§ 6. Государственный контроль за
экономической концентрацией
Экономическая концентрация - это сделки и иные действия (создание, слияние, присоединение), осуществление которых оказывает влияние на состояние конкуренции. Нужно подчеркнуть, что антимонопольное законодательство, в отличие от гражданского, устанавливает косвенный контроль, под которым понимается возможность юридического или физического лица определять решения, принимаемые через третьих лиц.
Государственный антимонопольный контроль осуществляется Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) в лице ее соответствующих территориальных управлений. Он может быть либо предварительным, когда хозяйствующий субъект должен направить в ФАС России ходатайство о даче согласия на совершение определенных действий, либо последующим, когда достаточно направить уведомление в 45-дневный срок с момента совершения определенных действий. Уведомления принимаются и рассматриваются бесплатно, за рассмотрение ходатайств взимается государственная пошлина (подп. 69 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
В любом случае нарушение требований антимонопольного контроля служит основанием для ликвидации созданных организаций или признания недействительными совершенных сделок в судебном порядке по иску антимонопольного органа <1>.
--------------------------------
<1> Правила рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утв. Приказом ФАС России от 2 февраля 2005 г. N 12.
В соответствии со ст. 27 Закона о защите конкуренции антимонопольный контроль может осуществляться за созданием и некоторыми формами реорганизации (слиянием, присоединением) коммерческих структур, а также финансовых организаций.
Предварительное согласие антимонопольного органа требуется при создании коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации; при слиянии и присоединении коммерческих организаций. Законом названы три условия предварительного контроля, наличие хотя бы одного из них обязывает учредителей запросить согласие антимонопольного органа. Во-первых, суммарная стоимость активов свыше 3 млрд. руб.; во-вторых, суммарная выручка за предшествующий календарный год свыше 6 млрд. руб.; в-третьих, одна из организаций включена в реестр.
Если же суммарная балансовая стоимость активов или их суммарная выручка за предшествующий календарный год свыше 200 млн. руб., учредителям достаточно направить в ФАС России соответствующее уведомление.
Особым случаем является создание коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом кредитной организации. Уведомительного контроля в данной ситуации не предусмотрено, однако, если стоимость активов финансовой организации превышает 3 млрд. руб., для создания коммерческой организации требуется согласие антимонопольного органа.
Закон о защите конкуренции во многих нормах проводит различие между кредитной организацией и остальными финансовыми организациями. В частности, это можно заметить применительно к правилам государственного контроля за экономической концентрацией. Так, создание коммерческой организации, уставный капитал которой оплачивается акциями (долями) и (или) имуществом финансовой организации, а также слияние и присоединение финансовых организаций регламентируются в зависимости от вида данной организации. Пороговым значением для определения вида антимонопольного контроля здесь является стоимость активов финансовой организации (или нескольких организаций, если речь идет о слиянии и присоединении).
Допустим, для страховщиков, обществ взаимного страхования, страховых брокеров и кредитных потребительских кооперативов эта сумма составляет 200 млн. руб., для регистраторов, страховых медицинских организаций и ломбардов - 50 млн. руб., в отношении бирж, лизинговых компаний, управляющих компаний и специализированных депозитариев инвестиционных, а также паевых инвестиционных фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг (за исключением регистраторов) - 100 млн. руб. Если стоимость активов превышает указанные суммы, требуется предварительное согласие антимонопольного органа, в противном случае достаточно уведомления, направленного в антимонопольный орган постфактум.
Несколько иные правила действуют в случае слияния и присоединения кредитных организаций. Пороговым значением для определения вида антимонопольного контроля выступает суммарная стоимость активов в размере 10 млрд. руб. Если стоимость активов выше данной суммы, требуется предварительное согласие антимонопольного органа на проведение соответствующей реорганизации, если меньше - достаточно последующего уведомления о фактически состоявшейся реорганизации.
