2.1. Системный подход.
В современном XXI веке этот подход незаменим. Он позволяет повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Но его главный недостаток – это сложность, из-за чего его редко используют. Системный подход является философией управления, способ выживания на рынке. С помощью его методов организация или фирма рассматривается как целостная система, направленная на достижение единой цели.
Поэтому в рамках этого подхода система (фирма) состоит из двух составляющих:
1. Первично-внешнее окружение, которое включает вход и выход из системы, связь с внешней средой и обратную связь.
2. Вторично-внутренняя структура – совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающих процесс воздействия субъекта управления на объект. Внутренняя структура состоит из пяти подсистем: научное обоснование системы; целевая подсистема; обеспечивающая подсистема; управляемая подсистема; управляющая подсистема.
По структуре все системы друг от друга не отличаются, а содержание у каждой системы свое. Структура системы управления организацией, ориентированной на конкурентоспособность фирмы представлена на Рисунке 1.
Рис. 1. Структура системы управления организацией.
К внешнему окружению организации относятся «вход», «выход», связи с внешней средой и обратная связь.
Внутренняя структура системы состоит из пяти подсистем, нумерация которых установлена исходя из очередности их анализа (применения, формулирования). Например, качество применяемых решений по любому вопросу определяется количеством и глубиной анализа механизмов действия экономических законов и законов организации, соблюдения научных подходов и принципов, применения современных методов и моделей. При решении любого вопроса по любой подсистеме приходится нередко обосновывать процесс принятия решений. Поэтому первая подсистема «Научное обоснование системы» расположена в центре организации, является первичной и связана со всеми подсистемами.
К «входу» системы относится всё, что получает организация для разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности: методические документы, финансовые, трудовые, материальные, информационные и другие виды ресурсов. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» системы путем проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков. Если «вход» будет неконкурентоспособным, то при любом уровне процесса по переработке «входа» в «выход» параметры «выхода» системы тоже будут неконкурентоспособными. Допустим, организация обладает высоко-квалифицированными кадрами, прогрессивной технологией, новейшим оборудованием, отлаженной системой управления. Однако, отдельные виды комплектующих изделий, получаемых организацией по кооперации, из-за низкой квалификации маркетологов по показателям качества (прежде всего, безотказности) неконкурентоспособны, не отвечают требованиям потребителей. Другими словами, если «вход» системы оценивается на удовлетворительно, а процесс – на отлично, тогда и выход системы будет удовлетворительным, неконкурентоспособным. Отсюда вывод: сначала обеспечить конкуренто-способный «вход», потом – конкурентоспособный процесс, тогда и «выход» системы будет конкурентоспособным.
На «входе» структуры системы управления организацией, ориентированной на конкурентоспособность будет стратегия повышения конкурентоспособности организации.
Основными условиями обеспечения потенциальной конкурентоспособности «выхода» являются:
1. Высокое качество стратегических маркетинговых исследований и обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих товаров, услуг, новшеств.
2. Обеспечение конкурентоспособных параметров «входа» системы в процессе её функционирования.
3. Обеспечение конкурентоспособных параметров процесса в системе.
4. Изучение коньюктуры рынка, применение эффективных стратегий рекламы товара, каналов его распространения (сбыта), сервисного обслуживания и других инструментов рыночного механизма
Чтобы проанализировать внутреннюю и внешнюю среду предприятия применяют SWOT – матрицу, позволяющей выявить возможные направления развития организации, и развитие функциональных областей. Обеспечение уровня конкурентоспособности дает возможность избежать кризиса. Заметим, что SWOT-анализ учитывает исключительно крайности, что вытекает из его названия. SWOT, как известно, - это аббревиатура английских слов: Strengths - сильные стороны; Weaknesses - слабые стороны; Opportunities - возможности; Threats - угрозы.
Для всестороннего изучения структуры организации, связей ее с внешней средой, для выявления ее сильных и слабых сторон, возможностей и опасностей в рамках системного подхода применяют системный анализ.
