§ 8. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
Сами по себе сферы естественных монополий являются достаточно "подвижными". Иными словами, по основным характеристикам естественной монополией можно назвать многие отрасли экономики, однако формально эти сферы определяются только на уровне закона. В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О естественных монополиях" на сегодняшний день в нашей стране легализованы семь рынков естественной монополии.
1. Естественной монополией являются железнодорожные перевозки. В сфере железнодорожного транспорта полностью отсутствует внутриотраслевая конкуренция, что обусловлено особой организационной структурой. Параллельные железнодорожные линии контролируются одной и той же железной дорогой, грузовые и пассажирские перевозки дальнего следования, как правило, выполняет один и тот же оператор. Железнодорожные перевозки состоят из большого количества различных услуг, которые подлежат самостоятельному регулированию (плата за перевозки пассажиров в дальнем следовании, сборы и плата за дополнительные работы (услуги), связанные с перевозкой грузов, и проч.).
Основная задача государственного тарифного регулирования - сокращение перекрестного субсидирования на железнодорожном транспорте, в том числе за счет сближения уровня тарифов, действующих в различных видах сообщения.
2. К естественной монополии относятся услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов. Услуги транспортных терминалов включают производственные операции по приемке, перемещению и сдаче грузов, которые неразрывно связаны с обслуживанием перевозчика. Услуги портов и аэропортов - производственные операции по обработке грузов, обслуживанию пассажиров, морских и речных судов, самолетов. При наличии довольно большого числа хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги морских и речных портов, развитой конкуренции в этой отрасли не имеется. Порты, выделившиеся из государственных пароходств, занимают локальное доминирующее положение на рынке портовых услуг, обладают монопольным правом на портовые механизмы, устройства, территорию, выступают в качестве единственного арендатора государственного имущества. В частности, на рынке портовых услуг субъектами естественной монополии являются Азовский морской порт, Московский западный порт, Хабаровский речной порт <1>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Государственное регулирование в этой сфере призвано обеспечить финансовую сбалансированность деятельности субъектов естественных монополий с учетом покрытия затрат на осуществление соответствующих видов деятельности и инвестиционных затрат в развитие объектов инфраструктуры морских портов при обеспечении конкурентоспособности российских портов. Ставки портовых сборов устанавливаются исходя из валовой вместимости судов (брутто-регистровый тоннаж) и дифференцируются в зависимости от типов судов и видов плавания.
Тарифы на услуги, оказываемые в речных и морских портах, являются предельно максимальными, поэтому субъекты естественной монополии вправе применять тарифы на уровне или ниже предельно максимального.
Сложность регулирования услуг аэропортов предопределена общими проблемами гражданской авиации (уменьшение пассажирооборота, критическое состояние материально-технической базы). Рост цен на аэропортовые услуги (аэронавигационное обслуживание воздушных судов, обслуживание пассажиров в аэропортах, обеспечение авиационной безопасности в зоне аэропорта и др.) значительно отстает от роста авиационных тарифов и не является определяющим фактором роста стоимости авиабилетов. Основное влияние на тарифы оказывают стоимость авиационного топлива, цены на техническое обслуживание и ремонт. Государственное ценовое регулирование услуг аэропортов необходимо для того, чтобы довести уровень аэропортовых сборов и тарифов до уровня экономически обоснованной себестоимости этих услуг. Это позволит сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок за счет грузовых.
3. Естественную монополию составляют услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи <1>, т.е. внутренняя письменная корреспонденция, внутренние телеграммы, предоставление местного и междугороднего телефонного соединения фиксированным абонентам, распространение и трансляция общероссийских телерадиопрограмм, предоставление доступа к телефонной сети.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 176-ФЗ "О почтовой связи"; Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи"; Положение о государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 637.
Субъектами естественной монополии в этой сфере являются ФГУП "Почта России", ФГУП "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", ОАО "Дагсвязьинформ", ОАО "Уралсвязьинформ" и др.
