logo
РЦБ

Муниципальные ценные бумаги

Муниципальными ценными бумагами признаются ценные бумаги, выпущенные от имени муниципального образования.

Денежные средства, привлекаемые в результате размещения муниципальных ценных бумаг, и порядок их расходования определяются федеральными законами и решениями представительных органов местного самоуправления, а исполнение обязательств эмитентов по ценным бумагам осуществляется в соответствии с условиями выпуска этих ценных бумаг за счет средств муниципальной казны.

Эмитенты муниципальных ценных бумаг. Решение об эмитенте муниципальных ценных бумаг Российской Федерации принимается Правительством РФ. Эмитентом муниципальных ценных бумаг выступает исполнительный орган местного самоуправления, действующий на основе устава муниципального образования.

С 1992 г. в России были зарегистрированы первые муниципальные займы. Их объем составил всего 5,6 млрд руб. по номинальной стоимости. В дальнейшем возрастало как количество зарегистриро­ванных выпусков, так и их объем. Динамика изменения объемов и количества зарегистрированных муниципальных займов с 1992 по 1997 г. приведена на рис. 2.9.

Основными факторами, оказавшими влияние на динамику выпуска облигационных займов, были следующие:

Рис. 2.9. Динамика изменения объемов (1) и количества зарегистрированных муниципальных займов (2)

В 1997 г. по объему муниципальных займов начинает лидировать Москва. К июню 1997 г. в Министерстве финансов РФ было зарегистрировано 30 проспектов эмиссии субфедеральных займов на общую сумму 5,1 трлн руб. и два проспекта эмиссии на 800 млн долл. США. Четыре займа правительства Москвы по объему составили 1,2 трлн руб., на сумму 100 млрд руб. был выпущен сберегательный заем и на 500 млн долл. США — еврооблигации. Это самые крупные займы, за­регистрированные в 1 квартале 1997 г. В 1997 г. три займа зарегистрировала администрация Волгограда (два по 30 и один на 100 млрд руб.). Первые облигационные займы зарегистрировала администрация Петрозаводска — четыре займа на общую сумму 16 млрд руб. (два займа 6 млрд руб. каждый со сроком обращения 3 и 6 месяцев и два займа 2 млрд руб. каждый со сроком обращения 9 и 12 месяцев).

Особенность муниципальных займов, зарегистрированных Министерством финансов РФ, состоит в том, что очередные эмиссии многих органов местной власти сделаны повторно. Например, это ха­рактерно для Республики Татарстан, администраций Волгограда и Иркутска.

Основными интегральными параметрами, характеризующими состояние вторичного фондового рынка по данным ценным бумагам, являются их средневзвешенная доходность к погашению и мощность (объем торгов) вторичного рынка. Доходность операций с ценными бумагами определяет их привлекательность для потенциальных инвесторов, а объем торгов вторичного фондового рынка определяет ликвидность данного сегмента фондового рынка.