§ 5. Унитарные предприятия
За унитарными предприятиями утвердилась репутация переходной формы, поскольку они замыкают перечень коммерческих организаций в Гражданском кодексе РФ, и в будущем термин "предприятие" должен окончательно переместиться в раздел об объектах гражданских прав (ст. 132 ГК РФ). Унитарные предприятия являются уникальным видом юридических лиц, не встречающимся в законодательстве иностранных государств. Они представляют собой своеобразный инструмент для ограничения ответственности собственника (государства или муниципального образования) за результаты предпринимательской деятельности объемом имущества, выделенного в хозяйственное ведение учрежденному предприятию, аналогично тому, как гражданин может зарегистрировать хозяйственное общество, чтобы ограничить свою ответственность только имуществом, внесенным в его уставный капитал.
В зарубежных странах существуют разные формы правовой организации государственных предприятий. Например, в Германии - это торговые товарищества, во Франции - национальные общества; их акции (доли) полностью принадлежат государству, иногда в качестве акционеров выступают другие государственные предприятия.
Отечественные унитарные предприятия могут быть основаны на одном из ограниченных вещных прав: праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления (казенные предприятия). Праву хозяйственного ведения соответствует предприятие как особый вид субъекта права. Право оперативного управления исторически появилось раньше, чем право хозяйственного ведения, его концепция была разработана в СССР в 40-е гг. XX в. для эффективного управления государственной собственностью. Оперативное управление значительно уже по содержанию, чем право собственности и право хозяйственного ведения, его субъектами являются казенные предприятия и учреждения.
В России сейчас насчитывается, по разным оценкам, от 10 до 13 тыс. государственных унитарных предприятий. Зачастую они управляются недостаточно эффективно. Поэтому государственная политика направлена на сужение самостоятельности унитарных предприятий. Конечной целью является исключение права хозяйственного ведения из отечественного законодательства и закрепление неприватизированного государственного имущества на праве оперативного управления.
Унитарные предприятия имеют ограниченную (целевую) правоспособность, они не могут самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, как и совершать многие другие сделки. Известно, что никто не может передать другому больше прав, чем имеет сам. Но деятельность государственных предприятий искажает классические постулаты и конструкции цивилистики. Конструкция предприятия как юридического лица - несобственника, находящегося под полным контролем учредителя, не отвечающего по его долгам, противоречит потребностям рынка.
Термин "унитарное" (от лат. "unitas" - единство) означает единое, объединенное, составляющее одно целое. Такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Российской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной собственности. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, запрещено. Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя, которому принадлежит на праве собственности имущество, закрепленное за таким предприятием.
Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между его работниками. Поэтому единым и неделимым является и уставный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не формируется, что объясняется субсидиарной ответственностью собственника по обязательствам такого предприятия. Основное предназначение уставного фонда заключается в формировании минимального размера имущества, гарантирующего интересы кредиторов предприятия. Если же интересы кредиторов гарантированы субсидиарной ответственностью учредителя, формирование уставного фонда не имеет смысла.
Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган (директор, генеральный директор), назначаемый собственником, полностью ему подотчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Руководителю унитарного предприятия запрещается занимать иные оплачиваемые должности. Образование иных органов управления в унитарном предприятии законодательством не предусмотрено, допускается лишь создание совещательных органов.
Несмотря на то что унитарные предприятия относятся к коммерческим организациям, извлечение прибыли трудно назвать их основной целью деятельности, поскольку существование некоторых предприятий изначально подразумевается убыточным. Так, целью создания казенного предприятия может быть осуществление дотируемых видов деятельности и ведение убыточных производств <1>. Основная задача таких предприятий - удовлетворение государственных нужд.
--------------------------------
<1> Пункт 4 ст. 8 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Казенное предприятие действует согласно заранее утвержденной программе деятельности и в соответствии с экономическими показателями, разработанными для реализации данной программы и оформленными в виде сметы доходов и расходов предприятия.
Государство может осуществлять финансирование целевых расходов казенного предприятия при недостаточности его доходов, полученных от реализации продукции. Такое целевое финансирование проводится ежеквартально по итогам отчетного периода путем выделения средств из соответствующего бюджета. Еще одна особенность состоит в порядке распределения прибыли. Помимо того, что казенные предприятия уплачивают налог на прибыль, свободный остаток прибыли, который образуется после уплаты налогов и направления средств на развитие самого завода и объектов его социальной инфраструктуры, подлежит изъятию в доход бюджета. Так, в бюджет зачисляется не более 25% чистой прибыли федерального казенного предприятия по результатам отчетного года <1>. Таким образом, имеет место налоговое и неналоговое изъятие, не свойственное рыночной экономике.
