logo
POSOBIYe-2009_UNDKB__1 (1)

8.6 Меры воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности: предупредительные и принудительные. Ответственность банков за нарушение пруденциальных норм деятельности.

В случае нарушения кредитными организациями Федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, которые создали реальную угрозу интересам вкладчиков и кредиторов, Банк России имеет право в порядке надзора применять к кредитной организации меры воздействия, установленные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Надзорные органы применяют к кредитным организациям меры воздействия двух типов: предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия могут применяться при ухудшении показателей деятельности кредитной организации, если установленные Банком России обязательные нормативы деятельности или иные требования, определяющие предельные уровни рисков, принимаемых кредитной организацией, выполняются либо имеют место незначительные нарушения этих требований, не свидетельствующие о развитии процессов, угрожающих финансовому состоянию кредитной организации, интересам ее кредиторов и вкладчиков.

Предупредительные меры воздействия применяются и при несоблюдении требований федеральных законов и нормативных актов Банка России в части регистрации кредитных организаций, их лицензирования и расширения деятельности.

Содержание предупредительных мер воздействия включает:

Информация о наличии недостатков или нарушений и необходимости их устранения может быть доведена руководству кредитной организации в письменной форме или в ходе проведения деловой встречи (совещания).

При более серьезных нарушениях в деятельности кредитной организации, сопровождающихся ухудшением ее финансового состояния предупредительные меры воздействия должны сочетаться с принудительными мерами воздействия.

Принудительные меры воздействия применяются в отношении кредитной организации в тех случаях, когда это вытекает из характера допущенных нарушений и с учетом того, что применение одних только предупредительных мер воздействия не приносит или не может обеспечить надлежащую корректировку деятельности кредитной организации.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения или невыполнение кредитной организацией требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также федерального законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Основаниями для применения принудительных мер воздействия может также являться невыполнение нормативных актов и предписаний Банка России, непредставление, представление неполной или недостоверной информации, а также в тех случаях, если совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам клиентов или кредиторов (вкладчиков).

К принудительным мерам воздействия относятся:

Ограничение на осуществление кредитной организацией отдельных операций применяется в случае нарушения (невыполнения) кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации и представляет установление количественных ограничений на проведение соответствующих операций (предельного объема остатков на соответствующих счетах, количества или круга клиентов, кредиторов, заемщиков и др.).

Запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданными лицензиями, может быть введен на срок до одного года в случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков).

Запрет – означает требование территориального учреждения Банка России полностью прекратить осуществление соответствующих операций.

Запрет на открытие филиалов применяется в случае опасного нарастания проблем в деятельности кредитной организации, неудовлетворительного ее финансового положения в целях ограничения риска кредиторов и клиентов кредитной организации.

В случае принятия территориальным учреждением Банка России решения о направлении в Банк России ходатайства об отзыве у кредитной организации лицензии, дополнительно к перечисленным запретам на осуществление отдельных банковских операций вводится запрет: по осуществлению платежей через расчетную систему Банка России путем передачи информации по каналам связи и через корсчета, открытые в других кредитных организациях.

Требование о замене руководителей предъявляется в случае систематического (более трех раз) невыполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений, приведших к ухудшению ее финансового состояния и созданию угрозы, выявления при проверках серьезных нарушений бухгалтерского учета, несоблюдения законодательства РФ.

Требование может быть также предъявлено в случае, если назначенный на должность членов Совета директоров и руководителей кредитной организации и филиала предварительно не согласован с Банком России в установленном порядке, а также за повторное нарушение в течение 12 месяцев требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России при формировании ее уставного капитала.

Временная администрация по управлению кредитной организацией назначается в соответствии с ФЗ «О Центральном банке РФ», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и Положением Банка России «О временной администрации по управлению кредитной организацией».

Временная администрация назначается приказом Банка России по представлению Департамента банковского регулирования и надзора с учетом предложений территориального учреждения Банка России, которое внесло предложение о назначении временной администрации.

Отзыв лицензии на осуществление банковских операций осуществляется в случаях предусмотренных ст 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности». Решение об отзыве лицензии может быть принято без предварительного применения иных мер воздействия, когда дальнейшее проведение кредитной организацией банковских операций создает реальную угрозу интересам клиентов, а применение иных мер в сложившейся ситуации признано нецелесообразным.