logo
Автоматизир ФинСистемы

6.2. Информационное обеспечение абс

Содержание информационного обеспечения определяется составом объектов отражаемой предметной области, задач, данных и совокупностью информационных потребностей всех пользователей АСБ.

Информационное обеспечение АБС включает полный набор показателей, документов, классификаторов, файлов, БД, баз знаний, методов их использования в банковской работе, а также способы представления, накопления, хранения, преобразования, передачи информации, принятые в конкретной системе для удовлетворения любых информационных потребностей всех категорий пользователей в нужной форме и в требуемое время.

Предъявляются следующие требования к организации информационного обеспечения банковской деятельности:

Внутримашинное информационное обеспечение организуется в виде БД, обеспечивающей надежное хранение, быстрый доступ к различным документам, счетам, клиентам, филиалам.

Новым направлением совершенствования организации внутримашинного ИО является концепция хранилища данных. На основе информационных хранилищ формируется единое информационное пространство, которое служит базой для реализации различных аналитических и управленческих приложений. К ним можно отнести оценку кредитных и страховых рисков, прогноз тенденций на финансовых рынках, выявление махинаций с кредитными картами и мн. др.

Информационное обеспечение должно наиболее полно отражать специфику предметной области банковского бизнеса. Уровень соответствия ИО предметной области нагляднее всего проявляется в словаре информационной модели. Пользовательский интерфейс в системе (меню, экранные формы, отчеты и т. д.) должен охватывать предметную область наиболее полно по количеству и объему понятий, объектов, процессов. Широкий словарь профессиональных терминов характерен для АБС высокого уровня и помогает специалистам банка и управляющим принимать стратегические и тактические решения.

Информационная модель должна отражать разнообразие понятий, их назначение, взаимосвязи; давать описание характерных сущностей (документ, операция, клиент, финансовый инструмент, счет и план счетов, банковский продукт (услуга), пользователь). Для этих целей разрабатывается стандарт на описание базовых понятий. Стандарт содержит формализованное описание всех действий (алгоритмов), которые происходят при предоставлении клиентам услуг, внешней и внутренней работе банка.

Важным новшеством современных банковских систем являются подходы к проектированию ИО, позволяющие специалистам банка самостоятельно модифицировать и дополнять словарь информационной модели в терминах банковских продуктов или услуг, предоставляемых клиентам.

Для расширения предметной области БД начато использование механизма гибких классификаторов. Они позволяют наделять объекты новыми признаками (атрибутами) и дополнять БД нестандартными свойствами объектов (например, дополнительно могут быть введены адрес налоговой инспекции, данные о загранпаспорте, группах банков, клиентов, операций). Кроме того, гибкие классификаторы позволяют организовать нужные группировки объектов, удобно использовать их при формировании отчетов, поиске и переносе информации.