2.3. Формы банковской конкуренции
Формы банковской конкуренции в зависимости от участвующих субъектов:
-
конкуренция продавцов;
-
конкуренция покупателей.
Конкуренция продавцов – тип взаимоотношений между продавцами по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке, проявляющийся в их соперничестве за наиболее выгодные условия сбыта товаров (в данном случае – банковских услуг) и получение на этой основе максимальной прибыли.
Конкуренция покупателей – тип взаимоотношений покупателей по поводу формирования цен и объема спроса на рынке, проявляющийся в соревновании между ними за доступ к необходимым им товарам и наиболее выгодные условия покупки.
Формы банковской конкуренции в зависимости от степени концентрации субъектов:
-
индивидуальная конкуренция;
-
групповая конкуренция.
Индивидуальная конкуренция имеет место, когда конкурентами являются отдельные кредитные институты.
Групповая конкуренция означает, что друг другу противостоят объединения кредитных институтов, выступающие в качестве «ассоциированных» конкурентов.
Виды банковских объединений:
-
некоммерческая ассоциация (союз);
-
временное объединение (синдикат, консорциум);
-
совместное предприятие;
-
финансово-промышленная группа, холдинг.
Формы банковской конкуренции в зависимости от используемых методов:
-
ценовая конкуренция
-
открытое изменение цен
-
скрытое изменение цен
-
-
неценовая конкуренция
-
улучшение качества
-
дифференциация товара (продукта)
-
Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги.
Открытая ценовая конкуренция – фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.).
Скрытая ценовая конкуренция – фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Ограниченность ценовой конкуренции:
-
экономическая;
-
правовая;
-
психологическая.
Неценовая конкуренция – основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта). Целью применения неценовых методов конкуренции является формирование устойчивых потребительских предпочтений.
Дифференциация продукта – индивидуализация продукции, придание ей характеристик, отличающих ее от аналогичной продукции других фирм, в результате чего однотипные товары не являются полностью взаимозаменяемыми (совершенными субститутами).
Формы банковской конкуренции в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов:
-
внутриотраслевая конкуренция
-
предметная конкуренция
-
видовая конкуренция
-
-
межотраслевая конкуренция
-
перелив капитала
-
функциональная конкуренция (конкуренция субститутами)
-
Внутриотраслевая конкуренция – конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.
Предметная конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления, или даже не отличаются по качеству.
Видовая конкуренция – вид внутриотраслевой конкуренции, при котором конкурируют фирмы, выпускающие товары одного вида (т.е. предназначенные для одной и той же цели), но различающееся каким-то существенно важным параметром. Видовая конкуренция менее интенсивна, чем предметная.
Межотраслевая конкуренция – это конкуренция между представителями различных отраслей.
Конкуренция посредством перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности или ее диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях.
Входные барьеры:
-
экономия на масштабах производства;
-
дифференциация продукта;
-
потребность в значительном капитале;
-
издержки конверсии потребителей;
-
недоступность каналов сбыта;
-
ограниченность доступа к источникам ресурсов;
-
недостаток опыта;
-
высокий уровень используемых в отрасли технологий;
-
лицензионные или патентные ограничения.
Выходные барьеры:
-
необходимость списания крупных инвестиций;
-
большие затраты по ликвидации или конверсии производства;
-
нежелание утратить свой сложившийся имидж;
-
честолюбие менеджеров;
-
противодействие правительства;
-
противодействие профсоюзов;
-
протесты поставщиков, клиентов, дилеров и др.
Функциональная конкуренция основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями разных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).
Формы банковской конкуренции в зависимости от степени монополизации рынка и свободы конкуренции:
-
совершенная конкуренция
-
несовершенная конкуренция
-
монополистическая конкуренция
-
олигополия
-
чистая монополия
-
Совершенная конкуренция – ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизированные, однородные) товары, находящихся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.
Несовершенная конкуренция – конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы «вне конкуренции»; иными словами, имеет место неравенство условий конкуренции
Монополистическая конкуренция – конкуренция между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции
Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики.
Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов.
- Банковский маркетинг и банковская конкуренция
- Содержание
- Тема 1. Содержание и специфика банковского маркетинга
- 1.1. Содержание понятия «маркетинг». Три аспекта маркетинга
- 1.2. Специфика маркетинга в банковской сфере
- Тема 2. Банковская конкуренция
- 2.1. Субъекты банковской конкуренции
- 2.2. Банковский рынок как сфера банковской конкуренции
- 2.3. Формы банковской конкуренции
- 2.4. Возникновение и развитие банковской конкуренции
- 2.5. Современные закономерности банковской конкуренции
- Тема 3. Банковская конкурентная стратегия
- 3.1. Сущность банковской стратегии
- 3.2. Типология банковских стратегий
- Тема 4. Исследование банковского рынка
- 4.1. Информационная база банковского маркетинга
- 4.2. Анализ банковского рынка
- 5.2. Ценовая политика банка
- 5.3. Сбытовая политика банка
- 5.4. Коммуникационная политика банка
- Тема 6. Организация банковского маркетинга
- Дивизиональная организация
- Рекомендуемая литература