций управления производством и коммерческой работы.
Данный вариант нашел свое успешное воплощение на ряде предприятий, производящих товары потребления, ориентированных на реализацию стратегии "имитации", то есть копирования и освоения продуктовых нововведений. Основной стратегической задачей менеджмента в данном случае выступает быстрая модернизация (обновление) ассортимента выпускаемой продукции, не выходя за рамки приемлемых издержек, то есть минимизируя затраты на переналадку производства и перестройку системы сбыта. Соответственно, вся сфера текущей коммерческой работы (снабжение и сбыт) и текущего регулирования производства становится компетенцией одного руководителя - Директора по производству и коммерции.
Основные достоинства данной схемы:
повышение "веса" службы маркетинга и сбыта, быстрое оповещение руководства предприятия о смене ассортимента у конкурентов;
отсутствие коммуникационных барьеров для быстрого освоения производства новых продуктов.
Основные недостатки данной схемы:
сосредоточение внимания на мелких продуктовых инновациях,
постоянное отставание от рыночных лидеров по уровню технологии.
Вариант 3. Объединение функций технического руководства и коммерческой работы.
Данный вариант является логическим следствие развития структур высокотехнологических предприятий в нынешних условиях. Смысл данного варианта - расширение функций Генерального конструктора (Главного инженера) в сторону управления маркетингом.
Основные достоинства данной схемы:
ускоренное развитие "связанных" продуктов и;
коммерциализация достижений фундаментальной и прикладной науки.
Основные недостатки данной схемы:
"подавленность" производственных подразделений фирмы и развитие опытного производства в ущерб основному производству;
необходимость создания "противовесов" в лице высокопоставленного руководителя финансами для сдерживания расходов на НИОКР.
В целом, потенциал экспериментирования с объединением отдельных функциональных областей в единую сферу ответственности довольно значителен.
Основные варианты организации инновационной деятельности промышленной фирмы.
Российскими предприятиями накоплен успешный опыт организации инновационной деятельности по следующим уровням:
cоздание комитетов по инновационным проектам;
целевые группы;
внутренние инновационные проекты;
создание системы внутренних венчурных проектов
создание внутренних венчурных подразделений;
выделение самостоятельных предприятий для реализации инновационных проектов;
инновационные консорциумы.
- 1. Управленческий контроль как одна из функций управления. Формы контроля реализации решения. Формы и функции управленческого контроля.
- 2.Стили управления. Достоинства и недостатки различных стилей управления.
- 3.Модель и метод. Моделирование и его роль в принятии управленческого решения. Основные проблемы моделирования.
- 4.Критерии принятия решений в условиях неопределенности.
- 5.Сущность и задачи процесса принятия решений.
- 6.Характеристика различных типов организационных структур.
- 7.Типология организационных культур и динамика развития организации.
- 8.Поведение в малых профессиональных группах. Особенности взаимодействия человека и группы.
- 9.Вклад различных направлений научных школ в науку и практику управления.
- 10.Понятие системы и системного подхода.
- 11.Открытые и закрытые системы. Место и роль обратной связи в открытых системах.
- 12. Использование экспертных оценок в системном анализе.
- 13. Распределение прав и полномочий в менеджменте.
- 14.Организационно-правовые формы хозяйствования и их характеристика. Методы изменения форм собственности и сущность.
- 15. Формирование миссии и стратегических целей организации.
- 16.Цели и задачи стратегического менеджмента.
- 17.Тактические и стратегические мероприятия по выходу предприятия из кризиса.
- 18.Классификации и типы стратегий.
- 19. Графическое моделирование в стратегическом управлении. Построение дерева целей организации.
- 20.Использование свот-анализа в стратегическом менеджменте.
- 21.Маркетинговые стратегии для организации сферы услуг Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях.
- 22.Государственный механизм поддержки научной и инновационной деятельности.
- 23.Способы и методы стимулирования инновационной деятельности на уровне предприятия.
- 24.Понятие рыночного, технологического и стратегического риска освоения нововведения.
- 25.Рыночный механизм как взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка: спроса, предложения и цены. Конъюнктура рынка.
- 26. Эластичность спроса и предложения.
- 27.Жизненный цикл товара. Особенности ценообразования на различных стадиях.
- 28.Особенности управления рисками, связанными с внешнеэкономической деятельностью.
