logo
Учебник Предпринимательское право Беляева 2008

§ 5. Недобросовестная конкуренция

Недобросовестная конкуренция - это любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Следуя общеевропейской практике, традициям и обычаям делового оборота, Закон о защите конкуренции содержит различные оценочные и неопределенные понятия, в частности добропорядочность, разумность, справедливость, допустимость. Такие понятия, конечно же, относятся к нормам морали и нравственности, поэтому не могут быть исчерпывающим образом определены в нормативном акте. Факт признания действий хозяйствующего субъекта недобропорядочными, неразумными и несправедливыми по отношению к другим субъектам на рынке устанавливает экспертный совет антимонопольного органа.

Чаще всего его решения основаны на проведенных социологических исследованиях, экспертизах, а также мнении профессиональных ассоциаций и союзов участников того рынка, на котором обнаружены нарушения (например, РСПП - Российский союз промышленников и предпринимателей, АКОРТ - Ассоциация компаний розничной торговли, ОПОРА России - Общероссийская общественная организации малого и среднего предпринимательства и проч.). Решение экспертного совета об установлении в действиях хозяйствующего субъекта признаков недобросовестной конкуренции может быть обжаловано в судебном порядке.

Учитывая, что антимонопольное законодательство имеет экстерриториальный характер, нужно отметить, что к обязательствам, возникающим из недобросовестной конкуренции, применяется право страны, рынок которой затронут такой конкуренцией (ст. 1222 ГК РФ).

Можно выделить несколько основных форм недобросовестной конкуренции. Во-первых, это распространение сведений о конкуренте и его продукции. Например, распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующего субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации; ввести потребителей в заблуждение относительно характера, способа, места изготовления, потребительских свойств, качества, количества товара или его изготовителей. То же касается некорректного сравнения хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых товаров с товарами конкурентов.

Во-вторых, недобросовестной конкуренцией является экономический и промышленный шпионаж, т.е. получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную и иную охраняемую законом тайну.

В-третьих, к недобросовестной конкуренции относятся незаконное приобретение и использование прав на средства индивидуализации юридического лица, его продукции, выполняемых работ или оказываемых услуг. На практике чаще всего именно по этому основанию хозяйствующие субъекты привлекаются к ответственности за недобросовестную конкуренцию. Если нарушение исключительного права признано недобросовестной конкуренцией, его защита может осуществляться как гражданско-правовыми способами, так и в соответствии с антимонопольным законодательством (п. 7 ст. 1252 ГК РФ).

Может иметь место ситуация, когда действия самого правообладателя признаются злоупотреблением правом (ст. 10 ГК РФ) или недобросовестной конкуренцией. В этом случае правовая охрана исключительного права (например, товарного знака) может быть признана недействительной (подп. 6 п. 2 ст. 1512 ГК РФ).

Так, в течение нескольких последних лет одна из российских компаний торговала водкой под названием "Русский стандарт Платинум". Другим хозяйствующим субъектом спустя какое-то время был зарегистрирован товарный знак "Platinum" по 33-му классу Международной классификации товаров и услуг "Алкогольная продукция". Правообладатель предъявил владельцу водки требование о заключении лицензионного соглашения на использование товарного знака, по условиям которого размер лицензионных платежей в несколько раз превышал объемы продаж этого товара. Суд решил, что данное требование, хотя и верное по формальным критериям, следует считать недобросовестной конкуренцией <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Московского округа от 26 мая 2005 г. N КА-А40/4151-05.

К этой форме недобросовестной конкуренции относится также реализация товаров под названиями, сходными до степени смешения с зарегистрированными товарными знаками. В частности, в одном из российских городов шла реклама и реализация пива под названием "Нововятское"; одновременно в этом же городе другой хозяйствующий субъект торговал пивом под названием "Вятское", причем это название было зарегистрированным товарным знаком. Арбитражный суд решил, что реализация пива "Нововятское" является основанием для административной ответственности за недобросовестную конкуренцию независимо от того, приобрел ли нарушитель какие-либо экономические преимущества.

В заключение отметим, что определенным новшеством нашего законодательства является введение "оборотных" штрафов за недобросовестную конкуренцию, выразившуюся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности. Такие штрафы рассчитываются не в конкретном рублевом выражении, а в сумме от 1 до 15% выручки, полученной нарушителем от реализации соответствующего товара (ст. 14.33 КоАП РФ).