logo
БАНКОВСКИЙ МАРКЕТИНГ И БАНКОВСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ У

2.3. Формы банковской конкуренции

Формы банковской конкуренции в зависимости от участвующих субъектов:

Конкуренция продавцов – тип взаимоотношений между продавцами по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, проявляющийся в их соперничестве за наиболее выгодные условия сбыта товаров (в данном случае – банковских услуг) и получение на этой основе максимальной прибыли.

Конкуренция покупателей – тип взаимоотношений покупателей по поводу формирования цен и объема спроса на рынке, проявляющийся в соревновании между ними за доступ к необходимым им товарам и наиболее выгодные условия покупки.

Формы банковской конкуренции в зависимости от степени концентрации субъектов:

Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные кредитные институты.

Групповая конкуренция означает, что друг другу противостоят объединения кредитных институтов, выступающие в качестве «ассоциированных» конкурентов.

Виды банковских объединений:

Формы банковской конкуренции в зависимости от используемых методов:

Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги.

Открытая ценовая конкуренция – фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.).

Скрытая ценовая конкуренция – фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Ограниченность ценовой конкуренции:

Неценовая конкуренция – основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта). Целью применения неценовых методов конкуренции является формирование устойчивых потребительских предпочтений.

Дифференциация продукта – индивидуализация продукции, придание ей характеристик, отличающих ее от аналогичной продукции других фирм, в результате чего однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами).

Формы банковской конкуренции в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов:

Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

Предметная конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления, или даже не отличаются по качеству.

Видовая конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающееся каким-то существенно важным параметром. Видовая конкуренция менее интенсивна, чем предметная.

Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между представителями различных отраслей.

Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях.

Входные барьеры:

Выходные барьеры:

Функциональная конкуренция основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями разных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).

Формы банковской конкуренции в зависимости от степени монополизации рынка и свободы конкуренции:

Совершенная конкуренция – ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизированные, однородные) товары, находящихся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.

Несовершенная конкуренция – конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы «вне конкуренции»; иными словами, имеет место неравенство условий конкуренции

Монополистическая конкуренция – конкуренция между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции

Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики.

Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов.