logo
POSOBIYe-2009_UNDKB__1 (1)

8.1. Система банковского надзора

Банковская деятельность относится к числу наиболее регулируемых как в России, так и во всем мире, в связи с осуществлением посреднической деятельности между депонентами избыточных средств и потенциальными заемщиками. Банки трансформируют незначительные вклады отдельных физических лиц в крупные займы. Выступая в роли посредников, банки играют важную роль в процессе реализации денежно-кредитной политики, поддерживая экономику, обеспечивая ее жизнеспособность.

Роль банков в рыночных условиях значительно отличается от той, которую они играют в условиях централизованной экономики.

В странах с централизованным планированием экономики банки отвечают за пассивное проведение и контроль за финансовыми операциями между предприятиями, как это диктуется плановыми органами. В странах с рыночной экономикой банки, напротив, играют ключевую роль в координации экономической деятельности. Банки выступают в качестве институтов, деятельность которых направлена на получение прибыли, самостоятельное принятие решений, которые зачастую связаны со значительными рисками. Поэтому основной причиной, по которой следует регулировать деятельность банков, является поддержание уверенности и доверия к банковской системе.

Под банковским регулированием и надзором понимается система мер, с помощью которых государство через регулирующий орган обеспечивает стабильность и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие тенденции в развитии кредитных организаций, обеспечивает защиту вкладчиков.

Функции регулирования банковской деятельности обычно обеспечиваются несколькими институтами - парламентом, правительством и собственно регулирующим органом, тогда, как функция надзора закреплена, как правило, за одним государственным органом.

Парламент разрабатывает общие законодательные рамки, правительство издает дополнительные постановления или нормативные акты, которые распространяются на все сектора экономики (например, принципы бухгалтерского учета). Собственно регулирующий орган издает специальные положения, которые применяются к кредитным организациям, за деятельностью которых осуществляется надзор.

Модели ведения надзора за финансовым сектором подразделяются на следующие виды:

В России банковское регулирование и надзор осуществляет Центральный банк РФ. В соответствии со статьей 56 ФЗ «О Центральном банк (Банке России)» деятельность Центрального Банка РФ, как органа банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, направлена на достижение следующих целей:

  1. Поддержание стабильности банковской системы Российской Федерации

  2. Защита интересов вкладчиков и кредиторов.

Регулирующая функция Банка России проявляется при осуществлении им следующих полномочий:

Надзорная функция Банка России реализуется двумя способами:

При осуществлении функций банковского регулирования и надзора Банк России взаимодействует с кредитными организациями и союзами путем взаимных консультаций при принятии важных решений нормативного характера, а также путем создания рабочих групп для изучения отдельных вопросов банковского дела.

Регулирующие и надзорные осуществляются через действующий на постоянной основе Комитет банковского надзора, объединяющий подразделения Банка России, обеспечивающие надзорные функции - Департаменты банковского регулирования и надзора, лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций, валютного регулирования и контроля, Главную инспекцию.

В территориальных учреждениях Банка России к подразделениям банковского надзора относятся подразделения с аналогичными функциями.

Основной задачей подразделений банковского надзора Банка России является контроль за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов Банка России и установленных им обязательных нормативов.

Поскольку деятельность банков с каждым годом выходит за рамки отдельно взятой страны и принимает глобальный характер, имеется необходимость в упорядочении национальных норм, положений и нормативных актов. Слабая банковская система или финансовая нестабильность одной страны может оказать отрицательное воздействие на финансовое положение других стран.

Базельским комитетом по банковскому надзору, объединяющим государственные органы банковского надзора 13 стран при сотрудничестве со странами не входящими в Комитет разработаны «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» - 25 фундаментальных положений, закладывающих основу для создания эффективного функционирования системы банковского надзора. Принципы рассматриваются как минимальные требования, которые должны войти составной частью в национальное законодательство.

Внедрение принципов в значительной мере способствует упрочению стабильности и надежности банковской системы на национальном и международном уровне. Следование таким принципам делает банковские системы отдельных стран сопоставимыми, совместимыми и конкурентоспособными. Принципы служат краеугольным камнем при оценке стабильности финансового сектора отдельно взятой страны.

(Принцип 1) Главной предпосылкой для осуществления эффективного банковского надзора является четкое определение круга ответственности, полномочий и целей надзорного органа, который должен быть в свою очередь независим и юридически защищен.

(Принципы 2-5) Для создания условий развития надежной и стабильной финансовой системы необходимо определить круг учреждений, деятельность которых подлежит регулированию и надзору. Процесс лицензирования как минимум должен включать оценку структуры собственности банка, состава совета директоров и руководителей высшего звена, плана деятельности и бизнес-плана банка, прогнозных значений показателей его финансовой устойчивости, а также системы внутреннего контроля, оценку приобретателей акций банка. Должны контролироваться крупные банковские инвестиции или приобретения, чтобы у надзорных органов сложились четкие представление о структуре банковской группы.

(Принципы 6-15) Установление параметров достаточности капитала, как основного показателя деятельности банка, отражающего степень принимаемого банком риска. Оценка со стороны надзорных органов принятой банком политики, практики и процедур управления рисками, наличия системы внутреннего контроля соответствующей масштабам и характеру совершаемых банком операций, с четким распределением полномочий и ответственности, разделением функций принятия решений. Наличие опыта у сотрудников пруденциальных органов в этом направлении.

(Принципы 16-20) Определение методов осуществления постоянного (текущего) банковского надзора, сочетание документарного надзора и инспектирования. Контакт органов надзора и инспектирования с руководством банка. Наличие у органов банковского надзора достаточных средств сбора, проверки и анализа пруденциальных отчетов и статистической информации банков. Возможность осуществления органами надзора независимой оценки деятельности банка на консолидированной и не консолидированной основе.

(Принцип 21) Отражение информации о деятельности банка в отчетности, отвечающей требованиям его учетной политики и дающей полное и объективное представление о его финансовой устойчивости и прибыльности, представляемой на регулярной основе. Периодическая проверка ее достоверности надзорным органом или внешним аудитором.

(Принцип 22) Предоставление надзорному органу права на применение мер воздействия и совершение действий, направленных на коррекцию деятельности банков, которые не отвечают установленным пруденциальным требованиям, а также в случаях, когда под угрозу поставлены интересы вкладчиков или вся финансовая система в целом. Право надзорного органа на отзыв лицензии или на рекомендацию к ее отзыву.

(Принципы 23-25) Требование к надзорному органу по осуществлению глобального консолидированного надзора за деятельностью банков, активно занимающихся международными операциями. Установление контактов и информационного обмена для обеспечения должного контроля за деятельностью международных банков.

При формировании нормативно-правовой базы деятельности кредитных организаций Банк России ориентируется на международные стандарты банковского регулирования и надзора, и в первую очередь, на «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» Базельского комитета по банковскому надзору.

В 2003 годах в результате анализа, проведенного экспертами Международного валютного фонда и Всемирного банка, установлено, что система нормативно-правового регулирования российского банковского сектора в значительной мере соответствовала Базельским принципам. Сводные результаты оценок следующие:

В последние годы в целях дальнейшего приближения отечественных пруденциальных норм и требований к Базельским принципам Банком России проводится планомерная и широкомасштабная работа по совершенствованию нормативно-правовой базы банковского регулирования и практики банковского надзора:

Применение основополагающих принципов в национальном законодательстве и разработка соответствующих нормативных актов зависит как от политической ситуации в стране, так и от восприятия банковским сектором.

В настоящее время в России имеются все условия для создания и эффективного функционирования системы банковского надзора.