logo
ДКБ ответы к экзамену

Недепозитные источники привлечения средств

В отличие от депозитов, недепозитные источники привлечения банковских средств имеют ряд отличительных черт:

1) имеют не персональный характер, т. е. не связаны с конкретным клиентом банка, а приобретаются на конкурентной основе на рынке через посредников;

2) инициатива привлечения этих средств принадлежит самому банку, тогда как в случае с депозитами активной стороной является вкладчик;

3) более дорогой ресурс для банка по сравнению с депозитами.

Виды недепозитных источников:

1) кредиты, полученные у других банков (МБК),

2) кредиты, полученные у Центрального банка,

3) ценные бумаги, проданные по соглашениям об обратном выкупе (операции РЕПО),

4) евровалютные займы,

5) выпуск коммерческих ценных бумаг (векселей),

6) выпуск облигаций.

МБК используется кредитными организациями для предоставления клиенту ссуды в сумме, превышающей собственные возможности банка, или для поддержания уровня ликвидности. Наличие развитого рынка МБК позволяет сосредоточивать в оперативных резервах банков меньше средств для поддержания их ликвидности, а также повышает эффективность использования кредитных ресурсов банков за счет перераспределения избыточных ресурсов.

Кредиты от центрального банка коммерческие банки получают в форме:

Сделки РЕПО - это соглашение о продаже ценных бумаг с совершением через некоторое время обратной сделки. Экономический смысл операций РЕПО состоит в том, что одна сторона, имеющая некоторый избыток денежных средств, предоставляет их на время другой стороне за определенную плату. При этом первоначальный владелец денежных средств получает в качестве обеспечения ценные бумаги. Таким образом, операция РЕПО выступает как кредитование под ценные бумаги. Право собственности поочередно переходит от одной стороны к другой. Разница между ценами продажи и покупки одних и тех ценных бумаг составляет фактически плату за кредит, предоставленных банку-заемщику. Сделка РЕПО обладает большой ликвидностью и имеет невысокий риск.

Евровалютные займы как вид недепозитного источника имеют форму еврооблигаций (евробондов), т. е. долговых ценных бумаг, выпускаемых заемщиком при получении долгосрочного займа на еврорынке. Операции по привлечению средств путем выпуска банковских векселей получили широкое распространение в России с 1993 г.

Банковские векселя похожи по своей природе на сертификаты, но в отличие от них вексель может быть использован в качестве расчетного и платежного средства, а также передан новому владельцу по передаточной надписи - индоссаменту). Для банка-эмитента преимуществом является то, что он сам определяет срок погашения векселя, порядок досрочного выкупа, возможность серийного или разового выпуска. Кроме того, векселя не подлежат регистрации, как другие ценные бумаги, что облегчает банкам работу с ними и дает возможность их широкого применения.

Выпуск облигаций кредитными организациями регламентируется Инструкцией ЦБ РФ «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» № 102-И от 22.07.2002 г. (с изм.).

Выпуск облигаций разрешается банкам только после полной оплаты уставного капитала. Кредитная организация может выпускать облигации:

Таким образом, не депозитные источники привлечения средств позволяют банкам получать крупные суммы для пополнения кредитных ресурсов и в зависимости от их себестоимости формировать доход от проведения активных операций.

Пассивные операции по привлечению межбанковских или централизованных кредитов, а также эмиссия не инвестиционных ценных бумаг проводятся по инициативе самого банка и являются эффективным способом быстрого привлечения крупных финансовых ресурсов. Однако поскольку эти операции осуществляются на денежном рынке, то стоимость привлечения подобных ресурсов значительно выше, чем депозита равного срока, и поэтому комбанки обычно прибегают к подобным средствам в крайних случаях при возникновении финансовых затруднений