logo
Автоматизир ФинСистемы

4.3.2. Методы ведения проектных работ

Задачей стадии проектирования является формирование проекта автоматизированной системы. Под проектом понимается совокупность технической документации, в которой подробно описаны проектные решения по созданию и эксплуатации системы.

К настоящему моменту сложились следующие три способа проектирования:

1) индивидуальное (оригинальное) проектирование;

2) типовое проектирование;

3) адаптируемые интегрированные системы как платформа корпоративных информационных систем.

Индивидуальное проектирование широко применялось на начальных этапах развития автоматизированных систем и довольно распространено в настоящее время. Характерным для него является создание индивидуальных проектов АИС.

Недостатками такого подхода считаются, значительная продолжительность проектирования во времени, большая трудоемкость и стоимость работ, недостаточная функциональность и надежность создава-емых систем.

Достоинствами индивидуальных проектов автоматизированных систем являются их привязка и настройка на конкретные специфические условия функционирования, простота сопровождения и развития, относительная дешевизна. Наиболее часто создание индивидуальных проектов осуществляется собственными силами — программистами отдела автоматизации предприятия.

Процесс разработки АС на основе индивидуального проектирования практически полностью соответствует содержанию проектных работ, описанному в п. 4.2.

Типовое проектирование заключается в применении типовых проектных решений как основы проекта. Экономическая и финансовая деятельность довольно легко поддаются автоматизации, а операции, выполняемые в финансовых учреждениях, являются типовыми и однородными. Типовые проектные решения создаются на отдельные задачи, комплексы задач, подсистемы и систему в целом. Типовые проекты, или "коробочные" системы, как их часто называют, создаются фирмами, специализирующимися на разработке, внедрении и сопровождении программного обеспечения.

Основными преимуществами типового проектирования являются сравнительно низкая стоимость программ, простота и небольшие сроки их освоения, хороший сервис по сопровождению и обновлению, хорошая апробированность.

Недостатками практически любого "коробочного продукта" являются недостаточная функциональность и масштаб, которые не всегда позволяют создать полноценную корпоративную информационную систему.

Адаптируемые интегрированные системы как платформа корпоративных информационных систем. В последнее время все большее число банков, организаций, предприятий предпочитают покупать готовые пакеты и технологии, а если необходимо, добавлять к ним свое программное обеспечение, так как разработка собственных АИС и АИТ связана с высокими затратами и риском получить некачественную систему. Эта тенденция привела к тому, что поставщики систем изменили ранее существовавший способ выхода на рынок. В настоящее время, как правило, разрабатывается и предлагается базовая система, которая адаптируется в соответствии с пожеланиями индивидуальных клиентов. При этом пользователям предоставляются консультации, помогающие минимизировать сроки внедрения систем и технологий, наиболее эффективно их использовать, повысить квалификацию персонала.

В связи с этим следует выделить этапы создания АС на базе адаптируемых интегрированных систем, так как есть отличия от этапов, описанных в п. 4.2.

К этапам внедрения адаптируемых интегрированных систем относятся следующие:

  1. Заключение договора с разработчиком (о том, как выбрать фирму-разработчика, см. в п. 4.6).

  2. Обследование предприятия с целью получения материалов для оценки эффективности управленческо-организационных механизмов компании, способов ведения работ, выполнения бизнес-процессов, принятых схем учета, общей технологии работы и т. п.

  3. Проектирование модели бизнеса. Строится модель функционирования предприятия в том виде, в каком этот процесс должен быть после устранения проблем, обнаруженных на этапе обследования.

  4. Настройка автоматизированной системы на модель бизнеса. Это и есть собственно адаптация интегрированной системы. Работа выполняется разработчиком. Заказчик может использовать это время для фактической реорганизации управления.

  5. Технологическое внедрение: установка у заказчика технических и программных средств, обучение пользователей, опытная эксплуатация продукта, передача системы в плановую эксплуатацию с оформлением соответствующих документов.

  6. Сопровождение и развитие. Услуги по консалтингу со стороны разработчика, поставка обновленных версий программы, разработка новых функциональных модулей.