§ 2. Основные виды рекламы.
Субъекты рекламной деятельности
В зависимости от возможных потребителей рекламируемых товаров, работ или услуг различают потребительскую и деловую рекламу. В потребительской рекламе представлены продукты питания, мебель, бытовые услуги, не применяемые покупателями в коммерческих целях для извлечения прибыли. Деловая реклама связана с товарами, работами, услугами для производственно-коммерческой деятельности. Это может быть реклама промышленного оборудования, офисной мебели и оргтехники, товаров, продаваемых оптовыми торговыми организациями, работ и услуг производственного характера.
По своему предмету реклама делится на товарную и нетоварную. Первая представляет собой рекламу товаров или продукции. Вторая - рекламу строительства, финансовых предложений, юридических, медицинских, информационных, образовательных услуг и проч.
Можно также выделить коммерческую рекламу, т.е. направленную на получение рекламодателем дохода, и некоммерческую, представляющую общественные и государственные интересы. Это т.н. социальная реклама, например пропаганда профилактики заболеваний, информация о благотворительных акциях.
В зависимости от типа рекламного носителя можно выделить рекламу в печатных изданиях (газетах, журналах), полиграфическую рекламу (буклеты, брошюры, листовки, каталоги), кино- и телевизионную рекламу, рекламу на радио, наружную рекламу (щиты, панно), передвижную рекламу (на транспортных средствах, на живых людях), рекламу в сети Интернет, сувенирную рекламу и т.д.
В рекламной деятельности по большому счету можно выделить две группы субъектов: тех, кто непосредственно занимается созданием и распространением рекламной информации, и тех, для кого проводятся все рекламные кампании. К первой группе относятся рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель, а ко второй - неопределенный круг потребителей рекламы.
Рекламодатель - это изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы. Рекламопроизводитель - это лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму. Рекламораспространитель - это лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Потребители рекламы - это лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.
Отношения между этими субъектами строятся на договорных началах. Прежде всего можно назвать договор между рекламодателем и рекламопроизводителем о создании какого-либо рекламного продукта. Он является разновидностью договора подряда на выполнение работ. Если создание рекламы не ограничивается написанием какого-нибудь текста, а требует художественного решения, то с рекламопроизводителем заключается авторский договор заказа.
Между рекламодателями и рекламораспространителями заключаются договоры о возмездном оказании услуг. Содержанием таких договоров является предоставление и использование мест в печатных изданиях, технических средствах радиовещания, телевизионного эфирного времени и др. Особая их разновидность - заказы на проведение рекламных кампаний. Если распространению подлежит статичная реклама (наружная реклама в виде различных средств стабильного размещения), то на рекламораспространителя часто возлагается обязанность получить соответствующее разрешение органов местного самоуправления, а также урегулировать договорные взаимоотношения с собственниками земельных участков, зданий, сооружений, на которых будут установлены рекламные конструкции, табло, стенды, растяжки и т.п.
Интересно отметить, что в случаях, когда реклама помещается на кузовные детали или крыши транспортных средств, договор между рекламодателем и рекламораспространителем получил в практике название "прокат рекламной информации". Видимо, это название объясняется тем, что рекламу на автомобилях в буквальном смысле "катают". Хотя, конечно, ничего общего с договором проката как видом аренды (ст. ст. 626 - 631 ГК РФ) такой договор не имеет.
Рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель осуществляют свою деятельность с одной целью - оказать влияние на потребителей, заинтересовать их в приобретении товара, работы или услуги. Если реклама распространяется с нарушением требований законодательства и причиняет ущерб интересам потребителей, кто из трех субъектов будет нести перед ними ответственность? Рассмотрим порядок распределения ответственности перед потребителями на примере взаимоотношений по размещению рекламы в печатных изданиях.
Рекламодатель заказывает материал рекламного характера в печатном издании; он отвечает за содержание информации, предоставленной для создания рекламы. Рекламопроизводитель (например, журналист) готовит авторский текст - сообщение рекламного характера; он отвечает за оформление, производство, подготовку рекламы. Рекламораспространитель (газета, журнал) предоставляет технические возможности для распространения этого сообщения (рекламные площади); он отвечает за время, место, средства, способы размещения рекламы.
