Введение.
Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы и от конкурентоспособности самого предприятия.
В современных условиях в России происходит усиление конкуренции, вследствие чего руководители предприятий находятся в постоянном поиске новых (адекватных условиям конкуренции) инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.
Так, в течение первых тридцати лет ХХ в. ситуация в обществе складывалась таким образом, что предприятиям удавалось достичь успеха, а значит, и обеспечить свою конкурентоспособность с минимальными издержками. Дифференциации товарного ассортимента не существовало, а секрет успеха заключался в умении произвести продукцию с наименьшими затратами. Критериями оценки эффективности производства в это время были в основном показатели соотношения доходов и расходов.
Однако с течением времени, с внедрением новых технологий, ускорением насыщения спроса, интернационализацией и ростом конкуренции, и усилением государственного регулирования в промышленных отраслях отдельные оперативные способы и методы управления уже не приводили к увеличению объема продаж и повышению конкурентоспособности предприятий. Снижение накладных расходов, сокращение персонала, увеличение производительности и объединение операций не могли остановить падение прибыли. Критериями оценки производственной деятельности к 1950 г. стали уже не только традиционные показатели соотношения доходов и расходов, но и организационной и управленческой эффективности (грузооборот, товарооборот, прибыль на вложенный капитал). Так, в 1950-1960 гг. возникла потребность в стратегическом планировании и управлении и в системном подходе к управлению предприятием и бизнесом.
С появлением стратегического планирования и развитием теории конкуренции появился подход к обеспечению конкурентоспособности предприятий, основанный на стратегиях конкуренции. Данный подход позволяет провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ предприятия, но он не дает точного количественного выражения результатов оценки и поэтому не может быть взят за основу современной системы обеспечения конкурентоспособности.
На сегодняшний день столкновение интересов производителей услуг в борьбе за получение прибыли - естественный процесс в конкурентной среде. Конкуренция, как основополагающая характеристика рынка, оказывает значительное влияние на хозяйственную деятельность предприятия, заставляет его стремиться к превосходству над конкурентами, следовательно, обладать конкурентоспособностью.
Оценка конкурентоспособности предприятия может прояснить сложившуюся ситуацию, определить его положение на рынке, выдвинуть решения назревших проблем в производстве, менеджменте или сбыте. Поэтому актуальность темы данной работы не вызывает сомнения.
Предметом исследования в данной работе является теория и методические основы управления конкурентоспособностью предприятий.
Целью работы является исследование процесса управления конкурентоспособностью организации и изучение практических рекомендаций для её повышения.
Для достижения цели поставлены следующие задачи: рассмотрение понятия конкурентоспособности и факторов, её определяющих и рассмотрение теоретических основ оценки конкурентоспособности предприятия.
Данная тема очень важна и актуальна на сегодняшний день, потому как законы конкурентности ключевые элементы рыночной экономики.
- Введение.
- 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью компании.
- 2. Научные подходы к управлению конкурентоспособностью.
- 2.1. Системный подход.
- 2.2. Логический подход.
- 2.3. Воспроизводственно-эволюционный подход (инновационный подход).
- 2.4. Комплексный подход.
- 2.5. Виртуальный подход.
- 2.6. Глобальный подход.
- 2.7. Стандартизационный подход.
- 2.8. Процессный подход.
- 2.9. Маркетинговый подход.
- 2.10. Эксклюзивный подход.
- 2.11. Ситуационный подход.
- 2.12. Оптимизационный подход.
- 2.13. Поведенческий подход.
- 3. Оценка конкурентоспособности на примере российских компаний.
- Амортизация основных средств – 4,9%
- Заключение.
- Список литературы.