§ 2. Предпринимательская деятельность
обособленных подразделений юридических лиц
Юридическое лицо может испытывать потребность в постоянном или регулярном совершении каких-либо действий за пределами места своего нахождения. С этой целью оно вправе создать обособленное подразделение в другом месте. Понятие "обособленное подразделение" не раскрывается в гражданском законодательстве. В статье 55 ГК РФ названы всего два вида обособленных подразделений - филиалы и представительства, без определения их родового понятия.
В современной предпринимательской практике распространены различные виды обособленных подразделений. Так, помимо филиалов и представительств, открываются дополнительные офисы, бюро, отделения, конторы и проч. В качестве еще одного примера можно назвать внутреннее структурное подразделение кредитной организации или ее филиала. Оно создается вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и может осуществлять банковские операции в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации) <1>.
--------------------------------
<1> Статья 22 Закона о банках и банковской деятельности.
Представительством признается обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал определяется законодательством как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
В нашем законодательстве не разъясняется, что следует понимать под местом нахождения: конкретный адрес, населенный пункт, административный район или субъект РФ, в котором было зарегистрировано юридическое лицо. Практическое значение этого вопроса заключается в том, насколько должно быть удалено обособленное подразделение от самой организации, чтобы находиться вне места ее нахождения. Например, если признать местом нахождения организации конкретный почтовый адрес, то следует признать, что офис организации, находящийся в соседнем доме, является ее филиалом.
Судебная практика в этих вопросах довольно противоречива. В частности, рассматривался спор с участием филиала организации, расположенного в другом населенном пункте того же субъекта РФ (Воронежской области). В другом деле рассматривался вопрос о правомерности налоговых проверок филиалов общества и самого общества, которые находились в различных населенных пунктах Ленинградской области. В одном из судебных решений был сформулирован вывод о том, что "местом нахождения колледжа является г. Прокопьевск, местом нахождения центра также является г. Прокопьевск, следовательно, центр не может являться филиалом колледжа, так как он расположен в месте нахождения юридического лица" <1>. Чаще понятие "вне места нахождения" трактуется в судебно-арбитражной практике как "в другом населенном пункте".
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 февраля 2000 г. N Ф04/249-1/А27-2000.
Квалифицирующим признаком обособленного подразделения по гражданскому законодательству является осуществление каких-либо функций юридического лица вне места его нахождения. Филиалы могут заниматься предпринимательством и выполнять представительские функции, а представительства непосредственно предпринимательской деятельностью заниматься не могут. Представление интересов юридического лица и их защита могут быть разными, например реклама продукции, поиск и установление контактов с потенциальными покупателями, иная маркетинговая деятельность, лоббирование интересов компании в различных государственных, коммерческих и иных структурах, судебная защита интересов юридического лица, реализация продукции. Однако производственной деятельностью (оказанием услуг), которая является функцией головной организации, представительство заниматься не может, оно лишь создает условия для осуществления этой деятельности. Поэтому принято говорить, что представительство расширяет деятельность юридического лица функционально.
Филиалы и представительства создаются по решению уполномоченного органа управления коммерческой организации, принятому в соответствии с технико-экономическим обоснованием целесообразности их создания. Так, решение о создании филиала или представительства акционерного общества принимает совет директоров <1>, в обществе с ограниченной ответственностью принятие данного решения входит в компетенцию общего собрания участников <2>.
--------------------------------
<1> Подпункт 14 п. 1 ст. 65 Закона об акционерных обществах.
<2> Пункт 1 ст. 5 Закона об обществах с ограниченной ответственностью.
В отличие от ранее действовавшего законодательства сейчас не предусмотрена государственная регистрация территориально обособленных подразделений. В пункте 3 ст. 55 ГК РФ содержится требование о необходимости указывать в учредительных документах юридического лица сведения о созданных им филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе организации, связанных с изменением сведений о ее филиалах и представительствах, передаются органу государственной регистрации в уведомительном порядке. Эти изменения в уставе приобретают силу для третьих лиц с момента уведомления регистрирующего органа.
Отсутствие в учредительных документах изменений, связанных с созданием территориально обособленных структурных подразделений, является одним из случаев несоответствия учредительных документов требованиям законодательства. Непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений о юридическом лице может повлечь для должностных лиц организации административную ответственность в форме предупреждения или штрафа в размере до 5 тыс. руб. за неправомерные действия, связанные с непредставлением сведений для включения в Единый государственный реестр юридических лиц <1>.
--------------------------------
<1> Статья 25 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.
Какие конкретно сведения о филиалах и представительствах должен содержать устав, в законодательстве не сказано; этот вопрос решается самой организацией. Однако устав не нужно перерегистрировать в связи с внесением в него дополнений и изменений, связанных с созданием или ликвидацией филиалов и представительств.
