7.3. Системы разработки бизнес-планов и анализа
инвестиционных проектов
Project Expert — система разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов, работает в среде Windows 95/98/NT/2000/MЕ/ХР. Минимальные требования к компьютеру при использовании системы: процессор — не ниже i486DX-66; объем ОЗУ — не менее 16 Мбайт.
Project Expert 7 является именно той программой, которая готова поработать помощником финансового менеджера. Она реализует имитационную модель, с помощью которой можно воспроизвести и проанализировать деятельность компании.
Как инструмент финансового анализа программа Project Expert 7 выполняет две основные функции: во-первых, преобразует описание деятельности предприятия с языка пользователя в формализованное описание денежных потоков; во-вторых, вычисляет показатели, по которым финансовый менеджер может судить о результативности принятых решений.
На практике финансовому менеджеру важно не только самому убедиться в обоснованности разработанного плана, но и убедить в этом инвестора, средства которого он предполагает привлечь для расширения деятельности компании или развития нового бизнеса. Чаще всего приходится обращаться к разным инвесторам, имеющим различные взгляды на то, как оценивать эффективность предлагаемых проектов.
Для того, чтобы инвесторы и авторы проектов легче находили общий язык, выработан общепринятый стандарт, определяющий содержание и форму представления предложений о финансировании. Этот документ, называемый бизнес-планом, является фундаментом любой сделки. Международные финансовые организации опираются в своей практике на стандарт, разработанный специалистами ЮНИДО (ООН по промышленному развитию). Важнейшим результатом применения программы Project Expert 7 для разработки инвестиционного проекта является создание бизнес-плана, соответствующего стандартам ЮНИДО.
Project Expert 7 обеспечивает подготовку финансовых отчетов, по которым можно определить состояние компании в любой момент времени. При этом балансовый отчет и отчет о прибылях и убытках формируются в соответствии со стандартами IAS, принятыми в международной практике. Данный стандарт IAS определяет требования к бухгалтерскому учету, принятые в большинстве развитых стран. При заключении международных сделок представление отчетности компании в стандарте IAS является обязательным.
К задачами, которые может решить финансовый менеджер, построив при помощи программы Project Expert 7 модель компании, относятся следующие:
разработка детального финансового плана и определение потребности в денежных средствах на перспективу;
определение схемы финансирования предприятия, оценка возможности и эффективности привлечения денежных средств из различных источников;
разработка плана развития предприятия или реализации инвестиционного проекта;
определение наиболее эффективной стратегии маркетинга, а также стратегии производства, обеспечивающей рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
анализ различных сценариев развития предприятия, варьирование значений факторов, способных повлиять на финансовые результаты;
формирование стандартных финансовых документов, расчет наиболее распространенных финансовых показателей;
подготовка безупречно оформленного бизнес-плана инвестиционного проекта, полностью соответствующего международным требованиям, на русском и нескольких европейских языках.
Программная система Project Expert 7 состоит из следующих основных блоков:
моделирование;
генерация финансовых документов;
анализ;
группирование проектов;
контроль процесса реализации проекта;
генератор отчетов.
В каждый из указанных блоков входит набор функциональных модулей, содержащих диалоговые средства, позволяющие разработчику проекта сформировать имитационную модель, провести исследование ее характеристик и получить наглядное представление результатов работы.
Блок моделирования включает следующие основные модули:
описание макроэкономического окружения;
описание компании, реализующей проект;
формирование инвестиционного плана проекта;
построение операционного плана компании;
описание схемы финансирования.
Модуль описания макроэкономического окружения выполняет следующие основные функции:
выбор валют для расчетов на внутреннем и внешнем рынках, прогноз обменного курса;
моделирование налогового режима;
моделирование сценариев инфляции по различным статьям поступлений и выплат проекта.
Модуль описания компании, реализующей проект, выполняет следующие функции:
моделирование текущего состояния компании, формирование активов и пассивов;
формирование перечня продукции или услуг;
описание структуры компании;
моделирование метода бухгалтерского учета (FIFO, LIFO).