В соответствии со ст. 28 Закона о защите конкуренции антимонопольного контроля требуют некоторые сделки и действия хозяйствующих субъектов. В первую очередь, сделки по приобретению акций (долей), предоставляющих право распоряжаться более определенным количеством голосов данного хозяйствующего субъекта <1>. В Законе о защите конкуренции ранжируются виды данных сделок в зависимости от того, какое количество голосов ранее принадлежало покупателю. Например, подлежит контролю приобретение голосующих акций (долей), предоставляющих право распоряжаться более чем 25% акций (1/3 долей в уставном капитале ООО) при условии, что до этого приобретения лицо распоряжалось менее чем 25% голосующих акций (1/3 долей). Подобно этому регламентируется приобретение акций лицом, имеющим право распоряжаться от 25% до 50% голосующих акций, в результате чего оно получает право распоряжения более чем 50% голосующих акций (более чем 50% долей в уставном капитале ООО).
--------------------------------
<1> Это ограничение не распространяется на учредителей при создании хозяйственного общества.
Во-вторых, контролю подлежат сделки, связанные с получением в собственность, пользование или владение основных производственных средств или нематериальных активов, если балансовая стоимость предмета сделки превышает 20% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов продавца. В-третьих, контролю подлежат сделки, направленные на приобретение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа (договор доверительного управления имуществом, договор о совместной деятельности, договор поручения и проч.). Такой сделкой можно считать и договор хозяйственного общества с управляющей компанией, которая заменяет его исполнительный орган <1>.
--------------------------------
<1> Постановление Президиума ВАС РФ от 21 июня 2005 г. N 2608/05.
Основанием для предварительного антимонопольного контроля за перечисленными сделками служат следующие условия. Если суммарная балансовая стоимость активов сторон сделки превышает 3 млрд. руб. или их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд. руб. и при этом балансовая стоимость активов лица, чьи акции (доли) или имущество (права в отношении имущества) приобретаются, превышает 150 млн. руб.; либо если один из участников сделки включен в реестр.
Согласие антимонопольного органа не может рассматриваться как существенное условие соответствующего договора (допустим, в случае приобретения акций) <1>. Это объясняется тем, что отсутствие в каком-либо договоре существенного условия означает возможность признания договора незаключенным. В то же время Закон о защите конкуренции указывает на иные последствия отсутствия согласия антимонопольного органа, а именно: возможность признания договора недействительным.
--------------------------------
<1> Постановление ФАС Поволжского округа от 5 июля 2005 г. по делу N А55-12987/04-42.
Последующий контроль проводится, если суммарная балансовая стоимость активов участников сделки или их суммарная выручка от реализации товаров за предшествующий календарный год превышают 200 млн. руб. и при этом балансовая стоимость активов лица, чьи акции (доли) или имущество (права в отношении имущества) приобретаются, превышает 30 млн. руб. либо если один из участников сделки включен в реестр.
Похожим образом регламентирован антимонопольный контроль в отношении сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций. Однако установлены несколько иные условия предварительного и уведомительного контроля. Так, с предварительного согласия сделки с акциями (долями) совершаются при условии, что активы финансовой организации превышают определенную величину (см. пороговые значения для осуществления контроля на стр. 296, для кредитной организации эта величина составляет 3 млрд. руб.). Что касается сделок с иным имуществом, то здесь пороговое значение для определения вида антимонопольного контроля в отношении всех финансовых организаций составляет 10%.
Следует обратить внимание, что действующее законодательство устанавливает в определенном смысле льготный режим антимонопольного контроля для участников группы лиц. Так, все виды предварительного контроля могут быть заменены для участников группы лиц на соответствующие уведомления антимонопольного органа при одновременном соблюдении трех условий:
1) сделки и иные действия осуществляются лицами, входящими в одну группу лиц;
2) перечень лиц, входящих в одну группу, с указанием оснований, по которым такие лица входят в эту группу, был представлен любым входящим в эту группу лицом (заявителем) в федеральный антимонопольный орган не позднее чем за один месяц до осуществления сделок, иных действий;
3) перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления сделок, иных действий не изменился по сравнению с представленным в федеральный антимонопольный орган перечнем таких лиц.
