logo
Подходы к управлению конкурентоспособностью

2.3. Воспроизводственно-эволюционный подход (инновационный подход).

Сущность данного подхода заключается в том, что при внедрении новых элементов в систему, они должны быть лучше старых, то есть фирма должна возобновлять процессы производства с большим полезным эффектом и меньшими затратами.

С развитием технологий инновации становятся одним из основных экономических ресурсов, определяющим конкурентоспособность предприятия. То как предприятие использует свои ресурсы, высокотехнологичны ли они, используется старое или новое оборудование - все это отражается на конкурентоспособности фирмы.

Инновации, внедряемые на предприятиях, в основном, направлены на следующие экономические, финансовые и производственные аспекты деятельности:

‑ замену устаревшей продукции и расширению новой;

‑ сохранение традиционных рынков сбыта или создание новых рынков;

‑ сокращение затрат на оплату труда, энергию, материалов;

‑ обеспечение продукции современным стандартам качества;

‑ снижение загрязнения окружающей среды;

‑ повышение гибкости производства;

Если раньше уровень конкурентоспособности фирмы зависел от того на сколько эффективно и быстро товар распространяется по территории, то теперь купить все что пожелаешь можно в любом уголке страны. В таких современных условиях важна не только гибкость и адаптивность производства, но и как новый товар преподносится клиенту.

Инновационный подход состоит из 2 частей: инновационность и адаптивность.

Адаптивность организации ‑ это ее способность приспосабливаться к изменениям внешней среды. А инновационность ‑ умение обновлять и перестраивать процессы внутри организации для достижения технологичности, минимальной себестоимости продукции.

Инновационность подразумевает способность компании осваивать, как технические инновации, связанные с обновлением технико-технологической составляющей производства, так и инновации управленческие – способность руководить внедренческими процессами.

Инновационный подход заключается в привлечении предприятием как можно больше инноваций, что положительно повлияет на ее репутации среди конкурентов.

Важную особенность в разработке и реализации инновационных проектов играет фактор времени, который в настоящее время является главным критерием оценки конкурентоспособности предприятий. Развитие предприятия зависит от того, насколько успешно оно сможет спрогнозировать угрозы технологического и функционального замещения.

Технологическое замещение приводит к тому, что отпадает необходимость производства продукции старым, существующим на предприятии способом, так как за его пределами изобретен новый, более эффективный способ и велика вероятность того, что он будет использован конкурентами.

Функциональное замещение – это появление нового продукта на замен старому, т.е. который будет выполнять функции существующего, но более эффективно.

В связи с этим для успешной инновационной политики предприятию необходимо не только обладать материальными, научно-техническими, финансовыми и человеческими ресурсами, но и четко знать временные интервалы технологического и функционального замещения.

Учет временных интервалов даст предприятию необходимые преимущества для предвидения развития отрасли, к которой оно относится, а также точку во времени для начала новых разработок и внедрений. На данном этапе развития инновационного менеджмента практически никто не оценивает этапы инновационного проекта во времени, что чрезвычайно важно для повышения конкурентоспособности предприятия.

Вывод: Компания всегда должна идти в ногу со временем, что позволяет ей выпускать продукцию с меньшими издержками, иметь преимущества среди конкурентов и обеспечивать потребителей качественными товарами.