4. В нефтяной отрасли естественной монополией является транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам <1>. Нефтепроводы подразделяются на магистральные и промысловые. Магистральный нефтепровод (или "главная труба") предназначен для транспортировки нефти из районов добычи или хранения до мест потребления, т.е. до нефтеперерабатывающего завода, перевалочной нефтебазы, пункта налива. Магистральные и промысловые нефтепроводы различаются и по техническим показателям (величина рабочего давления в трубопроводе, его протяженность, наличие головных и промежуточных насосных станций и проч.). Однако законодательного разграничения между этими трубопроводами пока нет. С одной стороны, для их различия можно применять СНиПы и ГОСТы, в соответствии с которыми трубопроводы строились. Хотя зачастую нефтепроводы, построенные как промысловые, со временем реконструируются и подпадают под все технические характеристики магистральных. С другой стороны, в некоторых регионах существует только один нефтепровод, и, даже если он является промысловым, деятельность его владельца, очевидно, можно признать естественной монополией.
--------------------------------
<1> Правила государственного регулирования тарифов или их предельных уровней на услуги субъектов естественной монополии по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2007 г. N 980.
Несколько лет назад в Государственной Думе рассматривался проект Закона "О магистральном трубопроводном транспорте". Планировалось, что его действие будет распространяться не только на нефтепроводы, но и на газопроводы, а также на трубопроводы, предназначенные для транспортировки других углеводородов (нефтяного попутного газа, газового конденсата, газообразных углеводородов). В законопроекте было определено, что магистральные трубопроводы являются стратегическими объектами федерального значения. Магистральный трубопровод рассматривался как единый комплекс сооружений, поэтому право собственности на него не разделялось по отдельным объектам. Предусматривались некоторые ограничения в пользовании магистральными трубами, в частности стандартизация оборудования, лицензирование деятельности операторов, которые оказывают услуги по транспортировке углеводородов. Однако основной недостаток законопроекта в том, что отличительные черты магистрального трубопровода в нем не были определены.
Транспортировка нефти и нефтепродуктов состоит из нескольких технологически неотделимых процессов, для каждого из которых устанавливаются свои тарифы (прием, перевалка, слив нефти в трубопроводную систему в начале маршрута, сдача, налив и перевалка нефти в конце маршрута).
5. В газовой промышленности к естественной монополии относится транспортировка газа как по магистральным, так и по распределительным трубопроводам <1>. Магистральные газопроводы входят в газотранспортную систему компании "Газпром" и предназначены для транспортировки газа от места добычи до газораспределительных сетей. В нашей стране практически весь газ добывается на севере Западной Сибири, а большинство основных потребителей расположены в европейской части. Поэтому трубопроводный транспорт является единственным экономически оправданным способом доставки природного газа. Субъекты естественной монополии в этой сфере - газотранспортные организации, эксплуатирующие магистральные трубы, и газораспределительные организации, владеющие распределительными сетями. В настоящее время государством устанавливаются тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам, магистральным газопроводам-отводам, газораспределительным сетям, а также на снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям <2>.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"; Правила поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162.
<2> Методика расчета тарифов на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, утв. Приказом ФСТ России от 23 августа 2005 г. N 388-э/1.
6. Естественной монополией являются услуги по передаче электрической и тепловой энергии <1>, которые представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической и тепловой энергии через технические устройства сетей в соответствии с техническими регламентами. Эти услуги оказываются посредством совокупности электрических и тепловых сетей, устройств преобразования энергии, средств по технологическому управлению режимами подачи энергии и проч. Субъектами естественной монополии в данной сфере являются организации, оказывающие услуги по передаче энергии. В частности, государство устанавливает размеры платы за услуги по организации функционирования и развития Единой энергетической системы для РАО "ЕЭС России"; индикативные цены и тарифы на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке электроэнергии для ОАО "Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы" и др.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
7. Сферой деятельности естественных монополистов являются и услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике <1>. Они представляют собой комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы технических устройств электростанций, электрических сетей и энергопринимающего оборудования потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, осуществляемых в целях обеспечения надежного энергоснабжения и качества электрической энергии, соответствующих техническим регламентам и иным обязательным требованиям. Субъектами оперативно-диспетчерского управления являются системный оператор Единой энергетической системы России (ОАО "Системный оператор - Центральное диспетчерское управление Единой энергетической системой") и другие субъекты, уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений (ОАО "Иркутская электросетевая компания", ОАО "Башкирэнерго", ЗАО "Новосибирский диспетчерский центр").
