logo
РЦБ

Доход по государственным ценным бумагам

Налоговой базой по государственным ценным бумагам может быть:

1. Разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки. По государственным краткосрочным бескупонным облигациям (ГКО) в качестве дохода признается разница между ценой реализации (погашения) и ценой покупки облигации с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. Те владельцы ГКО (а к ним в первую очередь относятся коммерческие банки), которые проводят переоцен­ку вложений в ценные бумаги, при налогообложении должны исклю­чать из валовой прибыли доходы в виде положительной разницы, по­лученной от переоценки стоимости облигаций. Если в течение года при расчете дохода, подлежащего обложению налогом по ставке 15%, образовалась отрицательная разница при переоценке отдельных вы­пусков ГКО, то она учитывается при уменьшении дохода в размере, не превышающем положительные курсовые разницы, образовавшиеся в связи с переоценкой за весь период с начала года. Особо следует обра­тить внимание на то, что непокрытый убыток на конец отчетного года не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на дохо­ды по ГКО. Это существенно повышает долю риска при выполнении операций с государственными ценными бумагами, в то время как практика в таких странах, как США, Япония, в этом отношении дает положительные результаты. С июня 1998 г. установлено, что убытки от их реализации (выбытия) по цене установленной предельной гра­ницы колебаний рыночной цены могут быть отнесены на уменьшение доходов от реализации данных ценных бумаг.

2. Часть накопленного купонного дохода. Доход, получаемый от операций с ценными бумагами, может быть и в виде части суммы накопленного купонного дохода или процента к номинальной стои­мости облигаций, рассчитываемого как разница между накопленным купонным доходом, полученным при их продаже или в случае погаше­ния купона, и накопленным купонным доходом, уплаченным при по­купке облигаций. Это правило относится к облигациям Федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигациям Рос­сийского акционерного общества «Высокоскоростные магистрали» (РАО ВСМ), облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигациям внутреннего государст­венного валютного облигационного займа (ОВВЗ), государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, если в условиях выпуска при их обращении предусмотрено, что выплата части накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу. При этом сумма на­копленного купонного дохода или процента к номинальной стоимости облигаций, подлежащего вычету из валовой прибыли, должна соответ­ствовать размеру дохода, рассчитываемого исходя из заявленного эми­тентом дохода в виде процента или купона по данному виду облига­ций, и времени фактического нахождения ее на балансе владельца.

3. Проценты, если в условиях выпуска не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу. Доход может быть также и в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, а также государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местно­го самоуправления, в условиях выпуска которых не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу.

Таким образом, порядком применения ст. 2 и 9 Закона РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» при совершении опе­раций с государственными ценными бумагами установлены правила налогообложения полученных доходов, облагаемых по ставке 15%. Этим же документом определена ответственность лиц за исчисление налога и уплату его в бюджет.

Порядок уплаты налога в бюджет

Владелец ценной бумаги, являясь ее продавцом, самостоятельно осуществляет расчет и уплату в бюджет налога на доход по государст­венным ценным бумагам, доход по которым определяется в виде дис­конта как разница между ценой реализации и ценой приобретения или в виде накопленного купонного дохода. Удержание налога с дохода в виде процентов, полученных владельцами по государственным цен­ным бумагам, осуществляется в момент выплаты дохода у источника выплаты. При этом удержание налога и его перечисление в государст­венный бюджет производит осуществляющее выплату дохода лицо, которое является платежным агентом эмитента.

Существенно влияет на систему налогообложения то, что доходы, полученные по иным ценным бумагам, подлежат включению в вало­вую прибыль и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке по ставке 35%. К ним относятся все остальные виды государ­ственных ценных бумаг, ценные бумаги, выпускаемые в обращение банками, акционерными обществами, инвестиционными фондами.

Следовательно, взимание налога по государственным ценным бу­магам Российской Федерации, ценным бумагам субъектов Федераций и органов местного самоуправления осуществляется двумя спосо­бами.

Во-первых, налог с доходов, возникающих при выплате дохода, продаже, переоценке, погашении ГКО, ОФЗ-ПК, ОГСЗ, ОВВЗ и об­лигаций РАО-ВСМ, уплачивается владельцем ценных бумаг. Расчет налога с доходов следует представлять в налоговую инспекцию еже­месячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Налог уплачивается в течение пяти дней после представления расчета.

Во-вторых, налог на доходы по государственным ценным бумагам Российской Федерации и субъектов Федерации, а также ценным бу­магам субъектов местного самоуправления, по которым не предусмот­рена выплата купонного дохода покупателем продавцу, удерживается источником выплаты дохода — платежным агентом, заключившим до­говор с эмитентом на обслуживание соответствующих ценных бумаг. Представление расчета и перечисление сумм налога в бюджет произ­водится платежным агентом в те же сроки.