2.3. Понятие и структура автоматизированных
финансовых систем
Процесс автоматизации представляет собой комплекс действий и мероприятий технического, организационного и экономического характера, который позволяет снизить степень участия или полностью исключить непосредственное участие человека в осуществлении той или иной функции процесса управления.
Автоматизированная финансовая система (АФС) — это человеко-машинная система с автоматизированной технологией получения результатной информации, необходимой для информационного обслуживания специалистов и оптимизации процесса управления финансовыми ресурсами предприятий и организаций.
С помощью АФС обеспечивается многовариантность расчетов, принимаются рациональные управленческие решения, в том числе в режиме реального времени, организуется комплексный финансовый учет и анализ, достигаются достоверность и оперативность получения финансовой информации.
В процессе изучения АФС как сложной системы необходимо выделять отдельные части и элементы, рассматривать особенности их использования на этапах создания и эксплуатации.
В составе автоматизированной финансовой системы выделяют функциональную и обеспечивающую части.
Функциональная часть АФС реализует экономико-организацион-ную модель объекта и представляет собой ряд функциональных подсистем, конкретный состав которых зависит от особенностей объекта управления. Функциональные подсистемы включают комплексы, задачи или блоки задач. Задача — часть автоматизированной функции управления, характеризуемая получением результатной или промежуточной информации в конкретной форме.
Состав, порядок и принципы взаимодействия функциональных подсистем, задач и их комплексов устанавливается исходя и с учетом достижения стоящей перед управляемым объектом цели функционирования. Основными принципами декомпозиции — выделения самостоятельных функциональных подсистем, комплексов задач — являются следующие:
наличие конкретного объекта управления и относительная самостоятельность каждой из подсистем;
наличие соответствующего набора функций и функциональных задач с четко выраженной локальной целью функционирования;
минимизация состава включенных в подсистему элементов;
наличие одного или нескольких локальных критериев, согласующихся с глобальным критерием АФС в целом, способствующих оптимизации режима работы подсистемы.
Построение функциональной части АФС на конкретных примерах рассматривается в п. 2.4.
Обеспечивающая часть АФС представляет собой средства, поддерживающие решение функциональных задач и эксплуатацию АИС в целом. Она состоит из информационного, лингвистического, технического, программного, математического, правового, организационного и эргономического обеспечения. Обеспечивающая часть, как правило, по составу однородна для различных систем, что позволяет реализовать принцип совместимости систем в процессе их функционирования.
Информационное обеспечение (ИО) представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, формам организации информации, циркулирующей в АФС. Оно включает в себя совокупность показателей, справочных данных, классификаторов и кодификаторов информации, унифицированные системы документа-ции, специально организованные массивы информации на машинных носителях, а также персонал, обеспечивающий надежность хранения, своевременность и качество технологии обработки информации.
Лингвистическое обеспечение (ЛО) объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения персонала системы со средствами вычислительной техники. С помощью лингвистического обеспечения осуществляется общение человека с машиной. ЛО включает информационные языки для описания структурных единиц информационной базы (документов, показателей, реквизитов и т. п.); языки управления и манипулирования данными информационной базы; языковые средства информационно-поисковых систем; языковые средства автоматизации проектирования; диалоговые языки специального назначения; систему терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования автоматизированных финансовых систем.
Техническое обеспечение (ТО) представляет собой комплекс технических средств сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, размножения информации, оргтехники, обеспечивающих под-держание технологических процессов в рамках АФС. Центральное место среди всех технических средств занимают ПЭВМ. Структур-ными элементами технического обеспечения наряду с техническими средствами являются также методические и руководящие материалы, техническая документация и обслуживающий эти технические средства персонал.
Программное обеспечение (ПО) включает совокупность программ, реализующих функции и задачи АФС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств. В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программы, инструктивно-методические материалы по применению средств программного обеспечения, а также персонал, занимающийся его разработкой и сопровождением.
Математическое обеспечение (МО) — это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ. Математическое обеспечение включает средства моделирования процессов управления, методы и средства решения типовых задач управления, методы оптимизации исследуемых управленческих процессов и принятия решений (методы многокритериальной оптимизации, математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и т. д.). Техническая документация по этому виду обеспечения содержит описание задач, задания по алгоритмизации, экономико-математические модели задач, контрольные примеры их решения. Персонал составляют специалисты по организации управления объектом, постановщики задач управления, специалисты по вычислительным методам, проектировщики технологических процессов.