Модуль формирования инвестиционного плана проекта выполняет следующие основные функции:
сетевой график проекта, календарный план работ, взаимосвязи между стадиями проекта;
перечень и объемы требуемых ресурсов;
затраты и условия оплаты ресурсов;
формирование вновь создаваемых активов.
Модуль построения операционного плана компании выполняет следующие основные функции:
формирование плана сбыта, описание условий реализации продукции и услуг, моделирование процесса продаж;
формирование плана производства, планирование объема производства, условий формирования запасов продукции;
моделирование прямых производственных издержек, включая условия приобретения и хранения материалов, сырья, комплектующих изделий, а также условий выплат сдельной заработной платы;
моделирование плана по персоналу, условий оплаты труда и использования трудовых ресурсов;
формирование статей затрат и условий оплаты постоянных издержек (накладных расходов).
Модуль описания схемы финансирования выполняет следующие основные функции:
описание условий формирования акционерного капитала компании;
моделирование сделок по привлечению заемного капитала;
моделирование лизинговых операций;
описание условий размещения временно свободных средств компании (инвестиционные операции);
описание условий распределения прибыли и расчетов с акционерами;
формирование разнообразных схем поступлений и выплат денежных средств, связанных с различными хозяйственными операциями.
Блок генерации финансовых документов обеспечивает автоматическое формирование следующих финансовых форм:
прогноз движения денежных средств (Cash Flow);
отчет о прибылях и убытках;
балансовая ведомость;
отчет об использовании прибыли;
отчеты о финансовых результатах подразделений компании.
Блок анализа включает следующие основные модули:
расчет стандартных финансовых показателей;
анализ чувствительности;
анализ эффективности проекта;
вариантный анализ;
статистический анализ;
показатели различных вариантов реализации проекта или группы проектов.
Блок группирования проектов позволяет сформировать суммарный финансовый план группы проектов (суммарный отчет о движении денежных средств) и рассчитать основные показатели эффективности инвестиций для группы проектов.
Блок контроля процесса реализации проекта позволяет определить следующее:
соответствие планируемого и фактического объема продаж;
соответствие планируемых и фактических затрат на прямые производственные издержки;
соответствие планируемых и фактических затрат на постоянные издержки;
соответствие планируемой и фактически полученной суммы прибыли;
выполнение графика привлечения акционерного капитала, запланированного ранее;
соответствие графика получения и погашения займов ранее запланированному графику;
соответствие планируемых и фактически выплаченных дивидендов;
соответствие суммы планируемых налоговых отчислений сумме фактических налоговых выплат.
Блок Генератор отчетов включает следующие основные модули:
редактирование и генерация бизнес-плана;
построение графиков и диаграмм;
печать;
экспертные заключения.
Работа с Project Expert 7 состоит из ряда шагов, выполняемых обычно в следующей последовательности:
построение модели;
определение потребности в финансировании;
разработка стратегии финансирования;
анализ эффективности проекта;
формирование и печать отчетов;
ввод и анализ данных о текущем состоянии проекта в процессе его реализации.
7.4. Информационно-аналитическая система Invest Expert
Информационно-аналитическая система Invest Expert является инструментом для поддержки принятия решений в инвестиционной деятельности крупных корпораций, отраслевых или территориальных органов управления. С ее помощью можно решать следующие задачи:
получение информации об инвестиционных проектах предприятий в едином формате и сохранение ее в БД;
ввод и сохранение в БД информации об источниках финансирования инвестиционных проектов;
расчет показателей эффективности инвестиционных проектов;
использование экспертных оценок для анализа эффективности проекта;
ранжирование инвестиционных проектов в соответствии с выбранной экспертами системой критериев;
формирование комплексной инвестиционной программы в результате отбора проектов для финансирования с помощью процедуры оптимизации с учетом ограничений и параметров целевой функции, выбранных экспертами;
контроль параметров инвестиционных проектов, находящихся в процессе реализации;
подготовка отчетности о результатах формирования инвестиционной программы и ее исполнения.
Большой поток инвестиционных предложений вызывает сложности сбора, хранения и обработки предлагаемой информации. Нет единого формата данных, предлагаемых для рассмотрения, не отлажен механизм экспертизы предложений. Трудности возникают при выборе проектов для финансирования, составлении графика финансирования. При открытии финансирования выбранных проектов необходимо вести учет поступления средств на предприятие, их освоение и корректировать план распределения средств между проектами.