Если головная организация имеет несколько территориально обособленных подразделений, какими способами она может их индивидуализировать? Фирменного наименования эти подразделения иметь не могут по той простой причине, что они не обладают статусом юридического лица. Специальных же указаний на этот счет наше законодательство не содержит. В бизнес-практике территориально обособленные подразделения в большинстве случаев либо нумеруются по порядку (календарной последовательности их создания), либо указываются по региону их деятельности (Московский филиал, Северо-Западное представительство и т.п.). Поскольку закон не содержит запретов, территориально обособленное подразделение может иметь собственное название, которое существенным образом отличается от фирменного наименования головной организации.
Инициатором создания обособленного подразделения выступает, как правило, исполнительный орган юридического лица - директор или правление (дирекция). Они же вносят соответствующее предложение в совет директоров (наблюдательный совет) или на общее собрание участников, которые и принимают соответствующее решение. После его принятия генеральный директор подписывает приказ об утверждении Положения о филиале или представительстве организации. Положение о представительстве значительно проще по своему содержанию, чем положение о филиале, поскольку функции представительства значительно уже.
Обратим внимание, что в обществах с ограниченной ответственностью филиалы (представительства) создаются по решению общего собрания, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников, если необходимость большего числа не предусмотрена уставом. Таким образом, речь идет о квалифицированном большинстве голосов именно всех участников общества, а не только лиц, присутствующих на данном собрании.
Территориально обособленное подразделение не является юридическим лицом. Взаимоотношения между ним и головной организацией строятся на основе нескольких документов: решения о создании филиала (представительства), учредительных документов юридического лица, положения о филиале (представительстве), а также доверенности, выданной руководителю филиала (представительства).
Юридическое лицо вправе наделять филиал (представительство) своим имуществом. При этом обособленность имущества весьма относительна, поскольку оно продолжает оставаться имуществом самого юридического лица. Имущество филиала образуется из средств, закрепленных за ним организацией, а также приобретенных в результате осуществления предпринимательской деятельности. Филиал распоряжается имуществом, получаемым в результате собственной производственно-хозяйственной деятельности в соответствии с полномочиями, предоставленными учредившим его юридическим лицом.
Гражданским кодексом РФ не предусмотрено обязательное выделение имущества обособленного подразделения организации на отдельный баланс. Так, по общему правилу это имущество может - по усмотрению самого юридического лица - учитываться только на его балансе либо выделяться на отдельный баланс, который представляет собой часть общего баланса организации. Лишь для обособленных подразделений акционерных обществ установлено особое правило: имущество учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе самого акционерного общества. Под отдельным балансом структурного подразделения понимается система показателей, формируемая подразделением и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления организацией, в том числе составления бухгалтерской отчетности. У организации, обособленные подразделения которой не имеют отдельного баланса, не возникает обязанности уплачивать налог на имущество и представлять налоговые декларации по месту нахождения таких обособленных подразделений <1>.
--------------------------------
<1> Письмо Минфина России от 16 февраля 2000 г. N 03-06-05-04/35.
Филиал по усмотрению юридического лица, его создавшего, может по месту своего нахождения иметь в отделениях банка или иных кредитных организаций расчетный или текущий счет (рублевый или валютный). Наличие или отсутствие такого счета не влияет на правовой статус обособленного подразделения. Филиалы осуществляют предпринимательскую деятельность от имени создавшего их юридического лица. Компетенцию филиала составляют делегированные ему юридическим лицом полномочия.
Филиалом управляют:
а) органы управления создавшей его организации в соответствии с полномочиями, возложенными на них;
б) руководитель (директор) филиала.
К компетенции головной организации могут быть отнесены: определение профиля и основных направлений деятельности филиала, утверждение его производственных планов и отчетов об их выполнении, утверждение положения о филиале, определение его организационно-хозяйственной структуры, назначение и досрочное прекращение полномочий директора филиала, проведение аудиторских проверок, принятие решения о прекращении деятельности филиала и проч.
Директор филиала действует на основании положения о филиале и выданной ему доверенности. Правоспособность обособленного подразделения во многом зависит от полномочий его руководителя. В рамках, определенных доверенностью, он совершает действия от имени юридического лица, осуществляет оперативное руководство деятельностью филиала в соответствии с утвержденным бизнес-планом, распоряжается средствами филиала, издает распоряжения относительно работников филиала и осуществляет прочие полномочия, необходимые для достижения целей и задач обособленного подразделения.
