logo
POSOBIYe-2009_UNDKB__1 (1)

Современное состояние системы инструментов денежно-кредитной политики Банка России на открытом рынке

Прежде всего, следует отметить, что современная система инструментов, используемая Банком России на открытом рынке для реализации денежно-кре­дитной политики, существует недавно. Многие из этих инструментов действуют с конца 2002 г. и пока нет достаточного опыта их использования.

Инструменты денежно-кредитной политики, используемые ЦБ РФ на от­крытом рынке, классифицируются по двум признакам.

Первый признак классификации инструментов денежно-кредитной по­литики - способ определения цены и активности участия Банка России и банков в ценообразовании по инструментам.

С этой точки зрения инструменты денежно-кредитной политики подразде­ляются на две группы: окна постоянного доступа и аукционные.

В первую группу входят так называемые постоянно действующие инстру­менты. К ним относятся: расчетные кредиты, т.е. краткосрочные и кредиты овер­найт; валютные свопы, которые проводятся на один день по фиксированной став­ке; краткосрочные депозиты по фиксированным ставкам, привлекаемые на срок до одной недели.

Инструменты второй группы, так называемые аукционные, имеют в своей основе рыночное ценообразование и рыночный метод определения объемов.

К этой группе инструментов относятся: обратное модифицированное РЕПО (операции по временной стерилизации средств), прямое РЕПО и депозиты (депо­зитные аукционы), срок проведения которых составляет две недели.

Второй признак классификации инструментов денежно-кредитной по­литики - частота их использования предусматривает деление этих инструментов на регулярные и нерегулярные.

Регулярные инструменты проводятся на постоянной основе в соответст­вии с заранее объявленным графиком. К ним относятся: депозиты на срок до одной недели и двухнедельные, депозитные аукционы; обратное РЕПО на срок до 28 и на 28 дней с расчетом на праздники и другие выходные дни; расчетные кредиты; валютный своп; операции прямого РЕПО, которые проводятся 2 раза в день. Эти операции используются наиболее часто в денежно-кредитной политике, но в на­стоящее время рынок характеризуется избытком ликвидности, поэтому регуляр­ные инструменты задействуются редко.

Нерегулярные инструменты ЦБ РФ использует в случае каких-либо значи­тельных отклонений уровня ликвидности от ожидаемых размеров. Нерегулярные инструменты денежно-кредитной политики, используемые Банком России на от­крытом рынке, следующие: обратное РЕПО, используемое на нестандартный срок, в частности, свыше 28 дней; прямые операции с государственными ценными бумагами, т.е. прямая продажа; дополнительная операция, а именно, дополни­тельные аукционы прямого РЕПО в дни, когда ожидается сезонный дефицит лик­видности и, наконец, прямая покупка государственных ценных бумаг.

Все операции проводятся в рамках утверждаемых на Совете директоров Банка России лимитов, которые устанавливаются на достаточно длительный срок. Комитетом по денежно-кредитной политике Банка России принимается решение о необходимости проведения каждой нерегулярной операции.

Рассмотрим инструменты, которые относятся как к операциям, проводи­мым на открытом рынке, так и к операциям постоянного доступа.

Под операциями на отрытом рынке понимаются операции с инструмен­тами денежно-кредитной политики, по которым процентная ставка и объемы операций определяются в результате соотношения спроса и предложения на де­нежном рынке, а также активных действий как со стороны Банка России, так и со стороны коммерческих банков. Таким образом, операции на открытом рынке представляют собой операции ЦБ РФ по купле-продаже ценных бумаг в банков­ской системе.

Центральный банк Российской Федерации по операциям на открытом рын­ке не обязан удовлетворять все поступающие заявки участников. В последнее время предпочтение отдается именно таким операциям, так как они являются бо­лее гибким способом управления уровнем ликвидности банковской системы.

В проведении операций на открытом рынке в определении объема актив­ную роль играют не только сами банки, но и Банк России - он имеет право опре­делять объем средств, который предоставляется коммерческим банкам или изы­мается у них.

Операции на открытом рынке проводятся с двумя целями; во-первых, с це­лью непосредственного регулирования ликвидности банковского сектора и, во-вторых, с целью формирования коридора процентных ставок.