- 29. Валовой внутренний продукт (ввп). Валовой национальный продукт (внп). Национальный доход (нд). Номинальный и реальный ввп (внп). Дефлятор ввп (внп).
- 30.Структура цены. Методы ценообразования.
- Раздел I Внеоборотные активы
- Раздел II Оборотные активы
- Раздел I Капитал и резервы
- Раздел II Долгосрочные обязательства.
- Раздел III Краткосрочные обязательства.
- 47. Состав платежей и налогов, используемых в регулировании вэд, их целевое назначение.
- 1.1. Характеристика таможенной пошлины.
- 1. 2. Особенности взимания налога на добавленную стоимость
- 1. 4. Порядок взимания таможенных сборов
- 2. Порядок исчисления и уплаты таможенных платежей.
- 53. Критерии успешного завершения процедуры оздоровления предприятия-банкрота.
- Глава 2. Финансовое оздоровление предприятий.
- 60. Требования к оформлению документов. Оперативное хранение. Передача дел в архив.
- 61. Квалификация сотрудников, формы ее повышения. Факторы, влияющие на потребность фирмы в развитии персонала.
- 62. Должностные инструкции объектов организаторской деятельности компании
- 63. Отбор и подбор кадров. Методы, используемые фирмой для привлечения кандидатов. Поиск кандидатов внутри организации.
- 64.Принципы обеспечения качества. Частные и общие факторы качества.
- 65.Качество и конкурентоспособность продукции: оценка и пути повышения.
- 66.Японская концепция четырех условий качества.
- 67. Особенности стратегического управления в страховом бизнесе
- 68. Особенности оперативного управления в страховом бизнесе
- 69. Сущность программно-целевого подхода к управлению в страховом бизнесе
- 70. Правила построения дерева целей
- 71. Правила построения дерева функций
- 72. Основные требования к кадрам в страховом бизнесе
- 74. Корпоративные нормы в страховом бизнесе
- 75. Методы подбора кадров в страховом бизнесе
- 76. Методы расстановки кадров в страховом бизнесе
- 78. Сущность и особенности диверсификации деятельности страховой организации
- 79. Анализ структуры страхового портфеля страховой организации
- 80. Формирование прибыли страховой организации
- 82. Особенности страхования имущества физических и юридических лиц
- 84. Методы определения ущерба и страхового возмещения.
- 85. Страхование грузов на территории Российской Федерации.
- 86. Особенности страхования валютных рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 87 Особенности страхования валютных рисков во внешнеэкономической деятельности.
- 88. Имущественные виды страхования во внешнеэкономических отношениях.
- 89. Страхование как необходимый элемент туристической деятельности.
- 90. Виды страхования в туризме.
- 91. Субъекты оказания страховых услуг туристам.
- 92. Особенности страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 93. Формы организации страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 94. Договор страхования граждан, выезжающих за рубеж.
- 95. Страхование неотложной помощи.
- 96. Современные сервисные компании.
- 97. Имущественное страхование туристов.
- 98. Источники финансирования добровольного медицинского страхования. Варианты оплаты страхового случая.
- 99. Виды сертификации, установленные в Законе рф «о сертификации туристской деятельности». Цели сертификации и порядок проведения.
- 100. Особенности страхования международной торговли.
- 101. Специфические черты страховой организации как объекта управления.
- 102. Страховая премия, форма и порядок ее уплаты. Франшиза.
- 103. Организация имущественного страхования.
- 104. Характеристика конфликтов в страховом бизнесе и способы их урегулирования.
- 105. Страхование профессиональной ответственности.
- 106. Страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
- 107. Страхование гражданской ответственности авиаперевозчиков перед третьими лицами.
- 108. Права и обязанности граждан в системе обязательного медицинского страхования
- 109. Страхование финансовых рисков внешнеэкономической деятельности
- 110. Страхование международных кредитных отношений
- 111. Особенности страхования кредитов
- 112. Формы страхования кредитных рисков
- 113. Страхование рисков внешнеэкономической деятельности отечественными страховыми компаниями.
- 114. Особенности внутренних предпринимательских рисков
- 115. Характеристика микро- и макросреды страховой организации.
- 116. Коммуникации и переговоры в страховом бизнесе. Функции делового общения.