--------------------------------
<1> Правила создания и регулирования деятельности федеральных казенных предприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2007 г. N 872.
Унитарным предприятиям запрещено создавать дочерние унитарные предприятия и участвовать в уставном капитале кредитных организаций.
Минимальный размер уставного фонда, который должен быть полностью сформирован собственником в течение 3 месяцев после государственной регистрации, составляет для государственного предприятия - 5 тыс. МРОТ, для муниципального предприятия - 1 тыс. МРОТ.
Для контроля за деятельностью унитарного предприятия по аналогии с законодательством о хозяйственных обществах вводится понятие "крупная сделка", которую предприятие вправе совершить, предварительно получив согласие собственника имущества, т.е. государственного органа, в ведении которого оно находится. Сделка считается крупной, если стоимость имущества, являющегося предметом сделки, превышает 50 тыс. МРОТ или 10% уставного фонда предприятия.
Однако законодательство не содержит норм о т.н. обычной хозяйственной деятельности унитарного предприятия, как, например, это сделано в отношении хозяйственных обществ. Поэтому крупные сделки унитарных предприятий определяются по сугубо формальным критериям. Крупные сделки совершаются только с согласия собственника, в противном случае они являются оспоримыми и могут быть признаны недействительными в судебном порядке.
С согласия собственника совершаются не только крупные сделки, но и ряд других, в частности распоряжение долями в уставном капитале других организаций; предоставление займов, поручительств, получение банковских гарантий; перевод долга, уступка права требования (цессия); участие в договорах простого товарищества.
Для унитарных предприятий устанавливаются обязательные аудиторские проверки, хотя Закон об аудиторской деятельности содержит ряд условий, при наличии которых такая проверка может считаться для унитарного предприятия обязательной. Причем заключение унитарным предприятием договора на аудиторские услуги без соответствующего решения собственника о проведении аудиторской проверки влечет его недействительность <1>.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 июня 2007 г. N Ф04-3527/2007(34878-А67-13) по делу N А67-4508/2006.
- Тема 1. Введение в предпринимательское право
- § 1. Понятие и признаки
- § 2. История становления предпринимательского права.
- Тема 2. Субъекты предпринимательского права. Общие положения
- § 1. Понятие и виды субъектов
- § 2. Предпринимательская деятельность
- § 3. Индивидуализация юридических лиц
- § 4. Государственная регистрация юридических лиц
- § 5. Прекращение деятельности субъектов
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- § 1. Классификация и виды юридических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственные кооперативы
- § 5. Унитарные предприятия
- Тема 4. Предпринимательские объединения
- § 1. Понятие и виды предпринимательских объединений
- § 2. Понятие холдинга и сущность холдинговых отношений
- § 3. Проблемы правового регулирования
- § 4. Предпринимательские объединения
- Тема 5. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Общая характеристика процедур,
- § 3. Особенности банкротства отдельных категорий должников
- Тема 6. Объекты гражданских прав предпринимателей
- § 1. Понятие объектов гражданских прав.
- § 2. Средства индивидуализации товаров
- § 3. Правовой режим денег
- § 4. Ценные бумаги
- § 5. Правовые основы использования информации.
- Тема 7. Предпринимательские договоры
- § 1. Понятие и основные виды договоров
- § 2. Порядок заключения договоров
- § 3. Торги на право заключения
- § 4. Правовое значение подписи уполномоченного лица
- § 5. Процедуры заключения крупных сделок
- § 6. Общая характеристика обеспечительных сделок
- § 7. Ответственность за нарушение
- Тема 8. Биржи и биржевая торговля
- § 1. Понятие биржи
- § 2. Правовой статус товарной биржи
- § 3. Организация биржевой торговли
- § 4. Правовой статус фондовой биржи
- § 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- § 6. Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
- § 7. Правовые основы деятельности валютной биржи
- Тема 9. Правовые основы аудиторской деятельности
- § 1. Понятие и правовое регулирование
- § 2. Обязательный и инициативный аудит
- Тема 10. Конкуренция и монополия в рыночной экономике
- § 1. Понятие конкуренции и монополии
- § 2. История становления конкурентного законодательства.
- § 3. Доминирующее положение
- § 4. Виды монополистической деятельности
- § 5. Недобросовестная конкуренция
- § 6. Государственный контроль за
- § 7. Понятие естественной монополии
- § 8. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
- § 9. Государственное регулирование деятельности
- Тема 11. Правовое регулирование рекламной деятельности
- § 1. Понятие рекламы
- § 2. Основные виды рекламы.
- § 3. Общие требования к содержанию рекламы
- § 4. Специальные режимы распространения рекламы