Применение программы Invest Expert даст возможность собрать необходимую информацию о предприятиях и инвестиционных предложениях, поможет привести ее к единому формату и рассмотреть с точки зрения ключевых показателей эффективности проектов и привлекательности участия в них инвесторов.
Программа Invest Expert предназначена для поддержки принятия решений в инвестиционной деятельности крупных корпораций, отраслевых или территориальных органов управления.
С помощью системы Invest Expert администрация города или области, отраслевые департаменты, занимающиеся инвестиционной политикой, смогут вести сбор и организовать рациональное использование информации об инвестиционных предложениях или готовых проектах. Проекты могут быть выполнены в программе Project Expert, а информация о предприятии, подавшем заявку на рассмотрение проекта, — подготовлена в программе Audit Expert. Использование единого подхода к финансовому анализу и методике составления бизнес-планов проектов позволяет принять обоснованное решение при рассмотрении вопроса о финансировании проектов.
С помощью системы Invest Expert администрация города или области может применить ясные критерии формирования инвестиционного бюджета и распределения финансовых средств, направляемых на поддержку местной промышленности. В процессе исполнения бюджета руководители получают отчетливую картину движения денег и эффективности их использования.
Руководителям крупных корпораций или отраслевых ведомств система Invest Expert поможет эффективно распорядиться средствами, направляемыми на развитие и реализацию инновационных проектов. Единая методика анализа и оценки эффективности позволит отобрать наиболее перспективные бизнес-проекты и разработать рациональную схему их финансирования. Мониторинг процесса реализа-ции проектов обеспечит возможность своевременного реагирования на неблагоприятные тенденции и внесения изменений в стратегию инвестиционной деятельности.
С помощью программы Invest Expert можно проводить выбор проекта в три этапа.
На первом этапе рассматриваются инвестиционные предложения в виде "паспортов проекта". Это может быть просто документ, подготовленный с помощью текстового редактора MS Word. В нем указывается название и другие реквизиты предприятия, а также основные показатели эффективности проекта. На этом этапе рассматриваются вопросы полезности проектов для отрасли, области и т. д.
На втором этапе эксперты рассматривают бизнес-планы и отвечают на вопросы анкеты. В программе Invest Expert при подведении итогов экспертизы учитываются приоритеты для различных направлений развития отрасли и регионов.
На третьем этапе формируется список принятых к исполнению проектов.
Кроме того, в систему Invest Expert поступает информация об источниках финансирования, образующих доходную часть инвестиционного бюджета. Эта информация используется для распределения средств между выбранными проектами.
Проекты, получившие финансовую поддержку, становятся объектом пристального внимания руководителей, управляющих инвестиционным бюджетом. Насколько эффективно используются инвестиционные ресурсы и какова реальная отдача от этих вложений, можно определить только в процессе изучения финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Система Invest Expert позволяет упростить эту задачу.
В режиме контроля исполнения инвестиционного бюджета предприятия, осуществляющие инвестиционные проекты, передают информацию в центральную БД. На основании этих данных система сопоставляет планируемые и фактические показатели. Органы управления инвестиционным бюджетом получают возможность автоматически контролировать исполнение принятых планов и в случае необходимости скорректировать их или остановить исполнение проектов, не обеспечивающих ожидаемый эффект.
Таким образом, применение единой технологии на всех этапах разработки, анализа и реализации инвестиционных проектов позволяет сделать "прозрачным" процесс принятия решений в области управления финансовыми ресурсами, многократно повысить качество решений и эффективность использования инвестиций.
Программа Invest Expert будет полезной следующим категориям пользователей:
работникам государственных органов власти (администраций), занимающимся экспертизой инвестиционных проектов с целью принятия решений об их поддержке;
руководителям крупных корпораций, обеспечивающим контроль над максимально эффективным использованием предоставленного финансирования;
руководителям отраслевых ведомств, обеспечивающим финансирование развития предприятий и реализацию инновационных проектов.
