logo
ДКБ ответы к экзамену

Антиинфляционная политика государства и ее инструменты. Особенности инфляции в России.

Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика. Денежные реформы проводились в условиях металлического денежного обращения, а также после Второй мировой войны, когда существовал золотодевизный и золотослитковый стандарт. При системе кредитных и бумажных денег стабилизация денежного обращения проводилась также при помощи денежных реформ.

Денежные реформы - это преобразование денежной системы с целью упорядочения и укрепления денежного обращения. Денежные реформы могут быть полными и частичными и осуществляться разными методами в зависимости от экономического и политического положения страны, степени обеспечения денег.

Различают несколько видов денежных реформ в зависимости от их целей:

Стабилизация денежного обращения проводилась с помощью следующих методов:

Например, в Англии после Второй мировой войны было восстановлено довоенное содержание фунта стерлингов.

После отмены золотых паритетов ревальвация проводилась путем повышения курса национальной валюты по отношению к доллару;

Существует несколько предпосылок успешного проведения денежных реформ:

По методам проведения все денежные реформы делятся на три типа:

Методы «шоковой терапии» широко применялись в международной практике, как в прошлом, так и в настоящем. Например, в Европе данные методы сопровождались такими антиинфляционными методами, как конфискационная денежная реформа. С 1944 по 1952 г. было проведено 24 реформы.

Методы «шоковой терапии» имеют три основные черты:

Эффективность методов «шоковой терапии» зависит от того, насколько далека экономика той или иной страны от рыночных структур, так как только в условиях относительно подготовленных рыночных структур срабатывает стимулирующая роль механизма ценообразования. Возникающий вначале рост цен стимулирует увеличение производства, ликвидируется дефицит. Происходит параллельное насыщение рынков товаров и услуг, относительная стабилизация цен. Если же рыночные структуры чрезмерно разрушены или вовсе отсутствуют, то рост цен не ведет к перестройке и развитию производства, а принимает характер длительной и высокой инфляции. И в данной ситуации при «шоковой терапии» применяются дополнительные жесткие меры: замораживание заработной платы, сокращение производства, увеличение безработицы, проведение денежных реформ и т. д.

Методы «шоковой терапии» применялись в Японии после Второй мировой войны, в странах Восточной Европы, в Югославии, Польше.

Антиинфляционная политика - комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

В основном оформились два направления антиинфляционной политики:

Дефляционная политика - методы по ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки, ограничения денежной массы и т. д.

Дефляционная политика вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления, поэтому правительства, как правило, проявляют сдержанность при ее проведении.

Политика доходов предполагает параллельный контроль над ценами и зарплатой путем полного их замораживания или установления пределов их роста. Но по социальным мотивам эта политика применяется редко, так как с отменой ограничений рост цен, как правило, ускоряется.

Варианты антиинфляционной политики выбирались в зависимости от целей:

Важное значение для снижения темпа инфляции в развитых странах имеют изменения в антиинфляционной политике в 90-х гг. Они выразились в переходе от устаревших форм прямого контроля за денежной массой, установления «потолков» кредитования и административного регулирования процентных ставок к использованию преимущественно методов косвенного контроля. Основным средством антиинфляционной политики признано таргетирование, более 20 лет использующееся в развитых странах. Однако содержание понятия «таргетирование» к середине 90-х гг. претерпело существенные изменения. В современных условиях оно теснее увязывается с прогнозами экономического развития стран, особенно реального сектора.Расширилась сфера применения таргетирования. В практике проведения антиинфляционной политики в развитых странах сложились три основные системы таргетирования - установление целевых ориентиров изменения валютного курса, денежных агрегатов и инфляции.

Установление целевых ориентиров изменения валютного курса.

Для достижения относительной стабильности цен стоимость национальной валюты условно привязывается к иностранной валюте страны с низкими темпами инфляции. Преимущество - ясность данных показателей. На практике это означает обязательство центрального банка ограничить выпуск национальной валюты до уровня, сравнимого с показателями той страны, к валюте которой привязана национальная денежная единица. Недостатком является то, что страна, применяющая данный метод, утрачивает контроль за проведением национальной денежной политики, которая не может ни отражать особенности внутренней экономической политики, ни ограждать себя от негативных явлений, передающихся из страны, к валюте которой была привязана национальная денежная единица.

Таргетирование денежных агрегатов.

Подход используется в ряде развитых стран, в первую очередь в ФРГ, и предусматривает установление целевых ориентиров роста определенных показателей денежной массы. Преимущество заключается в том, что эти показатели поддаются непосредственному и быстрому контролю со стороны центрального банка. Метод эффективен только в тех странах, где можно оценить соотношение между избранным в качестве ориентира денежным агрегатом и целевым уровнем инфляции. В условиях резкого колебания скорости обращения денег контроль за тем или иным денежным агрегатом со стороны центрального банка не приведет к достижению конечной цели - стабильности цен. Так, в 90-х гг. в США этот способ регулирования полностью утратил свою эффективность.

Таргетирование инфляции

Метод заключается в установлении целевых ориентиров изменения внутренних цен. Основано на признании факта, что динамика денежных агрегатов не всегда определяет реальные темпы инфляции, зависящие также и от неденежных факторов. Этот метод, в отличие от первых двух, предоставляет центральному банку больше возможностей действовать в соответствии с нуждами экономики в краткосрочном плане. Конкретные действия, направленные на достижение целевого ориентира изменения темпа инфляции, могут принести эффект с некоторым лагом. Поэтому достичь поставленной цели при регулировании данным способом значительно труднее.

Представляет интерес оценка эффективности таргетирования. Ежегодно устанавливаемые, например в ФРГ, целевые ориентиры роста денежной массы не выполняются примерно в половине случаев. Однако даже при фактических отклонениях от целевых ориентиров зарубежные специалисты оценивают их как необходимые, так как центральный банк, наделенный независимым статусом, вынужден публично объяснять причины этих отклонений, их связь с реальными экономическими процессами и выдвигать убедительную аргументацию для поддержания доверия к себе.

Изменилась роль минимальных резервных требований как инструмента антиинфляционной политики. В 90-х гг. основное направление этой политики - снижение минимальных резервных требований к коммерческим банкам с тем, чтобы укрепить конкурентноспособность национальной кредитной системы. При этом центральные банки не отказываются от выполнения функции кредитора последней инстанции в общенациональном масштабе.