Хотя филиалы и представительства являются обособленными подразделениями организации, они все же не выделяются из нее в качестве самостоятельных юридических лиц и, следовательно, не могут обладать гражданской правоспособностью <1>. Именно поэтому доверенность выдается не филиалу (представительству) в целом, а непосредственно его директору. У руководителя филиала или представительства доверенность должна быть и в том случае, когда его полномочия определены учредительными документами юридического лица <2>. Дело в том, что руководитель филиала (представительства) не является органом юридического лица, поэтому его полномочия на выступление от имени организации не могут основываться на положении о филиале (представительстве) либо учредительных документах юридического лица. Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах юридического лица, а не от имени филиала или представительства.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 сентября 2002 г. по делу N А42-3132/01-18.
<2> Пункт 20 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 6/8.
Итак, не являясь юридическим лицом, филиал (представительство) осуществляет свою деятельность, в том числе заключает сделки, от имени головной организации. Поэтому ответственность за действия филиала (представительства) несет организация даже в тех случаях, когда эти действия осуществлялись якобы не от ее имени. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее обособленного подразделения, предъявляется по месту нахождения последнего, однако стороной по делу является сама организация как юридическое лицо. Взыскание производится судом с нее или в пользу нее <1>.
--------------------------------
<1> Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 мая 1998 г. N 34 "О рассмотрении исков, вытекающих из деятельности обособленных подразделений юридических лиц".
Следует обратить внимание, что имущество представительств и филиалов может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц независимо от того, связано это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только тем, которое выделено этим подразделениям.
Гражданско-правовой и налоговый статусы обособленных подразделений имеют ряд принципиальных отличий. Так, в налоговом законодательстве в отношении филиалов и представительств используется общее понятие "обособленное подразделение организации", под которым понимается любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Рабочее место - это то место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо либо косвенно находится под контролем работодателя (ст. 209 Трудового кодекса РФ). Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца (ст. 11 НК РФ).
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений (ст. 83 НК РФ). Нередко предприниматели задаются вопросом о том, сколько оборудованных стационарных рабочих мест приводят к появлению у организации обособленного подразделения. Надо сказать, что для целей налогового контроля не имеет значения, одно или несколько рабочих мест территориально отделены от основной организации. Поэтому создание даже одного рабочего места вне места нахождения организации приводит к созданию обособленного подразделения и является основанием для постановки на учет в налоговом органе <1>.
--------------------------------
<1> Письмо МНС от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912 "О признании одного рабочего места обособленным подразделением", Постановление ФАС Московского округа от 23 января 2003 г. N КА-А41/9052-02 и проч.
Вместе с тем судебная практика пока не выработала единого подхода к решению вопроса о возникновении стационарного рабочего места при выполнении работ командировочным методом. В ряде случаев суды признавали, что при направлении работников в служебную командировку сроком свыше одного месяца у организации появляется обособленное подразделение <1>, хотя встречаются и противоположные решения <2>.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 февраля 2002 г. N А05-9651/01-491/14.
<2> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2004 г. N Ф04/1209-235/А03-2004.
Таким образом, для целей налогообложения неважно, есть или нет в учредительных документах юридического лица сведения о созданных им филиалах и представительствах. Подразделение признается территориально обособленным независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Территориально обособленные подразделения коммерческих организаций пользуются существующей в месте их функционирования инфраструктурой и должны вносить свою долю в создание и поддержание этой инфраструктуры, в том числе путем отчисления определенных налогов по месту своей хозяйственной деятельности. Фактически многие территориально обособленные подразделения юридических лиц пока еще не оформлены в соответствии с нормами гражданского законодательства. А поскольку, основываясь исключительно на этих нормах, нельзя добиться внесения налогов и сборов обособленными подразделениями, юридически не оформленными как филиалы и представительства, в налоговом законодательстве, по сути, выработано понятие "филиал de facto". Поэтому исполнение филиалом налоговых обязанностей не зависит от того, утверждено ли положение о нем, издан ли в установленном порядке приказ о назначении руководителя филиала, указан ли филиал в учредительных документах юридического лица и т.п.
Обособленные подразделения не являются самостоятельными налогоплательщиками, они выполняют функции юридического лица по уплате налогов лишь в качестве структурной части самого юридического лица и, следовательно, не обладают налоговой самостоятельностью (ст. 19 НК РФ). Следовательно, ответственность за своевременную уплату налогов и сборов возлагается на само юридическое лицо, имеющее обособленные подразделения. Взыскание по налоговым недоимкам и другим долгам филиала может быть обращено на имущество самого юридического лица. Именно поэтому при ликвидации филиала уведомлять кредиторов не требуется.
В налоговом законодательстве используется также термин "постоянное представительство" применительно к деятельности иностранных организаций на российской территории (ст. ст. 306 - 312 НК РФ). Под ним понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое иностранная организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ. Именно регулярность предпринимательской деятельности через представительство иностранной организации предопределяет его преобразование в постоянное.