Организационное обеспечение (ОО) представляет собой комплекс документов, регламентирующих деятельность персонала в условиях функционирования АФС. В процессе решения задач управления данный вид обеспечения определяет взаимодействие работников управленческих служб и персонала с техническими средствами и между собой. Организационное обеспечение реализуется в различных методических и руководящих материалах по стадиям разработки, внедрения и эксплуатации АФС, в частности, при проведении предпроектного обследования, формировании технического задания на проектирование и технико-экономического обоснования, разработке проект-ных решений в процессе проектирования, выборе автоматизируемых задач, типовых проектных решений и прикладных программ (ППП), внедрении системы в эксплуатацию.
Эргономическое обеспечение (ЭО) как совокупность методов и средств, используемых на разных этапах разработки и функционирования АФС, предназначено для создания оптимальных условий высокоэффективной и безошибочной деятельности человека в системе, для ее быстрейшего освоения. В состав эргономического обеспечения входят комплекс различной документации, содержащей эргономические требования к рабочим местам, условиям деятельности персонала; набор наиболее целесообразных способов реализации этих требований и осуществления эргономической экспертизы уровня их реализации; комплекс методов, учебно-методической документации и технических средств, обеспечивающих обоснование формулирования требований к уровню подготовки персонала.
- Введение
- Раздел I. Информационные технологии
- 1.2. Структура финансовой информации
- 1.3. Технология обработки финансовой информации
- Тема 2. Автоматизированные информационные системы
- 2.1. Информационные системы управления
- 2.2. Классификация автоматизированных информационных
- 2.3. Понятие и структура автоматизированных
- 2.4. Примеры функциональной организации афс
- Тема 3. Информационное обеспечение автоматизированных
- 3.1. Состав и организация информационного обеспечения (ио)
- 3.2. Классификаторы, коды и технология их применения
- 3.3. Документация и технология ее формирования
- 3.3.1. Понятие, виды, структура экономического документа
- 3.3.2. Проектирование форм входных документов
- 3.3.3. Требования к проектированию форм
- 3.3.4. Технология электронного документооборота
- 3.4. Внутримашинное информационное обеспечение
- Тема 4. Проектирование автоматизированных
- 4.1. Принципы проектирования автоматизированных систем
- 4.2. Жизненный цикл автоматизированных систем
- 4.3. Содержание и методы ведения проектировочных работ
- 4.3.1. Методы ведения предпроектного обследования
- 4.3.2. Методы ведения проектных работ
- 4.3.3. Автоматизация проектных работ по созданию кис
- 4.4. Роль пользователя в создании автоматизированной
- 4.4.1. Постановка задачи
- 4.5. Особенности проектирования автоматизированных
- 4.6. Разрешение проблем выбора системы
- Раздел II. Функционирование
- Тема 5. Корпоративные информационные системы
- 5.1. Обзор рынка кис
- 5.2. Требования к построению кис
- 5.3. Кис "Галактика". Контур управления финансами
- 5.4. Модуль "Управление бюджетом"
- 5.4.1. Основные термины и понятия бюджетирования
- 5.4.2. Функциональность модуля
- 5.4.3. Программное меню
- 5.4.4. Настройка модуля
- 5.4.5. Примеры реализации бизнес-процессов
- 5.5. Модуль "Платежный календарь"
- 5.6. Модуль "Финансовый анализ"
- Тема 6. Автоматизированные банковские системы
- 6.1. Основы построения автоматизированных банковских
- 6.2. Информационное обеспечение абс
- 6.3. Функциональные подсистемы абс
- 6.4. Техническое обеспечение абс
- 6.5. Программное обеспечение абс
- 6.5.1. Описание функциональных и эксплуатационных
- Эверест — новая интегрированная автоматизированная банковская система обслуживания
- Коммерческого банка на базе Эверест
- Предприятия на электронных карточках
- RelShop — технология привлечения клиентов предприятий торговли и сервиса с помощью электронных пластиковых карточек
- Интегрированная банковская система (ибс) "Центавр Дельта"
- Корпоративная информационная система управления
- Программа "finereader Bank4.5"
- 6.6. Системы "банк–клиент"
- Преимущества системы "банк–клиент" перед традиционными способами обслуживания
- Телекоммуникационные средства для систем "банк–клиент"
- 6.7. Способы использования сети "Интернет" финансовыми организациями
- Преимущества и недостатки сети "Интернет" как среды передачи финансовой информации
- 6.8. Применение банкоматов для автоматизации розничных операций
- 6.9. Автоматизация межбанковских расчетов. Система swift
- Международная система swift
- Тема 7. Программное обеспечение финансового менеджмента
- 7.1.1. "1С: афсп" — система анализа финансового
- 7.1.2. Система "бэст-ф"
- 7.1.3. Система Audit Expert
- 7.2. Автоматизация экономического анализа с использованием табличных процессоров
- 7.3. Системы разработки бизнес-планов и анализа
- Список литературы
- Приложения
- В модуле "Платежный календарь"
- Взаимосвязь модулей контура управления финансами
- Раздел II. Функционирование автоматизированных