Регулированию общего уровня ликвидности банковского сектора Банк Рос­сии в последнее время придает большое значение. Так, Сводным экономическим департаментом ЦБ РФ ежедневно проводится мониторинг ликвидности. Этот Де­партамент прогнозирует потребность в денежных средствах и ожидаемый приток средств на рынок в результате действия автономных факторов и рассчитывает объем средств, который необходимо поставить на рынок или, наоборот, необхо­димо изъять из обращения на рынке.

Параллельно с этим операции на открытом рынке выполняют сигнальную роль, так как ставки по таким операциям оперативно объявляются всем контр­агентам, публикуются на сайте Банка России в Интернете и в средствах массовой информации. Эти операции играют важную роль в формировании коридоров про­центных ставок и задают уровни безрисковых операций с Центральным банком Российской Федерации.

В настоящее время Банк России уделяет внимание не столько процентным ставкам, сколько валютному курсу, так как основное предложение денег проходит через валютный рынок. Операции, которые проводятся на валютном рынке, наце­лены на предотвращение необоснованных колебаний курса. Но поскольку приток валюты в страну в настоящее время большой, постольку объемы этих операций могут быть довольно значительные, и проводимые операции в результате будут оказывать сильное влияние на уровень ликвидности.

При проведении денежно-кредитной политики Банк России признает важ­ность применения стабильных процентных ставок для развития финансового рынка и экономического роста. В отдельных случаях Центральный банк Россий­ской Федерации пытается влиять не только на валютный курс, но и на процент­ные ставки. Проблема, однако, заключается в том, что невозможно одновременно поддерживать и валютный курс, и процентные ставки. Следует отметить, что в середине 2003 г. сложилась благоприятная ситуация на денежном рынке, характе­ризующаяся избытком ликвидности, что позволило Банку России достаточно лег­ко задавать необходимый уровень процентных ставок через свои операции.

Особое внимание уделяется вопросам, существующим при использовании базовых активов для проведения операций на открытом рынке.

К основным видам активов относятся: государственные ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги, иностранная валюта.

Среди операций, проводимых Банком России, пожалуй, наиболее важное значение имеют операции с государственными ценными бумагами.

Операции с иностранной валютой в Банке России не рассматриваются в качестве операций на открытом рынке, поскольку здесь в основе лежит другая цель. В данном случае эти операции направлены не на управление ликвидностью, а на стабилизацию валютного курса. Изменение ликвидности является следстви­ем, а не причиной таких операций.

Корпоративные ценные бумаги, в соответствии с последней редакцией за­кона о ЦБ РФ, не рассматриваются как возможный базовый актив для операций Банка России на открытом рынке. В настоящее время корпоративные ценные бу­маги могут использоваться в основном для ломбардных кредитов.

К государственным ценным бумагам по российскому законодательству от­носятся ценные бумаги двух уровней: ценные бумаги Федерального бюджета и ценные бумаги субъектов Федерации.

В настоящее время Банк России проводит операции только с федеральны­ми облигациями. Связано это в большой степени с тем, что до недавнего времени рынок ценных бумаг субъектов Федерации России не был в необходимой степени развит. Вместе с тем, небольшие объемы и низкая ликвидность этих ценных бу­маг не позволяли использовать их как базовый инструмент для операций. В по­следние годы фондовый рынок активно развивается и растут активность и объемы не только на рынке федеральных облигаций, но и на смежных рынках, в том чис­ле и на рынке ценных бумаг субъектов Федерации России и на корпоративном рынке. В настоящее время все чаще обсуждается вопрос об использовании в пер­спективе облигаций субъектов Федерации в качестве базового актива для прове­дения операций на открытом рынке. Поскольку это решение будет приниматься в ближайшем будущем, постольку целесообразно рассмотреть мотивы принятия та­кого решения и возможные ориентиры, используемые в данном случае.

Следует отметить, что принятие решения Банком России о допуске того или иного актива или обязательства, того или иного эмитента для использования в банковских операциях не должно быть связано с конкретным эмитентом или с конкретным активом. В последнее время отдельным корпоративным эмитентам удалось получить государственные гарантии по своим обязательствам от неко­торых субъектов Федерации. Эти эмитенты обращаются в ЦБ РФ с просьбой включить их активы в перечень ценных бумаг для проведения операций Банком России на открытом рынке.

