logo
Учебник Предпринимательское право Беляева 2008

§ 3. Торги на право заключения

предпринимательских договоров

Торги, торжище - древние русские слова, означающие рыночную, базарную площадь, где происходили активные собрания горожан, шла розничная торговля. Здесь также организовывались торги по продаже несостоятельных должников (проданный человек именовался закупом), краденого имущества <1>.

--------------------------------

<1> Характерной иллюстрацией сущности торгов являются русские пословицы: "На торгу два дурака: один дешево дает, другой дорого просит", "Торг сам счеты сводит: не на бумаге, так в кармане", "Не сходно - не сходись, а на торг не сердись" и проч.

Проведение торгов для заключения договоров обусловлено необходимостью поиска контрагента, а также желанием обеспечить максимально выгодные условия сделки путем обострения конкуренции между потенциальными контрагентами (участниками торгов). Заключение договоров путем проведения торгов сопряжено с определенными сложностями, необходимостью дополнительных финансовых затрат на их подготовку и проведение, но оно влечет для заказчиков и определенную экономическую выгоду.

Торги используются во многом для того, чтобы исключить влияние продавцов и покупателей на формирование цены имущества, работ или услуг. Реализация имущества на торгах уменьшает вероятность контроля цен налоговыми органами в порядке ст. 40 НК РФ. С точки зрения антимонопольного законодательства процедура проведения торгов является одним из способов установления равных условий деятельности хозяйствующих субъектов. Отсутствие торгов на право заключения договоров во многих случаях квалифицируется как создание дискриминационных или, наоборот, льготных условий деятельности для отдельных хозяйствующих субъектов <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Беляева О.А. Антимонопольные требования к торгам // Закон. 2008. N 2. С. 54 - 60.

Торги могут проводиться для выбора инвесторов, арендаторов, при приватизации государственного (муниципального) имущества, размещении заказов для государственных (муниципальных) нужд, выборе подрядчиков, продаже арестованной недвижимости в исполнительном производстве, обращении взыскания на предмет залога, продаже имущества должника в процессе банкротства (в ходе внешнего управления и конкурсного производства). Многие коммерческие организации (ОАО "Газпром", РАО "ЕЭС России", ОАО "ТНК-ВР" и др.) проводят торги и по собственной инициативе для объективного выбора лучшего контрагента.

Наше законодательство предусматривает две формы проведения торгов: аукцион и конкурс (п. 4 ст. 447 ГК РФ). Различия между ними состоят в принципе определения победителя. Победителем аукциона является лицо, предложившее лучшую цену. Следует оговориться, что в точном соответствии с п. 4 ст. 447 ГК РФ выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую, а не лучшую цену. Объяснение этой формулировки видится в том, что ГК РФ регулирует только одну разновидность аукционных торгов: торги на продажу, а не на покупку чего-либо. Подобный аукцион называют еще аукцион с восходящей ценой, прямой аукцион, "английский" аукцион, аукцион с активной конкуренцией, "торги продавца".

На таком аукционе победитель определяется путем пошагового повышения цены на товар (имущество). Перед началом торгов объявляется шаг аукциона - денежный интервал, на который увеличивается цена предмета торгов на аукционе. Шаг аукциона чаще всего устанавливается в процентном соотношении к начальной (стартовой) цене, но может быть выражен и в твердой денежной сумме. Каждая последующая оферта по цене превышает предыдущую, и выигрывает последний оферент.

Активный аукцион всегда используется в сфере исполнительного производства, т.к. основной смысл продажи арестованной недвижимости должника заключается в получении судебным приставом-исполнителем наибольшей суммы для покрытия задолженности по исполнительным листам <1>. Помимо этого, активные аукционы являются основным способом приватизации государственного и муниципального имущества, продажи земельных участков для жилищного строительства (ст. ст. 38.1, 38.2 ЗК РФ) и во многих других случаях.