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике"; Правила оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 854.
8. Еще одна сфера естественной монополии - это услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. Российская Федерация располагает самой большой в мире сетью внутренних водных путей. Они являются федеральной собственностью и содержатся в основном за счет ассигнований из федерального бюджета. К объектам инфраструктуры внутренних водных путей относятся гидротехнические сооружения, в частности шлюзы, порты, судостроительные и судоремонтные предприятия и пр. Поскольку на содержание и развитие внутренних водных путей нужны инвестиции, в виде дополнительного источника финансирования в 2006 г. были введены сборы за их использование (например, маячный, навигационный, корабельный сборы; плата за аварийно-спасательное обеспечение, стоянку судов на якоре, лоцманскую проводку судов и пр.) <1>.
--------------------------------
<1> Приказ ФСТ России от 25 апреля 2006 г. N 85-т/4 "Об утверждении ставок сборов с судов на внутреннем водном транспорте".
- Тема 1. Введение в предпринимательское право
- § 1. Понятие и признаки
- § 2. История становления предпринимательского права.
- Тема 2. Субъекты предпринимательского права. Общие положения
- § 1. Понятие и виды субъектов
- § 2. Предпринимательская деятельность
- § 3. Индивидуализация юридических лиц
- § 4. Государственная регистрация юридических лиц
- § 5. Прекращение деятельности субъектов
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- § 1. Классификация и виды юридических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственные кооперативы
- § 5. Унитарные предприятия
- Тема 4. Предпринимательские объединения
- § 1. Понятие и виды предпринимательских объединений
- § 2. Понятие холдинга и сущность холдинговых отношений
- § 3. Проблемы правового регулирования
- § 4. Предпринимательские объединения
- Тема 5. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Общая характеристика процедур,
- § 3. Особенности банкротства отдельных категорий должников
- Тема 6. Объекты гражданских прав предпринимателей
- § 1. Понятие объектов гражданских прав.
- § 2. Средства индивидуализации товаров
- § 3. Правовой режим денег
- § 4. Ценные бумаги
- § 5. Правовые основы использования информации.
- Тема 7. Предпринимательские договоры
- § 1. Понятие и основные виды договоров
- § 2. Порядок заключения договоров
- § 3. Торги на право заключения
- § 4. Правовое значение подписи уполномоченного лица
- § 5. Процедуры заключения крупных сделок
- § 6. Общая характеристика обеспечительных сделок
- § 7. Ответственность за нарушение
- Тема 8. Биржи и биржевая торговля
- § 1. Понятие биржи
- § 2. Правовой статус товарной биржи
- § 3. Организация биржевой торговли
- § 4. Правовой статус фондовой биржи
- § 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- § 6. Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
- § 7. Правовые основы деятельности валютной биржи
- Тема 9. Правовые основы аудиторской деятельности
- § 1. Понятие и правовое регулирование
- § 2. Обязательный и инициативный аудит
- Тема 10. Конкуренция и монополия в рыночной экономике
- § 1. Понятие конкуренции и монополии
- § 2. История становления конкурентного законодательства.
- § 3. Доминирующее положение
- § 4. Виды монополистической деятельности
- § 5. Недобросовестная конкуренция
- § 6. Государственный контроль за
- § 7. Понятие естественной монополии
- § 8. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
- § 9. Государственное регулирование деятельности
- Тема 11. Правовое регулирование рекламной деятельности
- § 1. Понятие рекламы
- § 2. Основные виды рекламы.
- § 3. Общие требования к содержанию рекламы
- § 4. Специальные режимы распространения рекламы