Следует иметь в виду, что включение актива корпоративного эмитента в перечень ценных бумаг, принимаемых Банком России в качестве обеспечения, вначале действительно дает положительный результат. Ценные бумаги эмитента попадают в ломбардный список Центрального банка Российской Федерации -список ценных бумаг, которые принимаются к обеспечению по сделкам РЕПО. Это может вызвать повышение привлекательности таких ценных бумаг, рост ак­тивности торгов с ними. Однако Центральный банк Российской Федерации не берет на себя обязательств хранить ценные бумаги в ломбардном списке вечно. При малейшем неблагоприятном изменении обстоятельств финансового поло­жения эмитента Банк России исключает такие бумаги из ломбардных списков, что нарушает стабильность рынка ценных бумаг. Для избежания такого ненуж­ного раскачивания рынка Центральный банк Российской Федерации принял ре­шение не включать облигации индивидуальных эмитентов в свои операции. Кроме того, у ЦБ РФ нет возможности отслеживать финансовое положение каж­дого эмитента, чтобы определить, насколько его облигации целесообразно ос­тавлять в ломбардном списке.

Выбор Банком России активов для инструментов денежно-кредитной по­литики определяется положениями Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Так, в соответствии с этим законом, круг ценных бумаг в операциях на открытом рынке ограничен только государствен­ными. В отношении использования всех остальных ценных бумаг решение долж­но приниматься Советом директоров и/или Национальным банковским советом.

Активы, используемые Банком России, должны быть соответствующего качества, которое характеризуется надежностью и ликвидностью.

Центральный банк Российской Федерации принял решение не оценивать надежность на индивидуальной основе. Так, если будет принято решение о до­пуске облигаций субъектов Федерации к операциям ЦБ РФ, то такие облигации должны будут удовлетворять унифицированному критерию. Сейчас представля­ется наиболее вероятным, что подобным критерием может стать уровень рейтинга эмитента по своим заимствованиям. Этот принцип отношения к ценным бумагам используется при работе с нерезидентами. Перечень активов, которые ЦБ РФ мо­жет приобретать со счетов типа "С", ставится поэтому в зависимость и от уровня рейтинга эмитента.

Облигации же субъектов Федерации не будут приниматься Банком России в обеспечение тех ценных бумаг, рейтинг эмитентов которых отличается от рей­тинга суверенного эмитента.

Вторым показателем качества ценных бумаг является ликвидность. Это значит, что сделки с самим базовым активом должны проходить регулярно. Об­лигации, по которым проходит одна-две сделки в день, даже если эти сделки более или менее заметного объема, ликвидными считаться не могут. Чтобы обли­гации могли стать ликвидными, они должны иметь определенный объем, сопос­тавимый со средним объемом обычного кредита банка, который он получает от Банка России. При этом необходимый объем выпусков ценных бумаг является предпосылкой двух наиболее важных характеристик базовых активов, таких как регулярность сделки и большой объем торгов.

Принятие решения о включении или невключении облигаций субъектов Федерации в перечень ценных бумаг зависит от так называемых технологических ограничений, установленных Банком России. Специфика регулирования россий­ского фондового рынка такова, что Центральный банк Российской Федерации может осуществлять операции на фондовом рынке только в секторе государст­венных ценных бумаг Московской межбанковской валютной биржи. Любые дру­гие операциями с эмиссионными ценными бумагами вызывают проблемы с полу­чением лицензии профессионального участника.

Что касается общей классификации инструментов денежно-кредитной по­литики, то, как уже известно, все инструменты (операции с ценными бумагами) подразделяются на две группы: операции по абсорбированию избыточной ликвид­ности и соответственно повышению процентной ставки и операции по пополне­нию текущей ликвидности и соответственно снижению процентной ставки.

К первой группе используемых инструментов относятся: продажа государ­ственных ценных бумаг из портфеля Банка России; операции обратного РЕПО; депозитные аукционы; эмиссия собственных ценных бумаг Банка России (обрат­ный СВОП) и продажа иностранной валюты (обратный валютный СВОП).

Ко второй группе, т.е. к операциям по пополнению текущей ликвидности относятся: прямое РЕПО; покупка государственных ценных бумаг; погашение либо досрочный выкуп собственных облигаций; прямой валютный СВОП; покуп­ка иностранной валюты. Все операции, кроме валютных операций и депозитных аукционов, относятся к операциям на открытом рынке.

Наиболее действенным инструментом являются прямые операции с госу­дарственными ценными бумагами, к которым относится выпуск облигаций Феде­рального займа.