--------------------------------

<1> Статьи 89 - 93 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

На практике огромное количество торгов проводится не только на продажу, но и на приобретение товаров, работ или услуг. В этом случае заказчик торгов, наоборот, заинтересован в получении минимальной цены. Победитель подобного аукциона (редукциона) определяется путем пошагового понижения начальной (стартовой) цены. Цена постепенно снижается до ее первого акцепта одним из участников, и торги выигрывает первый акцептант <1>. Синонимы такого аукциона - обратный аукцион, "голландский" аукцион, аукцион с пассивной конкуренцией. Начальная цена является предельной ценой, она обязательно должна быть снижена участниками торгов. Редукционы наиболее распространены в сфере размещения государственных и муниципальных заказов. Например, наличие в заявке участника размещения заказа предложения о цене государственного или муниципального контракта, превышающей его начальную (максимальную) цену, само по себе является основанием для отказа ему в допуске к участию в аукционе или конкурсе.

--------------------------------

<1> Пошаговое снижение цены используется при устном соревновании участников аукциона. Если предложения подаются в запечатанных конвертах, победитель будет определен после одновременного вскрытия этих конвертов. Снижение начальной цены произойдет и в этом случае, просто оно не будет в буквальном смысле "пошаговым".

На конкурсных торгах (от лат. "concursus" - течение, столкновение) победителем считается лицо, предложившее лучшие условия исполнения договора, использования имущества. Критерии отбора устанавливает заранее сформированная конкурсная комиссия, в которую могут входить не только сотрудники заказчика торгов, но и другие лица, которые имеют научный авторитет, профессиональную репутацию, считаются специалистами в определенной области. К этим критериям, как правило, относятся финансовые средства компании, трудовые ресурсы, профессиональные навыки персонала, наличие необходимого оборудования, опыт работы.

Например, для победы в земельном конкурсе решающее значение имеет режим использования имущества: целевое использование земельного участка, соблюдение экологических и архитектурно-планировочных требований, обеспечение максимального размера инвестиций, проведение работ по рекультивации, благоустройству и пр. В свою очередь, на аукционе земельные участки продаются в случае, когда от покупателя (арендатора) не требуется выполнения каких-либо условий, кроме целевого использования земли.

Торги в форме конкурса являются удобным способом для их инициатора выбрать контрагента с наиболее оптимальными условиями сделки. Смысловое значение термина "конкурс" сводится к соревнованию, состязанию, конкуренции с целью выявить наилучших участников. Одним словом, конкурс - это мероприятие, целью которого является определение лиц, наиболее способных к оптимальному решению поставленной задачи.

Различия между аукционом и конкурсом по большому счету несущественны. Аукцион - это тот же самый конкурс, но лишь с одним критерием отбора, в качестве которого выступает цена. Допустимо дать и определение конкурса через понятие аукциона, ведь конкурс - это тот же самый аукцион, участники которого прошли определенный квалификационный отбор и по заключению конкурсной комиссии удовлетворяют всем заявленным требованиям (критериям).

Зачастую заказчик торгов устанавливает смешанные (и аукционные, и конкурсные) требования к победителю, который должен одновременно предложить и лучшие условия исполнения договора, и лучшую цену (например, приватизационные конкурсы, земельные конкурсы по продаже участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства нежилых объектов). Нужно признать, что в таком случае конкурс будет идентичен аукциону.

Предмет любых торгов может быть разделен заказчиком (организатором) торгов на лоты (партии товаров, виды работ или услуг). Разбивка на лоты повышает эффективность проведения торгов, т.к. в отношении каждого лота заключается отдельный договор. Следовательно, чем больше лотов, тем больше потенциальных победителей внутри одного аукциона или конкурса.

Наше законодательство различает открытые и закрытые торги. В основу такого разделения может быть положен состав участников. Так, в открытых торгах может участвовать любое лицо, а в закрытых участвуют только специально приглашенные лица. Можно разграничить торги на открытые или закрытые по форме подачи предложений о цене. Открытая форма предполагает устное соревнование между участниками, что часто используется в ходе проведения аукционов. Закрытая форма ("аукцион первой цены") означает, что участники торгов подают свои предложения организатору торгов в запечатанных конвертах.

На практике в открытом виде зачастую представляются технические предложения, а в закрытом - финансовые. Такая форма подачи предложений позволяет в большей степени обеспечить объективность оценки со стороны членов конкурсной комиссии, поскольку они могут первоначально сосредоточить свое внимание на квалификационных характеристиках участников торгов, выявить достоинства и недостатки каждого предложения, не обращая внимания на их цену. Торги с закрытой формой подачи предложений о цене в большей степени распространены при проведении конкурсов, а не аукционов, ведь именно победитель конкурса определяется как лицо, предложившее лучшие условия.

