logo
Шпоры по макро

21.Сущность дефицита бюджета. Фин-е бюдж-го дефицита. Понятие профицита бюджета

Когда расходы государства равны доходам имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек, который правит-во может исполь-ть при непредвиденных обстоят-х, для долгосрочных выплат задолженностей или перевести его в доход бюджета следующего года.

Подавляющее большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. Бюджетный дефицит означает превышение расходов государства над его доходами. Бюджетный дефицит - явление неоднозначное. Важно, чтобы дефицит бюджета не превышал 10% от национального объема производства. В случае 20%, согласно критериям МВФ, страна считается некреди­тоспособной, в ней наблюдается финансовая нестабильность кри­тического уровня.

Причин бюджетного дефицита много:

Представители кей-ва считают, что умеренный дефицит - благо, т.к. позволяет увеличивать сов-й спрос путем дефицитного фин-ния гос-х расходов. Вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита опр-ся причинами его порождения, является ли он следствием фин-й по-ки гос-ва или дефицит возник из-за спада деловой активности. С этой позиции выделяют два типа бюджетных дефицитов - активный (структурный) и пассивный (циклический).

Активный (структурный) дефицит - дефицит, возникающий в результате сознательно применяемых правительством мер по увеличению государст-х расходов при снижении налогов в целях улучшения условий для увел-я инвестиций. Пассивный (циклический) дефицит - дефицит, вызванный сокращением гос-х доходов в рез-те цикл-го падения эк-й активности.

Пути борьбы с бюджетным дефицитом основываются на имеющихся концепциях бюджетной политики. Бюджетная политика - политика изменения государственных расходов и доходов с целью поддержания рын-го равновесия и стим-ния развития отдельных отраслей и сфер нац-й эк-ки.

Концепция ежегодного балансирования - предполагает положительное или нулевое сальдо по итогам каждого года.

Концепция циклически сбалансированного бюджета основана на идее, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не каждый год. Для того, чтобы противостоять спаду экономики, необходимо, снижая налоги и увеличивая государственные расходы, стимулировать совокупный спрос. Таким образом, правительство вызывает дефицит бюджета. В ходе след-го за этим инфляц-го подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее полож-е сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада.

Концепция функциональных финансов. В соответствии с данной концепцией целью гос-го бюджета является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета. При этом достижение макроэк-й стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым дефицитом бюджета. Сбалансированность бюджета отступает на второй план.

Выделяют два типа бюджетной политики - экспансивную и рестриктивную. Экспансивная бюджетная политика - расширительная бюджетная политика, выражающаяся в увеличении государственных расходов и снижении уровня налогообложения в целях преодоления эк-го кризиса и ускорения экономического роста. Рестриктивная бюджетная политика - ограничительная политика, выражающаяся в умен-ии расходов и повышении налогов в целях ослабления инфляции и нормализации хозяй-й конъюнктуры.

Финансирование бюджетного дефицита осуществляется путем: