logo
Шпоры по макро

18.Дискретная фискальная политика и ее виды

Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная политика и политика встроенных стабилизаторов (автоматическая).

Дискреционная фискальная политика — целенап-е изменение величин гос-х расходов, налогов и сальдо гос-го бюджета в рез-те решений правит-ва, направ-х на изменение уровня занятости, объема произ-ва и темпов инфляции. Эта пол-ка связана с осущ-ем правитель-х программ зан-ти, соц-й программы, а также с изменениями нал-й с-мы. Целями дискр-й фискальной по-ки явл-ся:

-Сглаживание колебаний экономического цикла;

-Обеспечение экономического роста;

-Достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.

Дискрец-я фиск-я п-ка осущ-ся через гос-е закупки тов-в и услуг, трансферты и налоги и в коротком периоде может сопровождаться эффектами мультипликаторов госуд-х расходов, налогов и сбалансированного бюджета.

Гос-е расходы делятся на трансформационные (гос-е закупки) и трансфертные расходы. К гос-м закупкам (G) относят гос-е инвестиции, гос-е потребление товаров и услуг, выплату из бюджета зарплаты. При трансф-х расходах (tr) затраты гос-ва выступают как прямая передача средств. Среди трансф-х расходов — субсидии, пособия дом-м хоз-м, соц-е обесп-ие (за счет бюджета фин-ся в основном начальное и среднее обр-ие, мед помощь для бедных слоев нас-я, противоэпид-ие меропр-я, культурные и др.). Отличие м/у двумя этими видами расх-в со-т в том, что гос-е закупки изменяют вел-ну нац-го дохода, а трансф-е платежи лишь означают его перераспр-е. Эк-ка нах-ся в равновесии, если факт-е расходы (Y) равны планируемым (Е). В зак-й эк-ке Е = С + I + G, а равновесие дост-ся в точке А, где Y1 = Е.

Отн-ие ΔY / ΔG изменения нац-го дохода (выпуска) к вызвавшему его изменению гос-х расходов называется мультипликатором госуд-х расходов.

Изменение трансфертов (tr) означает изменение располагаемого дохода (Yd):

Δ tr= Δ Yd. Изменение распол-го дохода ведет к изменению потребления в соот-ии с вел-й предельной склонности к потреблению: , где b – предельная склонность к потреблению (МСР).

А изменение потребления мультипликативно изменяет доход:

ΔY=ΔC×[1/(1-MPC)]=Δtr×MPC×[1/(1-MPC)]=[MPC/(1-MPC)]×Δtr

Мультип-р трансфертов — отн-е изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансф-х расходов, равен mtrYtr=MPC / (1-MPC)

Рост государственных расходов ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций. Одним из инструментов дискр-й фиск-й политики яв-ся изменения в налогообложении. Налоги это обяз-е платежи физ-х и юр-х лиц, взимаемые гос-м для вып-я своих фу-й. Для концептуального изучения влияния налоговых сборов на динамику ВВП исп-т налоговый мультипликатор тТ. Он показ-т, насколько изменяется величина ВВП при изменении нал-х поступлений Т на единицу.

Н алоговая политика это с-ма мер, проводимых гос-м в обл налогов и налогообложения, включающая установле­ние круга налогоплательщиков и объектов налогообложения, видов применяемых налогов, величин налоговых ставок и налоговых льгот.

На характер дискреционной фискальной полити­ки оказывает влияние фаза экономического цикла. Она может носить либо сдерживающий, либо стиму­лирующий характер.

В период спада в экономике фискальная политика носит стимулирующий характер и направлена на раз­витие производства. При этом правительство увеличивает государственные закупки и трансферты населению, инвестиции и субсидии, а также снижает налоги, косвенным путем стимулируя совокупный спрос. Такая политика приводит к дефицитному финансированию, но сдерживает падение производства.

В условиях инфляции, вызванной избыточным спросом, проводится сдерживающая (рестрикционная) фискальная политика. Суть ее заключается в уменьшении государственных расходов, увеличении налогов, сочетании того и другого. Результатом является сдерживание совокупного спроса. Такая политика способствует притоку финансовых средств в госбюджет и ориентирует на положительное сальдо.

На практике реализовать дискреционную фискальную политику непросто, так как параллельно действует множество факторов, оказывающих на нее заметное влияние. В связи с этим выработка фискальной политики для правительственных органов является чрезвычайно сложной задачей.