Закрытая форма предложения способствует усилению соперничества между участниками торгов. Преимущества проведения торгов путем одновременного вскрытия запечатанных пакетов в свое время точно показал великий русский цивилист Г.Ф. Шершеневич. Он отмечал: "Расчет казны основан на том психологическом соображении, что каждый, опасаясь более выгодных предложений со стороны других, поспешит с более выгодными условиями... есть опасения перед неизвестностью содержания запечатанных пакетов, вскрываемых в тот момент, когда торги признаются законченными".

Но здесь может возникнуть проблема подачи одинаковых ценовых предложений, что обнаруживается лишь при вскрытии конвертов, а не в момент их приема организатором торгов. В такой ситуации выигравшим торги в большинстве случаев признается участник, заявка которого была подана раньше, что проверяется по журналу регистрации заявок участников торгов.

В основу классификации торгов могут быть положены и другие критерии. Допустимо различать торги по типу заключаемого договора, по кругу участников торгов, по форме подаче заявок, по процедуре допуска. Организатор торгов может регулировать свободу доступа к участию в конкурсе или ограничения для некоторых претендентов путем их предварительной квалификации, т.е. избирательного подхода к определению возможных участников торгов.

Можно разделять торги на первичные и повторные, разовые и регулярно действующие (например, биржевые торги), национальные (внутренние) и международные (смешанные). Наконец, вполне приемлемой представляется классификация торгов по сферам общественных отношений: биржевые торги, торги в ходе исполнительного производства, приватизационные торги и проч.

В международной практике торги обычно называются тендерами, такая терминология иногда встречается и в отечественных нормативных актах. В России понятие "тендер" (англ. "tender") зачастую отождествляется с терминами "конкурсные торги" и "подрядные торги", что является вполне оправданным.

Тендер (лат. "tendo", "tender" - стараться, домогаться, искать) - международные торги, имеющие конкурсную форму размещения заказов на закупку на мировом рынке оборудования или привлечения подрядчиков для сооружения комплексных объектов, выполнения других работ, включающие оказание различных инжиниринговых услуг, в том числе консультативных, строительных, технологических и других комплексных услуг.

При этом термин "тендер" может употребляться в совершенно разных значениях: как извещение о предстоящих торгах, как комплект тендерной документации, как предложения потенциального поставщика (подрядчика), участвующего в торгах, и проч.

Исходя из существующей практики проведения торгов, представляется, что тендер не является самостоятельной разновидностью торгов. Он означает конкурсные торги, проводимые на право заключения договора на выполнение работ или услуг. Термин "тендер" следует считать зарубежным аналогом отечественных конкурсных торгов.

Успешность торгов во многом зависит от их информационного обеспечения. По общему правилу извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения (п. 2 ст. 448 ГК РФ). Для публичных торгов по продаже заложенного имущества устанавливается как минимальный срок извещения (30 дней), так и максимальный (60 дней) <1>. Характерно, что извещение о проведении торгов должно быть именно сделано, здесь нет акцента на публикацию извещения о торгах в печатных средствах массовой информации. Дело в том, что при проведении торгов, закрытых по составу участников, специально приглашаются конкретные лица, поэтому извещение не публикуется, а именно делается организатором торгов путем рассылки персональных приглашений. Открытые торги, напротив, предполагают публикацию извещения для всеобщего сведения.

--------------------------------

<1> Часть 3 ст. 57 Федерального закона от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Для принятия решения об участии или неучастии в открытых торгах потенциальному претенденту требуется определенное время. Оно необходимо, чтобы оценить условия торга и свои возможности для победы в нем, именно поэтому претендент должен иметь под рукой всю необходимую информацию, т.е. опубликованное извещение о торгах. Поэтому сообщение сложной и большой по объему информации, сделанное по радио, или извещение, однократно переданное по местному каналу телевидения, является ненадлежащим извещением об открытых торгах, т.к. не позволяет эту информацию зафиксировать <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 23 августа 1999 г. N Ф08-1728/99; п. 4 Обзора практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 101).