Как уже говорилось, реклама необходима только на рынках, функционирующих в условиях конкуренции. Поэтому государственный контроль в области рекламной деятельности осуществляет Федеральная антимонопольная служба России <1>. Она может выносить предписания о прекращении нарушений рекламного законодательства, уплате штрафов. Антимонопольный орган также вправе обратиться в суд с иском о распространении за счет рекламодателя контррекламы, т.е. публичного опровержения недостоверной рекламной информации. Суд, в свою очередь, определяет форму, место и сроки размещения такого публичного опровержения. При этом используются то же средство распространения, те же характеристики продолжительности, пространства, места и порядка, что и при размещении опровергаемой рекламы.
--------------------------------
<1> См. подробнее Административный регламент по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утв. Приказом ФАС России от 28 декабря 2007 г. N 453.
За нарушение требований рекламного законодательства рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель могут быть привлечены к гражданской и административной ответственности. Гражданская ответственность выражается в возмещении убытков, компенсации морального вреда, публичном опровержении ненадлежащей рекламы. Административная ответственность представляет собой штрафы, накладываемые в соответствии со ст. 14.3 КоАП РФ за ненадлежащую рекламу или отказ от контррекламы. Размеры штрафа варьируются, максимальный его размер для юридических лиц составляет 500 тыс. руб. При этом уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания антимонопольного органа о прекращении нарушения рекламного законодательства.
- Тема 1. Введение в предпринимательское право
- § 1. Понятие и признаки
- § 2. История становления предпринимательского права.
- Тема 2. Субъекты предпринимательского права. Общие положения
- § 1. Понятие и виды субъектов
- § 2. Предпринимательская деятельность
- § 3. Индивидуализация юридических лиц
- § 4. Государственная регистрация юридических лиц
- § 5. Прекращение деятельности субъектов
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- § 1. Классификация и виды юридических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственные кооперативы
- § 5. Унитарные предприятия
- Тема 4. Предпринимательские объединения
- § 1. Понятие и виды предпринимательских объединений
- § 2. Понятие холдинга и сущность холдинговых отношений
- § 3. Проблемы правового регулирования
- § 4. Предпринимательские объединения
- Тема 5. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Общая характеристика процедур,
- § 3. Особенности банкротства отдельных категорий должников
- Тема 6. Объекты гражданских прав предпринимателей
- § 1. Понятие объектов гражданских прав.
- § 2. Средства индивидуализации товаров
- § 3. Правовой режим денег
- § 4. Ценные бумаги
- § 5. Правовые основы использования информации.
- Тема 7. Предпринимательские договоры
- § 1. Понятие и основные виды договоров
- § 2. Порядок заключения договоров
- § 3. Торги на право заключения
- § 4. Правовое значение подписи уполномоченного лица
- § 5. Процедуры заключения крупных сделок
- § 6. Общая характеристика обеспечительных сделок
- § 7. Ответственность за нарушение
- Тема 8. Биржи и биржевая торговля
- § 1. Понятие биржи
- § 2. Правовой статус товарной биржи
- § 3. Организация биржевой торговли
- § 4. Правовой статус фондовой биржи
- § 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- § 6. Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
- § 7. Правовые основы деятельности валютной биржи
- Тема 9. Правовые основы аудиторской деятельности
- § 1. Понятие и правовое регулирование
- § 2. Обязательный и инициативный аудит
- Тема 10. Конкуренция и монополия в рыночной экономике
- § 1. Понятие конкуренции и монополии
- § 2. История становления конкурентного законодательства.
- § 3. Доминирующее положение
- § 4. Виды монополистической деятельности
- § 5. Недобросовестная конкуренция
- § 6. Государственный контроль за
- § 7. Понятие естественной монополии
- § 8. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
- § 9. Государственное регулирование деятельности
- Тема 11. Правовое регулирование рекламной деятельности
- § 1. Понятие рекламы
- § 2. Основные виды рекламы.
- § 3. Общие требования к содержанию рекламы
- § 4. Специальные режимы распространения рекламы