Для результативной работы с программой Invest Expert пользователь должен иметь следующие навыки и знания:
уметь работать с приложениями Windows;
иметь представление о бизнес-планировании и имитационном моделировании;
знать о назначении, порядке расчета и интерпретации основных показателей деятельности предприятия, а также о влиянии параметров бизнес-операций на величину этих показателей.
- Введение
- Раздел I. Информационные технологии
- 1.2. Структура финансовой информации
- 1.3. Технология обработки финансовой информации
- Тема 2. Автоматизированные информационные системы
- 2.1. Информационные системы управления
- 2.2. Классификация автоматизированных информационных
- 2.3. Понятие и структура автоматизированных
- 2.4. Примеры функциональной организации афс
- Тема 3. Информационное обеспечение автоматизированных
- 3.1. Состав и организация информационного обеспечения (ио)
- 3.2. Классификаторы, коды и технология их применения
- 3.3. Документация и технология ее формирования
- 3.3.1. Понятие, виды, структура экономического документа
- 3.3.2. Проектирование форм входных документов
- 3.3.3. Требования к проектированию форм
- 3.3.4. Технология электронного документооборота
- 3.4. Внутримашинное информационное обеспечение
- Тема 4. Проектирование автоматизированных
- 4.1. Принципы проектирования автоматизированных систем
- 4.2. Жизненный цикл автоматизированных систем
- 4.3. Содержание и методы ведения проектировочных работ
- 4.3.1. Методы ведения предпроектного обследования
- 4.3.2. Методы ведения проектных работ
- 4.3.3. Автоматизация проектных работ по созданию кис
- 4.4. Роль пользователя в создании автоматизированной
- 4.4.1. Постановка задачи
- 4.5. Особенности проектирования автоматизированных
- 4.6. Разрешение проблем выбора системы
- Раздел II. Функционирование
- Тема 5. Корпоративные информационные системы
- 5.1. Обзор рынка кис
- 5.2. Требования к построению кис
- 5.3. Кис "Галактика". Контур управления финансами
- 5.4. Модуль "Управление бюджетом"
- 5.4.1. Основные термины и понятия бюджетирования
- 5.4.2. Функциональность модуля
- 5.4.3. Программное меню
- 5.4.4. Настройка модуля
- 5.4.5. Примеры реализации бизнес-процессов
- 5.5. Модуль "Платежный календарь"
- 5.6. Модуль "Финансовый анализ"
- Тема 6. Автоматизированные банковские системы
- 6.1. Основы построения автоматизированных банковских
- 6.2. Информационное обеспечение абс
- 6.3. Функциональные подсистемы абс
- 6.4. Техническое обеспечение абс
- 6.5. Программное обеспечение абс
- 6.5.1. Описание функциональных и эксплуатационных
- Эверест — новая интегрированная автоматизированная банковская система обслуживания
- Коммерческого банка на базе Эверест
- Предприятия на электронных карточках
- RelShop — технология привлечения клиентов предприятий торговли и сервиса с помощью электронных пластиковых карточек
- Интегрированная банковская система (ибс) "Центавр Дельта"
- Корпоративная информационная система управления
- Программа "finereader Bank4.5"
- 6.6. Системы "банк–клиент"
- Преимущества системы "банк–клиент" перед традиционными способами обслуживания
- Телекоммуникационные средства для систем "банк–клиент"
- 6.7. Способы использования сети "Интернет" финансовыми организациями
- Преимущества и недостатки сети "Интернет" как среды передачи финансовой информации
- 6.8. Применение банкоматов для автоматизации розничных операций
- 6.9. Автоматизация межбанковских расчетов. Система swift
- Международная система swift
- Тема 7. Программное обеспечение финансового менеджмента
- 7.1.1. "1С: афсп" — система анализа финансового
- 7.1.2. Система "бэст-ф"
- 7.1.3. Система Audit Expert
- 7.2. Автоматизация экономического анализа с использованием табличных процессоров
- 7.3. Системы разработки бизнес-планов и анализа
- Список литературы
- Приложения
- В модуле "Платежный календарь"
- Взаимосвязь модулей контура управления финансами
- Раздел II. Функционирование автоматизированных