За рубежом информация о торгах также обязательно публикуется (Болгария, Венгрия, Чехия, Швейцария). Германское законодательство в ряде случаев допускает организацию торгов без соблюдения каких-либо формальностей. Это т.н. торги "под открытым небом", когда условия их проведения сообщаются устно к моменту их открытия.

Некоторые законодательные нормы уточняют порядок сообщения информации о проведении торгов. В частности, информационное сообщение о продаже государственного (муниципального) имущества подлежит опубликованию в СМИ, определенных соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Информация о размещении государственного (муниципального) заказа на официальном сайте в сети Интернет не может заменить опубликование такой информации в официальном печатном издании (например, в журнале "Конкурсные торги").

Важное практическое значение имеет вопрос о юридической природе извещения о проведении торгов. Если считать извещение о проведении торгов публичной офертой - предложением вступить в договор, обращенным к неопределенному кругу лиц, - то путем подачи заявки участником размещения заказа акцептуются все условия конкурсной (аукционной) документации. В таком случае представление конкурсного предложения или сообщение об участии будет акцептом оферты, а возникшее обязательство будет носить договорный характер. В судебно-арбитражной практике имеются решения, аналогичные этой позиции: приглашение на участие в торгах любого, кто согласен на предложенные условия и отзовется на объявление, подав заявку и оплатив задаток, рассматривается как публичная оферта в соответствии со ст. 437 ГК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Московского округа от 15 декабря 1999 г. N КГ-А40/4076-99.

Как известно, договор является двух- либо многосторонней сделкой, предполагающей возникновение прав и обязанностей, как правило, у всех сторон договора. Если предположить, что извещение организатора торгов является офертой (как публичной, так и адресной) на заключение договора, имеющего предметом проведение торгов, то заявка участника должна действительно считаться акцептом. Отрицая существование договора на участие в торгах, можно отметить, что участник торгов не несет никаких обязательств по проведению торгов: представление требуемых документов и внесение задатка являются его правом, но не обязанностью. Ведь этими действиями он лишь реализует свое право на участие в торгах. Более того, претендент, подавший заявку и даже оплативший задаток, не может быть принужден к участию в самих торгах. Он вправе отказаться от участия в них в любое время, а внесенный им задаток подлежит возврату. На сегодняшний день наше законодательство не предусматривает каких-либо санкций по отношению к участникам торгов, отозвавшим свои заявки до окончания торгов, т.е. до объявления их победителя.

Кроме того, лицо может принимать в торгах абсолютно формальное участие, не делая организатору торгов никаких предложений, допустим если проводится устный аукцион, в ходе которого участник ни разу не поднимает аукционный билет. Есть случаи, когда, предполагая подобное развитие событий, организатор торгов старается заранее оговорить эту ситуацию в документации об аукционе. Так, в договоре о задатке для участия в аукционе по продаже недвижимого имущества было предусмотрено следующее условие: "Если претендент, допущенный к участию в аукционе, отказался представлять предложение о цене имущества либо иным образом отказался от участия в аукционе, то эти деяния могут расцениваться как направленные на умышленный срыв аукциона. В этом случае претендент обязан выплатить штраф в размере суммы задатка". Организатор торгов после проведения аукциона удержал задаток одного из участников, ссылаясь на то, что от последнего не поступило предложения о приобретении имущества. Исковые требования о возврате задатка, сумма которого составляла 9 млн. руб. (!), были в конечном итоге удовлетворены, ведь удержание суммы задатка по названному основанию напрямую противоречит п. 4 ст. 448 ГК РФ <1>.

--------------------------------

<1> Постановление ФАС Московского округа от 25 июня 2007 г. N КГ-А40/4615-07 по делу N А40-62947/06-26-462.

Дело в том, что задаток защищает интересы организатора торгов только в одном случае: если лицо, признанное победителем торгов, уклоняется от подписания протокола об их итогах (п. 5 ст. 448 ГК РФ). Но при проведении торгов возможны другие разнообразные нарушения со стороны участников, и задаток организатора торгов от них не защищает. Предположим, если до истечения объявленного срока проведения торгов участники отозвали свои предложения, торги необходимо признать несостоявшимися. Все затраты организатора на подготовку этих торгов никак не окупятся, потому что несостоявшиеся торги означают возврат всех задатков.