Еще одним необычным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) занимающих доминирующее положение коммерческих организаций, а также некоммерческих, если они занимаются деятельностью, приносящей доход. Подобная принудительная реорганизация возможна в случае систематического осуществления монополистической деятельности, т.е. если в течение 3 лет было выявлено более двух фактов совершения монополистических действий.
Принудительное разделение (выделение) допускается при: наличии возможности обособления структурных подразделений коммерческой организации; отсутствии технологически обусловленной взаимосвязи структурных подразделений коммерческой организации (в частности, 30 и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации); наличии у реорганизованных юридических лиц возможности самостоятельно работать на рынке определенного товара.
Подобная принудительная реорганизация проводится на основании решения суда по иску антимонопольного органа в срок не позднее 6 месяцев.
Помимо этого, допускается принудительная ликвидация в судебном порядке по иску антимонопольного органа, если был нарушен порядок государственного контроля за экономической концентрацией (ст. 34 Закона о защите конкуренции).
- Тема 1. Введение в предпринимательское право
- § 1. Понятие и признаки
- § 2. История становления предпринимательского права.
- Тема 2. Субъекты предпринимательского права. Общие положения
- § 1. Понятие и виды субъектов
- § 2. Предпринимательская деятельность
- § 3. Индивидуализация юридических лиц
- § 4. Государственная регистрация юридических лиц
- § 5. Прекращение деятельности субъектов
- Тема 3. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
- § 1. Классификация и виды юридических лиц
- § 2. Хозяйственные товарищества
- § 3. Хозяйственные общества
- § 4. Производственные кооперативы
- § 5. Унитарные предприятия
- Тема 4. Предпринимательские объединения
- § 1. Понятие и виды предпринимательских объединений
- § 2. Понятие холдинга и сущность холдинговых отношений
- § 3. Проблемы правового регулирования
- § 4. Предпринимательские объединения
- Тема 5. Несостоятельность (банкротство) предпринимателей
- § 1. Понятие и признаки банкротства
- § 2. Общая характеристика процедур,
- § 3. Особенности банкротства отдельных категорий должников
- Тема 6. Объекты гражданских прав предпринимателей
- § 1. Понятие объектов гражданских прав.
- § 2. Средства индивидуализации товаров
- § 3. Правовой режим денег
- § 4. Ценные бумаги
- § 5. Правовые основы использования информации.
- Тема 7. Предпринимательские договоры
- § 1. Понятие и основные виды договоров
- § 2. Порядок заключения договоров
- § 3. Торги на право заключения
- § 4. Правовое значение подписи уполномоченного лица
- § 5. Процедуры заключения крупных сделок
- § 6. Общая характеристика обеспечительных сделок
- § 7. Ответственность за нарушение
- Тема 8. Биржи и биржевая торговля
- § 1. Понятие биржи
- § 2. Правовой статус товарной биржи
- § 3. Организация биржевой торговли
- § 4. Правовой статус фондовой биржи
- § 5. Профессиональные участники рынка ценных бумаг
- § 6. Условия допуска ценных бумаг к фондовой торговле
- § 7. Правовые основы деятельности валютной биржи
- Тема 9. Правовые основы аудиторской деятельности
- § 1. Понятие и правовое регулирование
- § 2. Обязательный и инициативный аудит
- Тема 10. Конкуренция и монополия в рыночной экономике
- § 1. Понятие конкуренции и монополии
- § 2. История становления конкурентного законодательства.
- § 3. Доминирующее положение
- § 4. Виды монополистической деятельности
- § 5. Недобросовестная конкуренция
- § 6. Государственный контроль за
- § 7. Понятие естественной монополии
- § 8. Сферы деятельности субъектов естественных монополий
- § 9. Государственное регулирование деятельности
- Тема 11. Правовое регулирование рекламной деятельности
- § 1. Понятие рекламы
- § 2. Основные виды рекламы.
- § 3. Общие требования к содержанию рекламы
- § 4. Специальные режимы распространения рекламы