4.2. Анализ банковского рынка
Анализ рынка – выяснение рыночной ситуации и возможностей сбыта на текущий момент.
Объекты анализа:
-
внешняя среда:
-
макросреда;
-
отраслевая среда;
-
-
внутренняя среда.
SWOT-анализ:
-
S (strengths) – сильные стороны банка (положительные внутренние факторы);
-
W (weaknesses) – слабые стороны банка (отрицательные внутренние факторы);
-
(opportunities) – возможности внешней среды (позитивные внешние факторы);
-
T (threats) – угрозы внешней среды (отрицательные внешние факторы).
Пять сил конкуренции:
-
действующие конкуренты;
-
потребители;
-
поставщики;
-
потенциальные конкуренты;
-
товары-субституты.
Сегментация рынка – разделение рынка на группы потребителей с однородным составом по тем или иным признакам.
Критерии сегментации:
-
юридический статус:
-
юридические лица;
-
физические лица;
-
-
имущественный статус:
-
крупные клиенты;
-
мелкие и средние клиенты;
-
-
географическое положение;
-
частота пользования услугами:
-
пользующиеся часто;
-
пользующиеся редко;
-
-
отраслевая принадлежность:
-
промышленность;
-
строительство;
-
сельское хозяйство и т.д.
-
-
демографические признаки:
-
пол, возраст, семейное положение, размер семьи, доход, профессия, образованию, национальность, религия;
-
-
психографические критерии:
-
образ жизни, характер индивидуальности, склонность к риску, инновативность.
-
Конкурентная позиция – положение, которое рыночный субъект занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с другими конкурентами.
Характеристики конкурентной позиции:
-
доля рынка:
-
абсолютная доля рынка;
-
относительная доля рынка;
-
-
конкурентоспособность:
-
конкурентоспособность продукта;
-
конкурентоспособность банка в целом.
-
Конкурентоспособность банковского продукта – совокупность его качественных и стоимостных характеристик, обеспечивающая удовлетворение конкретной потребности покупателя. В общем виде определяется отношением полезного эффекта к цене потребления: К = ЭП/ЦП.
Конкурентоспособность банка в целом – его способность обеспечивать лучшее предложение по сравнению с конкурентами, его обладание конкурентными преимуществами.
4.3. Наблюдение за рынком
Наблюдение за рынком (мониторинг рынка) – систематическое отслеживание рыночной ситуации в целях выявления конъюнктурных изменений, рыночных тенденций и т.д.
4.4. Прогнозирование рынка
Прогнозирование рынка:
-
составление прогноза на основе статистических методов;
-
построение сценария на основе экспертных оценок.
Тема 5. Реализация банковской стратегии
5.1. Товарная политика банка
Товарная политика – определение и изменение характера и ассортимента предлагаемых услуг, их качества и объема предложения.
Направления товарной политики:
-
ассортиментная политика:
-
определение базового ассортимента;
-
определение текущего ассортимента;
-
-
политика качества;
-
объемная политика.
Политика текущего ассортимента:
-
расширение ассортимента посредством введения в него новых видов услуг;
-
сужение ассортимента посредством удаления из него определенных видов услуг;
-
замена старых видов услуг новыми;
-
углубление ассортимента путем внесения изменений (модификаций) в существующие продукты, исходя из потребностей рынка в целом или отдельных сегментов;
-
позиционирование продуктов, т.е. создание желаемого образа продукта в глазах клиентов;
-
разработка новых областей применения или выявление новых групп потребителей для существующих банковских продуктов.
Тенденции политики текущего ассортимента:
-
рационализация ассортимента, ориентация на снижение издержек или на увеличение выручки:
-
сознательный отказ от более «затратоемких» услуг в пользу менее «затратоемких» (например, замена индивидуализированных услуг стандартизированными);
-
политика косвенного ассортимента;
-
оказание дополнительных услуг за счет более полного использования имеющихся ресурсов;
-
-
пакетирование (packaging), т.е. объединение взаимодополняющих услуг в пакеты услуг;
-
перекрестная продажа (cross-selling), направленная на то, чтобы превратить случайного клиента в постоянного, побудить каждого клиента к приобретению как можно большего количества услуг.
Критерии качества банковских услуг с точки зрения самого банка:
-
скорость внутренних рабочих процессов;
-
уровень издержек на исправление ошибок;
-
эффективность рабочих процессов;
-
уровень мотивации работников;
-
производительность труда;
-
степень кредитного риска и др.
Критерии качества банковских услуг с точки зрения клиента:
-
скорость обслуживания;
-
срочность осуществления операций;
-
наличие ошибок и неточностей;
-
часы работы банка;
-
качество консультирования (глубина, активный или пассивный характер);
-
личностная сторона отношений с банком и др.
Объемная (массовая) политика проводится с целью влияние на цены через объем выносимых на рынок масс банковских продуктов.
- Банковский маркетинг и банковская конкуренция
- Содержание
- Тема 1. Содержание и специфика банковского маркетинга
- 1.1. Содержание понятия «маркетинг». Три аспекта маркетинга
- 1.2. Специфика маркетинга в банковской сфере
- Тема 2. Банковская конкуренция
- 2.1. Субъекты банковской конкуренции
- 2.2. Банковский рынок как сфера банковской конкуренции
- 2.3. Формы банковской конкуренции
- 2.4. Возникновение и развитие банковской конкуренции
- 2.5. Современные закономерности банковской конкуренции
- Тема 3. Банковская конкурентная стратегия
- 3.1. Сущность банковской стратегии
- 3.2. Типология банковских стратегий
- Тема 4. Исследование банковского рынка
- 4.1. Информационная база банковского маркетинга
- 4.2. Анализ банковского рынка
- 5.2. Ценовая политика банка
- 5.3. Сбытовая политика банка
- 5.4. Коммуникационная политика банка
- Тема 6. Организация банковского маркетинга
- Дивизиональная организация
- Рекомендуемая литература