Участники торгов не могут требовать от их организатора проведения торгов и вынесения решения о выборе их победителя в соответствии с условиями извещения. Ведь по правилам п. 3 ст. 448 ГК РФ организатор торгов в любое время может отказаться от их проведения, здесь отличаются лишь последствия такого отказа в зависимости от вида торгов (закрытые или открытые), а также от срока соответствующего заявления. Сопротивляться этому отказу участники торгов никак не вправе. По этой причине участники торгов, конкурирующие между собой, тоже могут оказаться в уязвимом положении. Ведь они тратят на подготовку и участие в торгах определенные средства и в случае проигрыша их теряют. Участие в торгах носит рисковой характер, даже если организатор торгов ведет себя добросовестно.

Здесь уместно привести высказывание известных советских цивилистов И.Б. Новицкого и Л.А. Лунца о правовых последствиях объявления публичного торга. Они отмечали, что каждый участник хозяйственного оборота должен знать, что подобного рода неокончательные заявления в любой момент могут быть отменены, и с этой возможностью каждый должен считаться. И наоборот, лицо, желающее проявить в этой форме свою инициативу, может это делать без страха и сомнений, зная, что в случае выяснения каких-либо новых обстоятельств, делающих заключение договора нежелательным для него, можно будет свободно и безнаказанно отказаться от его заключения <1>.

--------------------------------

<1> Новицкий И.Б., Лунц Л.А. Общее учение об обязательстве. М.: Госюриздат, 1954. С. 154.

Ошибочность квалификации извещения о торгах как оферты на заключение договора можно аргументировать и тем обстоятельством, что на торгах имеются не только участники, но еще и претенденты. Заявки на участие в торгах, которые якобы являются акцептом договора на проведение торгов, подаются отнюдь не участниками, а именно претендентами. Подав заявку на участие в торгах и даже оплатив задаток, лицо приобретает статус претендента на участие в торгах. Как правило, претенденты существуют недолго, поскольку либо они получают статус участников торгов, либо им отказывают в участии в торгах. Нужно обратить внимание, что различия в правовом статусе претендентов и участников торгов характерны для приватизационных и многих других торгов. Так, при проведении торгов по размещению государственного или муниципального заказа различаются участники размещения заказа - лица, претендующие на заключение государственного или муниципального контракта, - и непосредственно участники торгов (конкурса, аукциона) - лица, чьи заявки были приняты и рассмотрены конкурсной (аукционной) комиссией.

В идеальном варианте претендент превращается в участника торгов, а затем, возможно, становится их победителем. Причем претендент может не получить статус участника по разным причинам. Во-первых, его заявка может быть отклонена организатором торгов по формальным основаниям, например из-за отсутствия необходимых документов, прилагаемых к ней. При этом трудно утверждать, в какой момент времени должно происходить принятие заявки или ее отклонение: заранее или же непосредственно в день проведения торгов. Если на торгах используется закрытая форма подачи предложений, то в момент приема конверта проверить его содержимое нельзя, поскольку вскрытие конверта с предложением должно состояться публично в назначенное время проведения торгов.

Если же говорить о приватизационных торгах, то закрытая форма может использоваться исключительно для подачи ценового предложения. Следовательно, содержание предложений претендентов нетрудно проверить в день их подачи, а не в день проведения самих торгов.

Во-вторых, претендент может не стать участником торгов и по собственной инициативе. Конечно, действуя добросовестно и разумно, претендент, подавший заявку на участие в торгах, должен знать о месте и времени их проведения, о порядке приобретения статуса участника торгов. Не следует обходить вниманием такую ситуацию, когда претендент выполняет все требуемые от него обязательства, но не направляет своего представителя для участия в торгах, например для сообщения своего аукционного предложения при проведении торгов в устной форме.

Личная явка представителя претендента на аукцион, проводимый с открытой формой подачи предложений о цене, необходима, т.к. ценовое предложение о приобретении имущества невозможно заранее подать в запечатанном конверте. Очевидно, что сообщить цену аукционного предложения организатору торгов можно, лишь явившись на них.

