logo
Шпоры по макро

46. Пути трансформации экономики при переходе к рынку в отдельных странах.

Переходная экономика в общем смысле представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда одновременно присутствуют элементы уходящей исторически сложившийся системы и зарождаются новые, свойственные рыночным отношениям. Переходная экономика характеризуется периодом, включающим промежуток времени, в течении которого экономика страны трансформируется в новое, качественно иное состояние посредством осуществления кардинальных реформ экономической системы.

Национальная экономика в переходный период претерпевает социально-экономические изменения, которые ее отличают как от командной, так и от рыночной экономики.

Сущность изменений заключается:

В тоже время в переходный период появляются новые структуры, несвойственные старой экономической системе: предприятия, фирмы, организации, основанные на частной, коллективной собственности. Формируется предпринимательский сектор, рыночная инфраструктура: биржи, коммерческие банки, фонды, страховые, посреднические организации, фермерские хозяйства и др.

Основная трудность переходного периода – это создание институтов рыночной экономики. Институты призваны определять правила экономического поведения, механизм установления экономических отношений, связей, нормы и компетенцию органов управления, координировать и регулировать деятельность субъектов хозяйствования.

В настоящее время многие страны с переходной экономической находятся на различных этапах движения к рыночной модели. Продолжается осуществление экономических преобразований, реформ, структурной перестройки экономики, реформирование государственной собственности, адаптация предприятий, фирм, сферы услуг к рынкам. Идет активный процесс расширения внутреннего и внешнего сегментов международного рынка при сохранение государственного контроля за развитием и ходом экономических преобразований.

Сложность переходного этапа во многом объясняется, с позиций сегодняшнего дня, не только необходимостью и реальным осуществлением широко масштабных изменений в обществе, в экономике, но и на основе научной теоретической макроэкономической концепции. Централизованное планирование, распределение ресурсов не могло учесть особенности отдельных территорий, союзных республик, размещение производственных сил. Особенно неэффективно развивались республики, у которых отсутствовали природное углеводородное сырьё, полезные ископаемые цветных и железных руд, уголь и др. ресурсы. К таким регионам относилась Республика Беларусь. Перспективные отрасли нефтеперерабатывающая, химическая, микробиологическая получили развитие в республике, Могилёвской, Гомельской, Гродненской, Витебской областях в конце пятидесятых годов прошлого столетия.

Процесс трансформации экономической системы, теоретических и практических подходов и осуществление рыночных реформ рассматривают с двух противоположных концепций.

Одна из них называется «градуализм» (постепенный), вторая «шоковая терапия».

Градуализм – это концепция проведения медленных, последовательных реформ государством по формированию рынка. Одним из инициаторов градуистских реформ являлся Китай.

На основе китайского опыта макроэкономисты, сторонники концепции градуализма, определили следующие принципы этой политики:

Дальнейшему осуществлению реформ в Китае способствовала политика открытости по отношению ко всему рыночному мировому сообществу. Начиная с 1979 года страна создавала и расширяла сферу частновладенческого домашнего хозяйства, предпринимательского сектора через свободные экономические зоны, открытые экономические районы, города, поселения.

В какой то мере элементы градуализма характерны для переходного периода реформирования белорусской национальной экономической системы.

В основе концепции «шоковой терапии» лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции.

Нормальное функционирование и развитие рынка возможно лишь в условиях устойчивой финансовой и денежной системы.

Опыт стран, прошедших путь переходной экономики свидетельствует, что субъекты рыночного хозяйства самостоятельно инициируют создание необходимых для функционирования рынка правил и институтов, рыночной инфраструктуры, образуют внегосударственные, неформальные добровольные объединения, союзы, фонды.

Таков путь прошли большинство стран Центральной Европы, Литва и Эстония, Польша, в некоторой степени Россия и др. страны. Его особенности в жесткости проводимых реформ в сфере денежно-кредитной политики, осуществлении контроля за денежной массой в обращении, уровнем заработной платы, в свободе развития предпринимательства, внешнеторговой деятельности.

В тоже время самоорганизация рыночного хозяйства в условиях переходного периода имеет свои и негативные аспекты. Во-первых, период становления рыночной экономики сложно спрогнозировать, во-вторых, отсутствие системы государственного регулирования, защиты конкуренции, борьбы с монополизмом, отсутствие цивилизованной нормативно-правовой основы осуществления экономической политики может порождать организацию преступных сообществ, создание антисоциальных институтов, криминальной среды, разбалансированности экономики.