Если действия представительства не направлены на получение регулярного дохода от предпринимательской деятельности (например, представительство производит расходы на оплату рекламы продукции иностранной организации, проводит выставки, маркетинговые исследования, командирует сотрудников представительства для целей сервисного обслуживания продукции иностранной организации), оснований для изменения его статуса на постоянное представительство в налоговых целях не имеется. Например, при регулярном подписании представительством на территории России договоров с целью продажи производимых иностранной компанией товаров такое представительство будет квалифицировано как постоянное.
Таким образом, постоянное представительство означает регулярный характер деятельности иностранной организации на территории РФ для целей уплаты налога на прибыль.
Сопоставив понятия филиала и представительства в гражданском законодательстве с понятием обособленного подразделения в налоговом праве, можно сказать, что в гражданском праве филиал и представительство - это всегда обособленные подразделения, а с налоговой точки зрения они могут не считаться обособленными подразделениями, если в них не созданы стационарные рабочие места.
Налогоплательщики подлежат постановке на налоговый учет по месту нахождения своих обособленных подразделений (ст. 83 НК РФ). Целью данного учета является уплата организацией налогов в местные бюджеты. Заявление о постановке на учет подается по истечении одного месяца после создания обособленного подразделения. В этой связи возникает вопрос об определении момента его создания. В судебно-арбитражной практике таким моментом считается дата создания стационарных рабочих мест. Например, приказ директора о создании рабочих мест, начало деятельности по месту нахождения обособленного подразделения, начало исполнения обязанностей директором и (или) главным бухгалтером обособленного подразделения, вступление в силу договоров на пользование коммунальными услугами и телефонной связью.
Некоторые организации создают обособленные подразделения, которые находятся на территории того же налогового органа, что и сама головная организация. В этом случае вставать на учет повторно в той же налоговой инспекции не нужно <1>. Однако для крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, актуальна другая проблема: необходима ли постановка на учет по месту нахождения обособленных подразделений, если они созданы на территории другого налогового органа, но в пределах одного населенного пункта? Считается, что поскольку контроль на территории города осуществляется разными налоговыми органами, то налоговая инспекция вправе требовать постановки на учет организации, чье обособленное подразделение находится на подведомственной ей территории.
--------------------------------
<1> Письмо МНС России от 8 августа 2001 г. N ШС-6-14/613@.
- Тема 1. Введение в предпринимательское право
- § 1. Понятие и признаки
- § 2. История становления предпринимательского права.
- Тема 2. Субъекты предпринимательского права. Общие положения
- § 1. Понятие и виды субъектов
- § 2. Предпринимательская деятельность
- § 3. Индивидуализация юридических лиц
- § 4. Государственная регистрация юридических лиц
- § 5. Прекращение деятельности субъектов
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- § 1. Классификация и виды юридических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственные кооперативы
- § 5. Унитарные предприятия
- Тема 4. Предпринимательские объединения
- § 1. Понятие и виды предпринимательских объединений
- § 2. Понятие холдинга и сущность холдинговых отношений
- § 3. Проблемы правового регулирования
- § 4. Предпринимательские объединения
- Тема 5. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Общая характеристика процедур,
- § 3. Особенности банкротства отдельных категорий должников
- Тема 6. Объекты гражданских прав предпринимателей
- § 1. Понятие объектов гражданских прав.
- § 2. Средства индивидуализации товаров
- § 3. Правовой режим денег
- § 4. Ценные бумаги
- § 5. Правовые основы использования информации.
- Тема 7. Предпринимательские договоры
- § 1. Понятие и основные виды договоров
- § 2. Порядок заключения договоров
- § 3. Торги на право заключения
- § 4. Правовое значение подписи уполномоченного лица
- § 5. Процедуры заключения крупных сделок
- § 6. Общая характеристика обеспечительных сделок
- § 7. Ответственность за нарушение
- Тема 8. Биржи и биржевая торговля
- § 1. Понятие биржи
- § 2. Правовой статус товарной биржи
- § 3. Организация биржевой торговли
- § 4. Правовой статус фондовой биржи
- § 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- § 6. Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
- § 7. Правовые основы деятельности валютной биржи
- Тема 9. Правовые основы аудиторской деятельности
- § 1. Понятие и правовое регулирование
- § 2. Обязательный и инициативный аудит
- Тема 10. Конкуренция и монополия в рыночной экономике
- § 1. Понятие конкуренции и монополии
- § 2. История становления конкурентного законодательства.
- § 3. Доминирующее положение
- § 4. Виды монополистической деятельности
- § 5. Недобросовестная конкуренция
- § 6. Государственный контроль за
- § 7. Понятие естественной монополии
- § 8. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
- § 9. Государственное регулирование деятельности
- Тема 11. Правовое регулирование рекламной деятельности
- § 1. Понятие рекламы
- § 2. Основные виды рекламы.
- § 3. Общие требования к содержанию рекламы
- § 4. Специальные режимы распространения рекламы