Если организатор торгов не отстранял претендента от участия в аукционе, неявка на аукцион его представителя не может расцениваться иначе как добровольный отказ от участия в торгах. Таким образом, претендент не приобретает статуса участника торгов в силу своего бездействия, выразившегося в неявке на аукцион <1>.

--------------------------------

<1> Дело N А53-4513/2006-С4-42 Арбитражного суда Ростовской области. См. подробнее: Комментарий судебно-арбитражной практики. Вып. 14. М.: Юридическая литература, 2007. С. 37 - 42 (автор - О.А. Беляева).

Именно существенные различия в правовом статусе претендентов и участников разрушают аргументацию об оферте (извещении) и акцепте (заявке), посредством которых возникает договор на проведение торгов. Договорные отношения могут возникать между вполне определенными лицами, а на момент подачи заявок эти лица никак не определены.

Итак, конструкция договора на проведение торгов выглядит несколько искусственно. Ведь правовой целью является не участие в торгах как таковое, а заключение договора по результатам торгов, что напоминает предварительный договор по отношению к основному договору. Однако предварительным договор на проведение торгов считать нельзя по двум причинам. Во-первых, в нем не содержится всех существенных условий будущего основного договора, т.к. они будут определены лишь впоследствии по результатам торгов. Во-вторых, предварительный договор означает, что любая его сторона вправе требовать заключения основного договора. Но на торгах такое право принадлежит не всем участникам, а исключительно победителю торгов.

Поскольку договорных связей на этапе организации и проведения торгов не существует, извещение о торгах не может квалифицироваться как оферта. Торги - это не одна сделка (договор). Торги есть сложный юридический состав, включающий в себя совокупность нескольких последовательно совершаемых сделок, в частности одностороннюю сделку организатора торгов в виде извещения об их проведении, одностороннюю сделку участника торгов, подавшего заявку на участие в них, и т.д.

Извещение о торгах - это односторонняя сделка организатора, с которой начинаются торги; ее последствием является приглашение делать оферты, т.е. подавать заявки (предложения). А заявки претендентов, впоследствии, возможно, становящихся участниками торгов, также являются односторонними сделками, которые должны иметь самостоятельное и вполне конкретное содержание.

Интересным форматом информационного обеспечения являются выездные торги, которые, к примеру, успешно проводятся в Украине для продажи земельных участков, находящихся в государственной и коммунальной собственности. В России выездные торги пока что практикуются биржами, например торги зерном в зернопроизводящих хозяйствах определенного региона. В Москве выездные торги еженедельно проводятся специализированным государственным унитарным предприятием по продаже имущества города Москвы, предмет этих торгов - нежилые помещения небольшой площади, продаваемые малым предпринимателям с аукциона. Проведение выездных торгов позволяет расширить круг лиц, потенциально заинтересованных в приобретении предмета торгов. Чем больше лиц получит информацию о предстоящих торгах, тем больше вероятность определения лица, предлагающего максимально лучшие условия приобретения имущества, выставленного на торги.

Участники торгов должны внести организатору задаток, который возвращается проигравшим участникам, а также в случае если торги не состоялись (п. 4 ст. 448 ГК РФ). У победителя торгов сумма, внесенная в качестве задатка, засчитывается в счет исполнения обязательств по выигранному на торгах договору. Уклонение лица, выигравшего торги, от подписания протокола о результатах торгов влечет утрату внесенного им задатка. В свою очередь, организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.

На практике функции задатка на торгах часто выполняют альтернативные способы обеспечения, например простые векселя и банковские гарантии <1>. Кроме того, наряду с задатками организаторы торгов взимают с участников иные платежи, такие как плата за участие в торгах, плата за обработку заявки, регистрационный взнос и т.п. <2>. Подобные платежи не предусмотрены законодательством, их взимание может быть оспорено проигравшими участниками торгов.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Беляева О.А. Правовая природа задатка, вносимого за участие в торгах // Законы России: опыт, анализ, практика. 2006. N 12. С. 67 - 71.

<2> Постановление Президиума ВАС РФ от 9 февраля 1999 г. N 2733/98.

Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица (п. 1 ст. 449 ГК РФ). Оспаривая торги, истец должен доказать суду конкретные факты нарушения установленных правил организации и проведения торгов. Поэтому споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Нарушение установленных законом правил проведения торгов является специальным основанием их недействительности. Торги можно признать недействительными по признаку их оспоримости в случае нарушения правил их проведения, только если речь идет о т.н. процедурных нарушениях. В редких случаях можно говорить и о ничтожности торгов, если нарушены общие нормы законодательства.

Чаще всего заинтересованность в судебной защите предполагается, в ряде случаев законодательство прямо определяет круг лиц, которые вправе обратиться за судебной защитой. Но применительно к оспариванию торгов круг заинтересованных лиц законодательством не установлен.

Процедурные нарушения при проведении торгов являются специальным основанием для признания их недействительными, поэтому заинтересованность в оспаривании результатов торгов носит специальный, а не общий характер. К оспариванию допускаются лица, чьи права и охраняемые законом интересы нарушены в результате проведения торгов. Как правило, требовать признания результатов торгов недействительными могут участники торгов, а также лица, которым было незаконно отказано в участии в торгах <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Беляева О.А. Оспаривание приватизационного аукциона // Цивилист. 2008. N 1. С. 49 - 54.

От недействительных торгов следует отличать несостоявшиеся торги. Их общим правовым последствием является недействительность договора, заключенного по итогам торгов. Недействительные торги состоялись, но в связи с допущенными при их проведении нарушениями результаты таких торгов могут быть лишены юридической силы по решению суда. Несостоявшиеся торги фактически проведены, но правовой силы они изначально не имели. Несостоявшиеся торги не могут быть признаны недействительными, т.к. отсутствует сам предмет спора. Признание торгов несостоявшимися не связано с какими-либо нарушениями процедур или общих норм законодательства. Несостоятельность связана исключительно с отсутствием состязательности. В свою очередь, недействительность торгов - следствие нарушений законодательно установленных правил их проведения (п. 1 ст. 449 ГК РФ).

Отсутствие состязательности между участниками торгов может проявляться по-разному. Допустим, участник торгов один и соревнование в таком случае невозможно (п. 5 ст. 447 ГК РФ), единственному участнику просто не с кем торговаться. Другая ситуация: в ходе аукциона, открытого по форме подачи ценовых предложений, после троекратного объявления аукционистом начальной цены никто не поднял билет. В такой ситуации отсутствуют предложения о приобретении имущества, т.е. участники аукциона пассивны, и торги следует считать несостоявшимися.

На торгах, закрытых по форме подачи ценовых предложений, участники (все либо все, кроме одного) могут подать заведомо неприемлемые для организатора торгов ценовые предложения. А именно: на торгах с восходящей ценой подано ценовое предложение ниже минимума, определенного организатором торгов, а на торгах, идущих на понижение цены, напротив, - ценовое предложение, превышающее начальную (предельную) цену. Подобные ценовые предложения должны отклоняться организатором, и, следовательно, торги не состоялись.

В торгах могут принимать участие аффилированные лица (одна компания является единственным учредителем другой или одно и то же лицо выполняет функции единоличного исполнительного органа в компаниях, участвующих в торгах; руководители компаний являются супругами или близкими родственниками и т.п.). Участники торгов могут быть аффилированы не только между собой, но и с организатором торгов. В большинстве случаев отсутствие состязательности между участниками торгов ведет к признанию их недействительными (а не к объявлению несостоявшимися) в силу прямых указаний закона на этот счет <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Беляева О.А. "Неконкурентные торги": сущность, формы проявления и правовые последствия // Право и экономика. 2008. N 3. С. 4 - 8.

В случае признания торгов несостоявшимися организатор торгов может объявить о повторном проведении торгов, изменив их условия. В то же время признание несостоявшимися торгов на размещение государственного (муниципального) заказа не означает необходимости проведения повторных торгов. В этом случае государственный (муниципальный) контракт заключается с единственным участником, подавшим заявку на участие в торгах, причем на условиях, изложенных в его заявке, но не превышающих начальную (максимальную) цену контракта (или отдельного лота), объявленную в извещении о проведении торгов. Такую процедуру можно считать заключением государственного контракта на бесконкурсной основе. Аналогичные последствия установлены и в случае, когда несостоявшимся объявлен аукцион по продаже государственного или муниципального земельного участка (либо права его аренды) для жилищного строительства (ст. 38.1 ЗК РФ).