Этапы системного анализа:
1. Формулирование целей предприятия. На этом этапе определяется миссия фирмы, как экономического субъекта, ее возможности и необходимые для осуществления этих возможностей ресурсы. Следует учитывать, что число компонентов фирмы (подразделений, сотрудников, отделов) должно быть минимальным, но достаточным для выполнения главной цели фирмы.
2. Прогнозирование параметров рынка потребителей и тенденции их развития на год выхода на рынок со своим товаром.
3. Прогнозирование параметров внешней среды (глобальной системы, макросреды и т.д.) и тенденции их развития на год.
4. Прогнозирование параметров рынка поставщиков и тенденции их развития на год (вход организации на рынок).
5. Разработка предложений по формированию стратегии развития отдельных направлений в фирме, самой фирмы и в структуре процессов фирмы.
Для разработки бизнес-плана своей компании необходимо учитывать все шаги системного анализа. Он помогает определить не только будущее фирмы, но и вовремя заметить изменения в системе, зная это можно легко сориентироваться.
Координацию между компонентами системы выполняют информационные и документальные потоки. Для принятия и выполнения управленческого решения информация должна быть необходимого объема и качества, в нужном месте и в нужное время. Благодаря выполнению условия времени и места, компоненты фирмы могут быть мобильными и конкурентоспособными.
После того, как фирма определяется с целью своей деятельности и поэтапно строит структуру своей организации, следует учитывать и вмешательство в эту систему конкурентов. Для того чтобы эффективно управлять собственной конкурентной позицией необходимо проводить анализ деятельности конкурентов. Целями такого анализа являются:
1. Выявление существующих и возможных товаров-конкурентов.
2. Определение настоящих, потенциальных конкурентов-производителей этих товаров.
3. Исследование сильных и слабых сторон всех конкурирующих товаров.
4. Разработки прогнозов вероятной стратегии конкурентов.
В итоге анализа фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют именно так, а не иначе, и выработать собственную реакцию (табл. 1).
Таблица 1
Варианты реакции на действия конкурентов.
Возможная реакция | Область применения |
Сдержанная реакция | -при уверенности в своих клиентах -при завершении деятельности на данном рынке -при дефиците средств реагирования |
Избирательная реакция | Выборочная ответная реакция на поведение конкурентов (например, реакция на снижение цен, но безразличие на увеличение активности конкурентов в рекламной деятельности); позволяет вести конкурентную борьбу на нескольких направлениях и рынках одновременно. |
Малопредсказуемая реакция
| Ответная реакция не связана прямо с экономическим положением и конкретной ситуацией у конкурентов. Как правило, является результатом действия причин личного характера или отсутствием коммерческого опыта. |
Функции управления конкурентоспособностью:
– Планирование собственной стратегии для достижения высокой эффективности и конкурентных преимуществ.
– Организация мероприятий по выполнению сформулированной конкурентной стратегии.
– Воздействие на сотрудников организации различными методами стимулирования для достижения конкурентных преимуществ организации.
– Контроль и координирование выполнения конкурентной стратегии.
Вывод: Важность данного подхода безусловна. Управление конкурентоспособностью организации представляет собой сложную систему элементов, включающую разработку механизма управления конкурентоспособностью. Чтобы фирма работала, ей необходимо функционировать в определенной рыночной системе. Необходимо детально учитывать каждый объект системы, чтобы в последующем он не мешал компании развиваться.
- Введение.
- 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании.
- 2. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью.
- 2.1. Системный подход.
- 2.2. Логический подход.
- 2.3. Воспроизводственно-эволюционный подход (инновационный подход).
- 2.4. Комплексный подход.
- 2.5. Виртуальный подход.
- 2.6. Глобальный подход.
- 2.7. Стандартизационный подход.
- 2.8. Процессный подход.
- 2.9. Маркетинговый подход.
- 2.10. Эксклюзивный подход.
- 2.11. Ситуационный подход.
- 2.12. Оптимизационный подход.
- 2.13. Поведенческий подход.
- 3. Оценка конкурентоспособности на примере российских компаний.
- Амортизация основных средств – 4,9%
- Заключение.
- Список литературы.